К 11:00 у ТЦ «Плаза», откуда должна была стартовать социальная акция, собрались, кажется, представители всех СМИ города. Приехал и министр социальной политики, в прошлом, кстати, тоже журналист, Олег Грознецкий. Но главным в этой толпе был не он, а молодой парень на инвалидной коляске. Вот он с легкостью поднимается по пандусу «Плазы» - здесь пандус пологий и соответствует всем нормам. Начать акцию организаторы решили с положительного примера, которых, к сожалению, в Калининграде практически нет.
Дмитрий Андреев – спортсмен, выжимает штангу лежа. 5 лет назад Дмитрий, придя из армии, поступил на экономический факультет РГУ им. Канта. Поступил на дневное отделение, на бюджетную форму, и пошел подрабатывать на стройке. Тогда-то, при строительстве торгового центра на площади Победы, он и стал инвалидом – упал с высоты. Университет ему пришлось бросить почти сразу – корпус на улице Чернышевского не предназначен для людей с ограниченными возможностями. Теперь он учится в другом вузе, занимается спортом, входит в региональное отделение Ассоциации молодых инвалидов «Аппарель» и пытается обратить внимание на проблему инвалидов.
Работники СМИ, прибывшие к назначенному времени в назначенное место, ожидали увидеть в инвалидном кресле самого министра Грознецкого. Ничего плохого, конечно, они ему не желали, но ведь само название акции «Испытано на себе» предполагало такое развитие сюжета. Но Олег Борисович тактично отказался: «Мое внимание к этому привлекать не надо. Я с этим каждый день сталкиваюсь», - сказал он и предложил бывшим коллегам самим примерить роль колясочника. Желающих нашлось не много: то ли суеверия мешали, то ли не могли оторваться от работы, поэтому в инвалидные кресла сели фотограф Виктор Гусейнов и корреспондент «Нового Калининграда.Ru». Задача была вполне простая: преодолеть расстояние от ТЦ «Плаза» до автобусной остановки и попробовать сесть в автобус. Однако на практике оказалось, что сделать это крайне трудно: первый же бордюр, который, по какой-то причине у пешеходного перехода оказался не ниже, чем в остальных местах, преодолеть без посторонней помощи не удалось.
Не отъезжавший от журналистов в колясках Дмитрий все время подсказывал, как нужно управлять «машиной»: «Чтобы повернуть, колеса нужно крутить в разные стороны – одно – вперед, другое - назад», - учил он, но и это выходило с трудом - руки начинали быстро уставать. Спустившись с одного бордюра, никто уже не рискнул заезжать на второй, с противоположной стороны дороги. Так и остались трое в колясках ожидать зеленого сигнала светофора на проезжей части, чтобы перейти, то есть переехать на другую сторону Ленинского проспекта. «А если нас собьет машина, виноваты будем мы», - «обнадеживал» Дмитрий.
Зеленый свет сменяется на красный как-то очень быстро. Даже несмотря на помощь коллег, неопытные колясочники не успели пересечь проезжую часть вовремя. Но водители, к счастью, терпеливо ждали, так что обошлось без жертв. Стоять на остановке пришлось недолго – подъехал автобус 44 маршрута, на котором, кстати, все автобусы приспособлены для перевозки инвалидов. Впрочем, приспособленность транспорта еще не значит приспособленность водителя: мужчина за рулем, нарушая правила дорожного движения, не заехал в «карман» и остановился в крайней правой полосе. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» на коляске так и не успел к автобусу, потому что несколько минут пытался спуститься с бордюра. Хрупкие девушки-коллеги не смогли спустить коляску с тротуара, а у пришедшего на помощь парня, ожидавшего на остановке автобус, получилось это не с первого раза. «Вы не волнуйтесь, это мы эксперимент проводим», - успокаивали журналисты случайного помощника. Оно и понятно – не каждый день в городе увидишь человека на инвалидной коляске.
Следующий пункт остановки – бывший магазин «Океан». Так как Дмитрию даже при помощи двух мужчин не удалось сесть в «приспособленный» автобус 44, его отвезли на место на такси Социальной службы перевозок. По дороге парень рассказал, что даже соседи, с которыми он прожил бок о бок ни один год, не понимают его. Мол, зачем он вообще из дома выходит, пытается жить как все, да еще и машину паркует не там, где нужно. «Главная задача, с которой люди сталкиваются, когда получают инвалидность, - это просто выйти из своей квартиры, преодолеть психологический и физический барьер, когда ты выходишь на улицу и когда сталкиваешься с кем-нибудь взглядами», - вспоминал парень. А еще он рассказал, как пытался проехать на новом троллейбусе «для инвалидов» маршрута 7 , который недавно открывал сам глава города Александр Ярошук.
«Вот недавно был репортаж о новом троллейбусе. Я сам лично пытался на нем проехать. Во-первых, я столкнулся с проблемой, что этот троллейбус не смог подъехать непосредственно к месту стоянки, но это проблема общей остановки в городе. Другая проблема оказалась в том, что у водителя не было ключа, чтобы этот пандус развернуть на стоянку. Я не смог просто попасть в этот троллейбус. К тому же, любому человеку, который захочет проехать на этом троллейбусе, для начала нужно уточнить в диспетчерской, когда он будет конкретно ехать по этому маршруту», - посетовал Дмитрий Андреев.
У бывшего «Океана», при входе в один из магазинов, было наглядно показано, как пандусы делать не надо. Зато такими можно строить горки для детей. Наклон – около 45 градусов, а это примерно в 4 раза больше нормы. Спортсмен Андреев забраться на него не рискнул. «Я второй раз на больничной койке оказаться не хочу», - сказал он. Зато рискнул фотограф Гусейнов, участвующий в эксперименте. Правда, не без помощи коллеги-тележурналиста. Как оказалось, забраться на этот пандус – полбеды. Нужно еще спуститься, а это грозит скоростным вылетом прямо под колеса машин.
«Одна из главных задач этой акции, чтобы люди над этим задумались, - говорил в завершении мероприятия журналистам министр Грознецкий. - Речь идет не только о пандусах, которые вы сегодня видели. На сегодняшний день в Калининграде нет ни одной парикмахерской, предназначенной для инвалидов-колясочников. Нет ни одного стоматологического кабинета, который готов оказывать все виды медицинской помощи для инвалидов-колясочников… На наш взгляд очень важно привлечь внимание всех представителей общества к проблеме. А в свою очередь социальные службы, Министерство социальной политики готовят программу «Доступная среда», которая будет предусматривать ряд стратегических направлений», – рассказал он.
Грознецкий пообещал и доступность транспортной и информационной инфраструктуры, и удобность новых дорог, в общем, комплексную программу, которая войдет в программу социальной поддержки Калининградской области, а в следующем году - в отдельную федеральную программу.
А потом все разошлись. Журналисты встали из колясок и пошли писать репортажи, монтировать сюжеты. А Дмитрий Андреев остался. Один на один с коляской и городом, который, как показал эксперимент, совсем не для инвалидов.
Текст – Мария Бочко, фото – Кирилл Клейков
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2025