Депутат: "Командный принцип работы сослужил нам плохую службу"

Все новости по теме: Эпоха Николая Цуканова
Депутат: "Командный принцип работы сослужил нам плохую службу"
Председатель комитета областной Думы по развитию инфраструктуры, промышленности, строительству, туризму, малому и среднему предпринимательству Александр Кузнецов рассказал корреспонденту "Нового Калининграда.Ru" о том, какой будет работа депутатов с губернаторами, почему Николаю Цуканову нельзя то, что можно было Георгию Боосу и почему в последние 5 лет Дума была пассивной. Депутат рассказал, почему для народных избранников стало неожиданным решение о назначении на должность главы региона Николая Цуканова и почему сам Кузнецов не боится эпитета "конъюнктурщик". 
Александр Кузнецов возглавил комитет в середине сентября. В своем интервью он также делится теми инициативами, которые намерен осуществить в ближайшее время.

- Что изменится с Вашим приходом на должность руководителя комитета? Или все оставите так же?

- Нет, конечно. Надо понимать, что пока это предварительные, так сказать, рассуждения вслух. Я говорю о трудности такого характера: прежде чем говорить о том, что делать, как делать и в какие проекты это можно воплотить, нужно многое обсудить с партнерами. Только потом предложить общественности программу, готовую к действию: с учетом экономических и иных обстоятельств, конкретных фамилий исполнителей.

- А кто ваши партнеры?

- Проблема в том, что по ключевым фигурам этого списка исполнительная власть только определяется.

- Возвращаясь к кадровому составу команды. Вы как-то собираетесь и есть ли у вас возможность повлиять на назначения в новом правительстве по профилю вашего комитета?

- Этот вопрос сейчас очень уместен. Прежде чем говорить об этом, необходимо, чтобы исполнительная власть пошла на переговоры с законодательной по утверждению кандидатур. На сегодняшний день этого нет. И ранее этого не было - ни в организационном плане, ни в личностном. По организационной части: не было нормативных актов, которые обеспечивали такой подход. 

- Почему же? Нормативные акты как раз в компетенции областной Думы.

- Тогда предыстория... Когда пришел к власти Георгий Боос, ему было оказано вселенское доверие. И в центре, и на Северо-Западе, и в регионе. Он создал определенную схему управления. Он также взял на себя ответственность, что по результатам исполнения этой схемы за 5 с небольшим лет будет достигнут такой же уровень жизни, как в Литве и Польше. Но для этого все политические процессы замыкались на исполнительной власти. 

Нужно сказать, что решение по созданию таких преференций исполнительной власти принималось командно. Не было такого, что пришел диктатор и провозгласил новые порядки в регионе. Данный механизм обсуждался, публичные обсуждения шли на разных уровнях: фракция, партия и депутаты участвовали. Приглашение - гласное, негласное - звучало примерно так: "Если вы хотите, чтобы такой уровень жизни был достигнут, схему нужно выдержать". Областная Дума согласится с тем, что у него будет больше полномочий решать вопросы вокруг своей деятельности, чем у предыдущих губернаторов.

Если все это оценить,то, где мы находились в 2005 году и куда мы должны были прийти в 2011-2012 годах, то это был просто исторический прорыв. Конечно, под такие цели поступиться частью полномочий, было не жалко. 

- Допустим, то, что Дума так легко "сдалась" исполнительной власти и было режимом благоприятствования...

- Я очень сожалею, что никто в команде Георгия Валентиновича и в Думе, кто отвечал за общественное мнение не посчитал нужным эти нюансы работы команды, выработки управленческих решений донести до сведения людей. Нужно нам было внятно это людям объяснить, а не делать вид, что это наши внутренние дела, все идет как и должно идти. Понятно, жизнь все расставит на свои места. Потом, когда мы достигнем намеченных результатов, всем будет все равно - что там Дума уступила, что губернатор. Кому вообще интересны эти взаимоотношения, если у людей есть возможности нормально строить свою жизнь? 

Я бы и сейчас на все эти возражения махнул рукой, если бы конечная цель была достигнута. Если бы мы достигли уровня жизни соседних стран, я бы вступился за наш подход и сказал бы, что он 100-процентно верен.

- Но этого не случилось

- Да. И на это есть много разных причин. Кто-то вам про экономический кризис расскажет, кто-то - про таможенные препоны, кто-то приведет другие причины. Действительно, есть объективные причины. Но факт остается фактом. Не случилось. И вот тогда правомерно встает вопрос - а зачем же были все эти преференции? Но, вот, видите, у нас уже только по этой теме получается отдельный долгий разговор. 

К тому же, вы знаете, я вполне уверенно чувствую себя и в разговорах с избирателями, и в дебатах с политическими оппонентами. Несмотря на кризис, несмотря на сложные условия, отдаленность Калининграда, мы смогли добиться неплохих результатов по очень многим направлениям. Я специально приведу пример из самой, на мой взгляд, спорной отрасли - здравоохранение. Читает губернатор доклад - смертность уменьшилась. Да, есть вопросы. И к системе, и к реализации. И у меня есть вопросы. Я тоже со многими подходами в реформе здравоохранения не согласен как житель региона. Это не мой профильный комитет, я занимаюсь инфраструктурой, здесь я сужу как рядовой житель - не нравится. Но я не сумасшедший, я признаю факты: смертность уменьшилась, рождаемость увеличилась. А именно это и есть цель здравоохранения. 

- Так все же вернемся к кадровым назначениям в новом правительстве.

 - Да, это я вам рассказал, почему у нас в регионе была та практика, при которой у нас не спрашивали мнения по назначениям. А теперь я Вам скажу, на мой взгляд, главное в этом вопросе. Настоящей проблемой было не то, что министры и другие руководители назначались без совета с нами. По большому счету – это дело губернатора. Он назначает, ему работать, он несет ответственность за своих назначенцев в том числе. Проблема была в том, что на практике этой ответственности никто не нес. «Командный» принцип работы – когда Дума и правительство в кадровых вопросах как бы в одной лодке – сослужил в этой части плохую службу. 

Правильный ли такой подход сегодня? Отвечаю: нет. На мой взгляд, мы имеем совершенно специфическую ситуацию. Во многом неожиданным решение по выбору кандидатов в губернаторы было для всех. Включая Николая Николаевича. 

- Подождите. Но ведь кандидатуры губернаторов предлагает партия

- Да, партия. Партия, набравшая большинство в региональном парламенте.

- Так вы - член этой партии. Николай Николаевич - председатель регионального отделения "Единой России". И решение этой партии вдруг становится для вас неожиданным? Получается, региональные члены "Единой России" не знали, чьи фамилии отправят на утверждение президенту?

- Знали. Длительное время - до июля - нашим кандидатом был Георгий Валентинович Боос. В нашем случае в списках также фигурировала фамилия Дацышина - очень значимая фигура в регионе, фигура Николая Николаевича Цуканова тоже фигурировала. Это была своеобразная дань уважения за успешную работу на региональном поприще. 

И потом происходит "вдруг". По поводу этого "вдруг" сейчас существует много комментариев, информации. В региональном отделении партии при этом ничего не поменялось. Но надо понимать, что "Единая Россия" в Москве принимает решения по своим принципам. Список поменялся известным образом. Дальше решение принимал президент.

Как относится к этому решению? Это право президента и он его реализовал. К решению нужно относиться с уважением, памятуя о статусе президента. Я за него голосовал в свое время. Я свой выбор сделал.

Но теперь следует помнить о следующем обстоятельстве. Мы ведь заранее не готовились к смене лидера региона. Николай Николаевич тоже оказался перед этой задачей сиюминутно. Так что у Николая Николаевича ситуация весьма и весьма непростая. Мы все оказались в непростой и очень ответственной ситуации. У Думы должна быть несколько иная роль теперь. 

- Вы заявляете о том, что у Думы должна быть иная роль. А сам Николай Николаевич вам, депутатам, фракции, партии об этом что-либо говорит?

- Публичные заявления такого порядка прозвучали. На встрече с фракцией Цуканов подтвердил, что готов пойти на изменение формата отношений с Думой, даже если для этого потребуются изменения законодательства. И, отвечая на ваш прямой вопрос о кадрах - кого хотите видеть, я скажу: я сейчас хочу видеть не кого, а что - процедуру, по которой Дума была бы встроена в механизм утверждения кандидатур. К тому же, мне кажется, будет правильно, если губернатор выслушает каждого председателя профильного комитета о его взглядах на развитие подведомственных отраслей, их проблемах и решениях. Но это, безусловно, должен не я, а спикер корреспондировать губернатору. Я лично готов изложить губернатору свое видение по всем направлениям работы, указанным в названии моего комитета.

 - Я так понимаю, вы о персоналиях вообще говорить не будете? 

- Поймите, здесь принципиальным является вопрос – будет ли Дума контролировать их деятельность в пределах своих полномочий. И будет ли она вмешиваться в случаях неэффективной работы должностных лиц. Или опять все будет прикрыто «командным подходом»? Инструмент под названием «команда» хорош для обеспечения эффективной работы. Но он не должен превращаться в прием ликвидации принципа разделения законодательной и исполнительной властей. И здесь впору посетовать на малочисленность реальных сторонников «оппозиции». 

- Но Вы же прекрасно понимаете, что если какая-то партия получит власть, количество ее сторонников резко увеличится. Так произошло и с "Единой Россией". Взять хотя бы пример фракции вашей партии в областной Думе.

- То, что правящая партия получает одномоментно огромное количество сторонников - это российская политическая реалия. Что касается меня, то меня на вашем портале назвали конъюнктурщиком. Знаете, даже не обидно. Все эти термины меняют свою окраску в зависимости от того, для чего человек конъюнктурщик. Если я конъюнктурщик для того, чтобы себе чего-то там - служебную машину, бизнес, подряды выгодные получить, родню пристроить - тогда да, это обвинение. А если понятно, что я конъюнктурщик для того, чтобы интересы избирателей обеспечить - это другой вопрос. Это - не повод для осуждения.

- Вы будете настаивать на том, чтобы те министры, по вашему профилю, которые еще сохранили свои посты, остались на своей должности? 

- Мы отставок требовать не будем. Все зависит от того, кто будет предлагаться. Каждая персона должна оцениваться сравнительно. К примеру, Сергей Олегович Бучельников - вице-премьер реального сектора. Всем формальным требованиям отвечает. Но, если по мнению Николая Николаевича, есть более эффективная персона, то может возникнуть предмет для разговора.

- А вам какие-то кандидатуры на обсуждение уже предлагали? 

- Нет. Избранная губернатором схема назначения «исполняющих обязанности» с последующим переназначением по результатам работы позволяет Думе точно выполнить свою функцию – утвердить правила и проконтролировать их исполнение. Будет результат – будет что обсуждать. Достойных людей в области много.

- Хорошо, тогда другой вопрос: как вы оцениваете работу вашего комитета до нынешнего момента и работу министерств по вашему профилю? 

- Тут ситуация еще сложнее для анализа и оценки. Комитет абсолютно справлялся с тем, что ему было отведено. Другое дело, что ему не так много было отведено. Реально влиять на формирование политики в своих отраслях комитету не предлагалось. Инициатива была отдана министерствам. Инициативы специалистов комитета по каким-то причинам игнорировались. Приоритет отдавался тем людям, силам и группам, которые я даже оценить не могу. К примеру, по моим данным, при разработке социально-экономической стратегии региона местные специалисты не привлекались. 

Комитет, на мой взгляд, хорошо проявил себя при решении "пожарных" проблем: история с закрытием маршрутов на железной дороге, вопросы тарифов, земельных платежей и т.п. Другое дело, что Дума в целом и наш комитет плохо пропагандировали успехи в тех сферах, где все понятно и близко людям. Вот тарифы на электроэнергию для бизнеса скакнули. Все кричат: "Караул!" Мы эту ситуацию помогли урегулировать. Это человеку понятно. Или помните, одно время стоял вопрос с кадастровой стоимостью земли. Вопрос сейчас решен. Вот что надо было пропагандировать. Платил человек 10 тысяч, а стал - тысячу платить. Понятно? Понятно! А кто помог? Депутаты. Да, молодцы, ребята! Еще раз изберем и так далее. 

А вот другая работа - создание законодательной базы и создание условий, а она не видна, проклятая. Пахать тут можно день и ночь, выверять, тома писать, нормы, правила перепроверять. Большой повседневный труд. Комитет «вкалывает», эксперты работают. Письма рассылаем, круглые столы проводим: подскажите, вам что надо, а вам - что надо. Никому ничего не надо! Вот кто-то пишет – «поехал и документы сразу получил», и кто же знает, что тут полгода вкалывали, чтобы он поехал и сразу что-то получил. Мы эту ситуацию не доносим, не договариваем. Проектов «на-гора» комитет много хороших выдал. Правда, на большинство из них получены ответы: "вот в таком-то министерстве на изучении". А в пожарных ситуациях мы были безупречны. 

- И последнее, что от вас сейчас хотелось бы услышать, как от нового председателя комитета - какие конкретные шаги будут предприняты. 

- У меня три блока предложений. Первый связан с системой взаимодействия исполнительной и законодательной властей. Нельзя, чтобы Дума была, мягко говоря, на вторых ролях. У нее есть своя, предписанная роль – участие в выработке государственных решений регионального уровня, разработка и утверждение правил, контроль за их исполнением. Тут может появиться целый блок новых нормативных актов. Но программы, в том числе отраслевые, должны согласоваться здесь, бюджет должен представляться на утверждение в более развернутом варианте, инвестиционные проекты должны проходить экспертизу в Думе. 

- Может быть, вы будете настаивать на возвращении контрольно-счетной комиссии Думе?

- Нет. Но вот процедура утверждения членов КСК (контрольно-счетной комиссии - прим. "Нового Калининграда.Ru") вызывает у меня сомнения. Сейчас губернатор, по сути, является главным распорядителем бюджетных средств. И он же предлагает к назначению того, кто его будет проверять. На мой взгляд, это будет мешать работе КСК. 

- Так ведь губернатор предлагает по представлению оппозиции.

- Это не записано законодательно. Понимаете, демократические инструменты предполагают, что эта самая демократия не зависит от доброй воли того, кто принимает решения. Да, в данной ситуации Георгий Боос выступил как либеральный и благородный руководитель. А если придет нелиберальный руководитель и так не поступит? Не должна процедура утверждения контролеров зависеть от чьей-то доброй воли. Это плохой закон. Хорош тот закон, когда руководитель вынужден поступать по принципу: и не хотел бы, а должен. 

- Давайте вернемся к вашим инициативам. В чем состоят ваши два других приоритета?

- Второй блок предложений связан с тем, что в регионе необходимо создать современный инструмент, обеспечивающий интеграцию информации, необходимой для решения управленческих задач. Такого инструмента у нас сегодня нет. Если мы возьмем данные статистики и сравним с данными общественных организаций и соответствующих министерств, то мы увидим массу расхождений. Я уже не говорю о расхождениях в трактовке. У нас не хватает глубины понимания что и для чего мы делаем. С какими последствиями для региона. Эффективность использования ресурсов невозможно просчитать. Касается ли это Приморского кольца или транспортного налога. 

- Я правильно понимаю, что вы говорите о неком центре, который помог бы делать экономические обоснования проектов действительно "экономическими": просчитанными, основанными не на предполагаемых, не всегда очевидных, выгодах?

 - И «экономическим», и «социальным». Здесь нет никакого креатива. В рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" в каждом регионе необходимо создать ситуационный центр органов государственной власти. И эти центры будут просчитывать варианты развития событий после принятия тех или иных решений, позволят руководителям принимать адекватные управленческие решения по вопросам развития социальной и экономической сферы. 

Не буду погружаться в специфику вопроса организации и функционирования такого центра. Скажу лишь, что в ряде регионов и в большинстве федеральных министерств этот инструмент уже используется. У нас первым шагом в этом направлении может стать создание высокопрофессионального регионального центра прогнозирования. В нашей области его целесообразно создать на имеющейся современной научно-технической базе РГУ им. Канта, что существенно сократит требуемые затраты и повысит эффективность практической деятельности университета. 

Основными задачами, решаемыми таким центром, стали бы: оценка экономического состояния региона, прогнозирование его развития, моделирование последствий управленческих решений, обеспечение поддержки процесса принятия управленческих решений, экспертная оценка решений и их оптимизация. Потребителями услуг центра могли бы быть губернатор, региональные министерства, региональные представительства федеральных структур, Дума, органы местного самоуправления, отраслевые профессиональные сообщества, политические партии, бизнес. 

- Третья инициатива?

- Это разработка политик на уровне региона по предмету ведения. Региональная научно-техническая и промышленная политика. Политика в сфере развития механизмов государственно-частного партнерства. Региональная инновационная политика. Политика в сфере формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Политика отраслевая - к примеру, в сфере транспортной логистики Калининградской области в РФ и международных транспортных коридоров в регионе Балтийского моря. Пока не будет политики - будет у нас пожарная работа. Случилось что-то, что требует реакции - вмешались. Но и это вчерашний день. Управленец должен знать, куда он идет. Иначе он придет в "никуда".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.