«Часть пациентов умерли»: как у лекарств на 28 миллионов вышел срок годности

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

После заявления Росздравнадзора о том, что в области были выявлены лекарства с истекшим сроком годности на сумму 28 миллионов рублей, и требования возвратить эти деньги как неэффективно потраченные бюджетные средства в правительстве региона провели срочный брифинг по этому вопросу. «Новый Калининград.Ru» узнал, почему из-за схемы обеспечения образовались ненужные и очень дорогие препараты.

Как рассказала руководитель службы контроля качества медицинской помощи и лицензирования Калининградской области Татьяна Николаева, ситуация сложилась из-за смены схемы лечения больным, которым ранее был назначен тот самый препарат. Лекарство было закуплено еще в 2012 году. На тот момент его срок годности составлял 2 года, что нормально для данного узкоспециализированного медикамента.

«Речь идет о лекарственных препаратах, которые были закуплены с нормальным сроком на нормальных условиях абсолютно доброкачественными. В акте Росздравнадзора зафиксированы остатки одного препарата с истекшим сроком годности — „Иматиниб“ в количестве 515 упаковок на сумму 27,5 миллионов рублей. Это достаточно дорогостоящее лекарство. Используется для лечения онкогематологических больных. Закупается и поставляется в Калининградскую область Минздравом РФ по программе 7 высокозатратных нозологий», — рассказала Николаева.  

Она пояснила, что заявка по этим препаратам формируется за год. То есть препараты на 2013 год формируются в марте 2012 года. «Заявка формируется исходя из реальной потребности на дату составления заявки, согласно расчетам для каждого пациента, каждому из которых рассчитывается своя схема», — пояснила чиновница. Согласно схеме затем заявка защищается в Минздраве, и происходит закупка лекарств.

При этом невостребованные остатки стали возникать уже в январе 2013 года. «Но на 2013 год у нас была подана заявка, написанная в 2012 году по данным потребностей больных на дату создания заявки». Но уже в 2013 году часть пациентов, для которых подавали заявку на эти препараты, была переведена на более адекватную терапию, «так называемую терапию второй линии». И заказанные лекарства остались невостребованными.

Таким образом, на конец 2013 года образовался остаток препаратов в количестве 722 упаковок на сумму 38,9 млн рублей. На следующий год с учетом уже имеющихся остатков этот препарат в заявку не входил, не заказывался и не поставлялся в регион. Его израсходовали в количестве 207 упаковок из невостребованной части.

Предполагалось использовать больше. Но 264 упаковки остались из-за перевода пациентов на более эффективные схемы лечения. 144 упаковки не были израсходованы в связи с тем, что часть пациентов, на которых производились расчеты… эти пациенты просто умерли, и препарат был не востребован. 

Руководитель службы контроля качества медицинской помощи и лицензирования Калининградской области Татьяна Николаева

_NVV9868.jpg

При этом, как подчеркнула Татьяна Николаева, после передачи лекарства в область препарат становится собственностью субъекта. И главная проблема в том, что механизма возврата невостребованных лекарств просто не существует. По словам чиновницы, региональный минздрав пытался передать ненужные остатки в другие области, оставляя заявки на специализированном сайте. «Но такая же ситуация по остаткам препарата была и в других регионах. Поэтому они были не востребованы», — пояснила она.

Есть и другая сторона проблемы. Федеральные центры меняют схемы лечения для отдельных пациентов, назначая им дорогостоящие препараты, средства на которые в бюджете области не предусмотрены. И эти назначения делаются без учета имеющихся запасов препарата, который и стал причиной 28-миллионного ущерба. Складываются ситуации, когда больному дважды за год покупают дорогие лекарства. На новые препараты, заменяющие «Иматиниб», за 3 года из бюджета области было потрачено 85 миллионов рублей.  

«Если бы методика лечения не была изменена, мы бы исполнили ту заявку, которая у нас есть, и не приобретали бы новые препараты. Но тяжесть состояния пациента — главный фактор для специалиста. Исходя из него и назначаются препараты. Не назначать их тоже нельзя», — подчеркнула Николаева. Она отдельно отметила, что пока предписаний о возврате 28 миллионов в федеральный бюджет не поступало. «Мы свои возражения направили в Росздравнадзор, но их позиция в том, что выделенные бюджетные средства не были использованы», — рассказала Татьяна Николаева. При этом представители регионального Минздрава отмечают, что создается заявка на этот препарат на 2015 и 2016 годы.

Резюмируя вышесказанное, можно построить схему: заявка на получение препаратов подается регионом в Минздрав РФ за год. За это время часть больных переводят на другие схемы лечения. Другие уходят из жизни. А препарат поступает по запрошенным нормам, которые спустя год уже не актуальны. Так получаются миллионное излишки дорогостоящего препарата, у которых выходит срок годности, и которые нельзя вернуть в федеральный центр. А оплатить утерянные после окончания срока лекарств деньги теперь требуют от областного бюджета. Представители регионального минздрава, по словам присутствующих сегодня на брифинге специалистов, писали обращения и письма о ситуации. Но процедура так и не была изменена. И в итоге и без того не переполненный региональный бюджет должен заплатить 28 миллионов за несовершенство схемы поставки лекарств. 

По словам сопредседателя исполкома калининградского ОНФ, который следит за эффективностью использования бюджетных средств, Олега Авдыша, необходимо проверить действия лиц, которые организовали закупку. «По 61-му федеральному закону просроченные лекарства должны быть уничтожены. Получается, что мы 28 миллионов сожгли», — отметил Авдыш.

Напомним, предписанием Росздравнадзора губернатору области Николаю Цуканову внесено представление с требованием о возмещении необоснованно потраченных средств федерального бюджета в размере 27,9 миллиона рублей, которые образовались из-за дорогостоящих просроченных лекарств, и о привлечении к дисциплинарной ответственности и.о. министра здравоохранения области Вероники Карташовой и других виновных должностных лиц. Материалы проверки направлены в Следственный комитет РФ и Калининградской области для организации проверки в рамках уголовного законодательства.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алёна Пятраускайте

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.