Вечерний @Калининград: царёк над князьками и падение как норма жизни

Важные события четверга: губернатор Цуканов в муниципальной политике старательно копирует федеральную систему отношений, которую лучше бы назвать феодальной; информация о темпах, с которыми Россия проваливается в кризис, становится настолько обыденным явлением, что перестаёт волновать население.

11022016_1.jpg

Царёк над князьками

В четверг губернатор Калининградской области максимально подробно разъяснил принцип работы построенной им в отдельно взятом регионе вертикали власти. Естественно, изобрести что-либо новое высшее должностное лицо и его сотрудники не могли, даже если бы захотели. И картина, которую спроецировал из собственной головы на чужие губернатор, есть лишь подобие общефедерального принципа субординации. Который стоило бы, конечно, называть общефеодальным.

Выступая на заседании правительства региона, Цуканов обратился к главам городских округов и тех районов, которые по недосмотру или ещё какой причине в округа ещё не превратились. «В муниципалитете должен быть один глава, который несет ответственность за все, что происходит на его территории. Никаких разговоров о том, что это не мои полномочия. Если так считаете, то должны собрать вещи и уйти. Так работает принцип вертикали власти. Были у меня проблемы с главой Гусева. Но мы навели порядок. Вот скажите мне, неужели Сергею Подольскому в Гурьевском районе или Александру Ковальскому в Светлогорском районе кто-то откажет из местных князьков выполнять их поручения?» — заявил глава региона.

В этой фразе прекрасно многое, если не всё. Суперцентрализация, тотальный контроль и непосредственное подчинение не каким-то там жителям, а единственному суверену, верховному властителю. Вообще это слово — «князьки» — весьма показательно; именно такими вот удельными княжествами губернатор и видит муниципалитеты Калининградской области. Он же, соответственно, этакий царёк (царь у нас в державе один), раздающий щедрой рукой князькам ярлыки на правление. И вполне способный в случае чего их отобрать.

Яркий пример такого подхода — последнее примечательное назначение. Экс-министр спорта Олег Косенков за не очень понятно какие заслуги (кроме полной преданности патрону и пары мутных историй с горящими машинами и ножом в спине, он ничем особо не запомнился) был то ли повышен, то ли понижен до должности сити-менеджера Пионерского. 

В четверг выяснилось, что формально сити-менеджером он, конечно, стал. Но в душе остался министром спорта и любителем потягать гири. «Вы только на встречах не рассказывайте, что вы министр спорта и в ЖКХ не понимаете. Вы — талантливый менеджер и управленец, а не спортсмен», — заявил, обращаясь к Косенкову, Цуканов. То есть был человек и остаётся в душе спортсменом, видел он эти трубы отопления в гробу и в белых тапочках, да и не понимает в них он ничего. Но сверху дан ему приказ, партия сказала «надо», и мастер гиревого спорта ударяется оземь и обращается в эксперта по ЖКХ и талантливого управленца. Воистину, волшебная сила губернаторского слова.

Перед этим Цуканов довольно подробно расписывал ужасающее состояние местных органов власти до того, как он в очередной раз обратил своё государственное мышление на них и стал рассылать своих вассалов на должности глав администраций. По всему выходило, что если бы экс-министры не побросали свою работу в кабмине и не схватились бы за рычаги муниципальной власти по велению свыше, то неминуемая смерть пришла бы в городские округа и районы.

Контроль над управлением это, конечно же, хорошо и полезно. Но в муниципалитетах России по какому-то недоразумению ещё существует нечто, называемое «местным самоуправлением». Вроде бы как это когда местные жители свои, земные вопросы стараются решать сами, выбирая для этого себе местную же власть. Выберут не ту — получат проблемы, набьют шишки, извлекут уроки. Наверное, рано или поздно. К сожалению, выборы на низовом уровне во все предыдущие годы были самыми грязными и гнусными, партии, чиновники и политики тащили в муниципальную власть одних негодяев, местный криминалитет — других. Не стоит далеко ходить за примерами, осенью 2013 года сотни местных депутатов избирались под непосредственным контролем правительства Цуканова, вне зависимости от партийной принадлежности. В результате всех этих пертурбаций вменяемых людей, желающих при этом тратить своё время на работу в органах местного самоуправления, практически не осталось.

Насеваемая Николаем Цукановым (надо признать, довольно успешно) феодальная, по сути — реактивная система хороша для того, чтобы удержать на какое-то время разваливающиеся и расползающиеся муниципалитеты «в кулаке». Однако она нежизнеспособна в стратегической перспективе, так как держится на личностях, но не на институтах. Число лояльных губернатору людей исчерпаемо, а при его исчезновении (по какой угодно причине) весь карточный домик, построенный на преданности, заглядывании в глаза и вилянии хвостом, тут же разваливается. 

Но может ли кто-нибудь упрекнуть носителей временщической идеологии в местном правительстве в излишней тяге к стратегическому мышлению?

11022016_2.jpg

Падение как норма жизни

Признаки глубокого социально-экономического кризиса в России образца февраля 2016 года стали настолько частыми явлениями, что, кажется, особо никто на них и внимания не обращает. 

К примеру, не вызвало заметного содрогания у широких общественных масс заявление председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова о том, что реальная заработная плата в стране в минувшем году сократилась на 20 процентов. 

Росстат при этом фиксирует сокращение реальных доходов на уровне 10 процентов. Калининградцы, согласно данным официальной статистики, находятся по этому показателю в худшем положении, чем среднестатистический житель страны. В январе Калининградстат сообщал, что реальные располагаемые денежные доходы жителей Калининградской области снизились на 12,1 процента.

Но информация о том, что с каждым днём жизнь в стране всё хуже и хуже, никого, кажется, особо не беспокоит. Редкие протестные всплески организованы настолько коряво, что не вызывают ничего, кроме усмешки. Ну не будешь же всерьёз воспринимать озвученный накануне призыв «Справедливой России» к Дмитрию Медведеву «отменять поборы или уходить». 

Во-первых, «поборы» назначал не только и не столько премьер-министр, во-вторых, уходить ему или оставаться — решение вовсе не в компетенции самого Медведева. А обращаться к тому, кто может одним негромким словом убрать любого чиновника, включая главу правительства, у «эсеров» кишка откровенно тонка.

Сам же Дмитрий Медведев продолжил своё путешествие по астралу, вновь похвалив в четверг контрсанкции России против Запада. Впрочем, в определённом контексте заявление Медведева не так уж далеко от пределов разумного. «Введение контрсанкций оказалось выгодно нашим аграриям, надо это признать абсолютно точно. Они быстро сориентировались в новых условиях, сумели занять освободившиеся на рынке ниши. А меры по импортозамещению в сельском хозяйстве, которые мы приняли в последние полтора года, позволили сохранить темпы роста отрасли», — отметил премьер. К сожалению именно аграриями, притом — теми, кто щедро черпает из бюджета миллиарды субсидий, список благополучателей и ограничивается. Иные отрасли, а в первую очередь — обычные жители страны, получили в основном радикальное сокращение ассортимента товаров на полках и такое же радикальное увеличение их цены. Минэкономразвития заявило, в частности, что розничная торговля завершила 2015 год с худшими результатами более чем за 40 лет.

Банк России же в четверг продолжил начатые в среду оправдания — он пытается опровергнуть распространённую агентством «Reuter» информацию о планах Минфина и ЦБ компенсировать дефицит бюджета за счёт непрямого занижения курса рубля. Агентство, ссылаясь на сразу несколько источников среди чиновников финансового блока, называло этот метод «неформальным таргетированием курса». Путём, соответственно, корректировки темпов и объемов операций на валютном рынке. ЦБ же, равно как и Минфин, со вчерашнего дня твердят, что никаких намерений влиять на курс рубля у них нет. А наилучший способ стабилизировать рубль, как заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, — снять его зависимость от нефти.

Рубль послушал всё это и в очередной раз упал. Евро на торгах в четверг пробило отметку 91 рубль, а доллар превысил 80 рублей. Впрочем, как и остальные печальные новости, эта информация народонаселение не очень-то и взволновало. Ну, или пока что россияне стараются волнений не показывать. 

Согласно данным январского опроса «Левада-Центра», количество тех, кто считает, будто дела в стране идут в нормальном направлении, и тех, кто уверен, что «события ведут нас в тупик», конечно, выравниваются. Но до встречи этим двум графикам пока что далеко.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.