Сергей Мельников: «В Балтийске воздух почище будет»

Все новости по теме: Муниципалитеты

Бывший замглавы администрации Калининграда Сергей Мельников, отвечавший в областном центре за городское хозяйство, в марте был назначен и.о. главы администрации Балтийского муниципального района. В большом интервью «Новому Калининграду.Ru» он рассказал, почему мэр Калининграда Александр Ярошук его отпустил, с чем ему пришлось столкнуться в Балтийске, а также какие перспективы есть у самого западного города области.

«Я это вижу как повышение»

— Сергей Викторович, основная интрига, связанная с вашим назначением, — как вас отпустил мэр Калининграда Александр Ярошук?

 — Да Александр Георгиевич мне об этом первый-то и сообщил. Это у меня был к нему вопрос: чем я ему не подхожу… Это я смеюсь. Меня пригласил потом Антон Андреевич Алиханов, состоялась у нас беседа. Я человек военный, чего долго обсуждать. Тем более есть такое понятие, как ротация. В Калининграде я с 2009 года в «Водоканале», потом шесть лет в администрации. Поэтому ротация — вполне нормально.

 — Но фактически это уже не ротация, о повышение.

 — Действительно, я это вижу как повышение.

 — Потом куда-нибудь выше планируете?

 — Как говорится про солдата, который не хочет стать генералом? Да я ничего не планирую на самом деле. Хочу сказать, что моя жизнь сама по себе — с тех пор, как я пришел на Камчатку служить офицером — она всегда мне какие-то истории подкидывала.

 — Кстати, в этом плане вы Балтийску подходите, потому что были офицером. Хотя, говорят, бывших офицеров не бывает.

 — Я могу сказать — мне сейчас пришлось вспомнить всю свою морскую офицерскую службу, потому что ежедневное общение у меня… И в этом плане я даже увидел какую-то неслучайность…

 — Складывается ощущение, что Александр Ярошук не планирует продолжать работу на посту главы города, раз так легко расстается со своей командой, со своей правой рукой.

 — Вообще, правая рука у него — Светлана Борисовна Мухомор.

 — А вы — левая?

 — Я? Я — «сантехник». Да. Который много чего успел сделать в Калининграде, и я этим горжусь. Просто вспоминаю, сколько было разных историй — и с обрезкой деревьев, и еще с чем-то. Сегодня уже калининградцы ко многим вещам привыкли — и к этим желтым ящикам с песком, и рекламу в конечном итоге с заборов сняли, которая мешала. Жизнь идет, понемногу улучшается. Какой хороший Калининград, я уже вечером понимаю, когда из Балтийска возвращаюсь домой. Но могу сказать, что воздух в Калининграде, я всегда думал, что суперчистый. А в Балтийске воздух почище будет.

А про планы Александра Георгиевича ничего не скажу. Он опытный политик, всегда сам принимал решения. Могу сказать, что самое уникальное его качество — он может договориться со всеми. Точно скажу. Когда я много раз был против чего-то, против того, чтобы мягко где-то обходиться, он говорил: иди и занимайся тем, чем занимаешься. И договаривался. Многим вещам я у него учился и учусь. И это у него нужно спросить о его планах.

6ffc474ff141294ee4aa7f592272536a.jpg

Сергею Мельникову 50 лет, он родился в Калининграде. В 1988 году окончил Калининградское высшее военно-морское училище, в 2003 году — Высшую школу приватизации, в 2008 году — КГТУ. С 2001-го по 2004-й годы работал главным инженером Калининградского морского рыбного порта, с 2004 по 2009 годы руководил строительной компанией «СТ-Строй». В 2009-м году возглавил «Водоканал», в 2011-м — комитет архитектуры и строительства, в 2012-м — комитет городского хозяйства.

«Вопрос инвестклимата всегда будет зависеть от того, что это военно-морская база»

 — На оперативном совещании правительства области в пятницу вы подняли весьма интересную тему о том, что у нас, оказывается, нет наказания за выезд на пляж на автомобиле.

 — Это вообще был наказ жителей и Косы, и Балтийска. Это проблема нашего муниципалитета и Янтарного.

 — Да, когда вы поднимали этот вопрос, рядом с вами сидел глава администрации Янтарного Алексей Заливатский.

 — Он еще мне руку пожал, потому что проблему-то знает. Но в Янтарном каким образом решили — там малое количество выездов на пляж, нет такого большого числа выездов на авандюны, как в Балтийском муниципальном районе. Поэтому они поставили шлагбаумы, купили сто замков, каждый день их меняют. Потому что, как Алексей сказал, режут люди замки всё равно. А полномочий в части реализации администрирования, составления протоколов у ГИБДД нет, у местных властей нет. Я обращался в ряд структур, получил ответы, которые меня не удовлетворили. Поэтому попросил, чтобы министерство по контролю совместно с руководством областной Думы оказали методическую помощь: если есть полномочия, то у кого, какие протоколы накладывать, какая стоимость штрафа — для того чтобы людям сказать. Люди на встречах сказали, что это основная проблема, бич, тем более перед началом сезона. Тут можно, например, зимой разрешить, а летом четко запретить, потому что там отдыхающие… Понятно, что во многих странах люди на транспортных средствах перемещаются по пляжам. Но это не наш вариант. У нас мощные машины. Раньше у людей их не было, и не было проблемы. Сегодня они выезжают на авандюны и разрушают их. Вот и всё. Скажем так, это наказ жителей, облеченный в жесткую форму.

 — Часто встречались с жителями за последний месяц?

 — Я вообще привык к тому, что муниципальное самоуправление — оно потому так и называется, что это мнение народа, облеченное в какую-то сформулированную мысль и доведенное до того или иного руководства, если проблему нельзя решить на месте… Два дня назад я был на Балтийской косе, в Балтийске провел четыре встречи, со всеми поселениями встретился. Были разные жалобы, и уже есть результаты по этим встречам. Как минимум введен мораторий на то, чтобы забирать у людей огороды, которые они годами возделывали. Это такая же история, как в Калининграде на Северной Горе.

Вопрос в другом, и людям тоже надо говорить — сегодня государство пока не взимает плату за землю под многоквартирным домом. По сути двухподъездный дом — это как секция, но по закону это — многоквартирный дом, который состоит аж из двух квартир. И муниципалитет чем зарабатывает — рентой за землю и за счет НДФЛ, косвенных доходов. Но основные это — аренда, еще есть ресурс — продаем строения, дома старые. Поэтому мы должны четко понимать, что есть вопрос экономический — чем больше участков нарежешь, тем больше доходов. А с другой стороны — есть судьбы человеческие. Если люди живут на депрессивной территории, которая никак не развивалась, не обеспечена другими благами, если они на огороде на зиму себе на засолку или, может быть, даже в интересах финансового состояния. Мы приняли решение, что сейчас разрабатываем проект планировки территории. Нужно смотреть, какие территории отдавать под строительство, какой этажности, под развитие. Сегодня без разработки этого документа никак.

 — Его в Балтийске нет?

 — Нет, конечно! Документами территориального планирования конкретно в городе Балтийске охвачен один процент территории. Ну как можно говорить о том, что там должно стоять, как выглядеть, где дороги основные и второстепенные, где инженерные коммуникации? 

Я начал сегодня смотреть по вопросу проекта строительства в интересах военного городка. Там заложена прокладка двух линий водовода. Мы сидим обсуждаем, как там — методом бурения открытого или… Смотрим, а там две «гильзы» какие-то, два водовода. Оказывается, в постсоветское время, в перестройку, в интересах военного ведомства еще Ельцин принимал решение — две нитки по 700 лежит! Чего тогда их не использовать?.. 

И дежурного плана городского нет с нанесенными сетями. Поэтому пользуемся так вот, кто знает… Эти вещи нужно делать. Когда, допустим, принимается решение губернатором — тут дадим вам 5 млн, поможем там, я понимаю, что хотелось бы резко — два мини-стадиона, три детских площадки. Но с депутатами, конечно, будем обсуждать. Для того чтобы участвовать в федеральных и областных программах, необходимо обладать набором документации, в том числе территориального планирования. Когда я в Калининграде работал, там действительно очень большое покрытие… Моя позиция такая — документацию по территориальному планированию должен разрабатывать муниципалитет. Зачастую бывает так, что ее разрабатывает какой-то застройщик. Он же всегда в своих интересах примет решение.

 — В Калининграде часто встречается, когда такую документацию разрабатывает застройщик.

 — Да. Но в Калининграде это было из-за отсутствия денег в казне. А сейчас главное — генеральные планы есть. Они утверждены в Балтийском муниципальном районе, поселениях — Дивном и Приморске.

 — Но основная проблема Балтийска всегда была в том, что в нем хозяйничает Минобороны.

 — Ну а какая это проблема?

 — С теми же самыми планами города. Может быть, у них секретные коммуникации, о которых они вам никогда не расскажут.

 — Да нет такого и в помине. Я вам скажу, что сегодня налажено четкое взаимодействие с руководством военно-морской базы и есть понимание: вопрос инвестиционного климата всегда будет зависеть от того, что это военно-морская база. А дальше это уже хозяйствующие субъекты, население, которое там живет… Кстати, и жители такое акцент тоже делают. И многие помнят, как всё было обустроено в 70-80-е годы. Знаете, даже многим нравилось, что арестованные с гауптвахты мели улицы.

 — Какие тогда инвестиционные перспективы могут быть, если это в первую очередь военно-морская база?

 — Естественно, в этом есть ограничения. В прошлый четверг, когда делегация правительства приезжала, мы, во-первых, поддержали, что министр экологии Юрий Шитиков предложил создать на Балтийской косе так называемую ООПТ — особо охраняемую природную территорию. 

Я предложил еще рассмотреть возможность введения экологического сбора. Не то чтобы ограничить поездки на Балтийскую косу, а чтобы за людьми потом убирать. Ведь по факту люди приезжают, на шашлыки деньги находят, а на то, чтобы потом тару за собой убрать… 

Поэтому в Балтийске чиновники не понаслышке знают, что такое субботники. Обычно это у нас пятничники — последние полтора или два часа работы потом убираем мусор. Не всем нравится… Но понятно — будем делать и аншлаги сейчас, чтобы люди помнили и знали, где расставлять необходимое оборудование. И вообще сейчас будем менять систему вывоза мусора и отношение. Сегодня все в ручном режиме, а так не должно быть. Вот в Калининграде, к примеру, порядка 97 управляющих компаний — казалось бы, какое ассорти! Порядка девяти компаний, которые вывозят мусор, таких проблем вселенского масштаба нет. Потому что в Балтийске у одного почему-то за вывоз мусора стоит 1,19 руб. за квадратный метр, а у другого — 4,30 рубля. 4,30 — это в Приморске, и в этом муниципалитете проблем нет — всё чисто. Ведь есть определенный расчет — везти до Круглого, определенный уплотненный груз… Скажем так, некому было заниматься этим.

 — Ощущение такое, что вы в Балтийске совершенно в своей стихии.

 — Да я везде в своей стихии… Приехал, там хороший коллектив. Нормально меня встретили — и депутаты, и другие, были готовы менять и сейчас меняются.

 — Коллектив в администрации Балтийского муниципального района прежний остался? Вы из Калининграда никого с собой не брали?

 — Конечно. Никого.

 — Вы там один?

 — Я один. Да… Хотя есть начальник Единой дежурно-диспетчерской службы Юрий Адамович, он был со мной в одном классе в военно-морском училище. Он сам из Балтийска, служил, закончил службу и сейчас на пенсии, работает в ЕДДС. Встречает меня каждое утро и докладывает о ситуации в городе.

Так я ведь в свое время и в «Водоканал» Калининграда пришел один, а потом и в администрацию города один к Ярошуку, скажем так. И в комитет городского хозяйства я переходил один. Здесь ведь как — во-первых, это же не частная какая-то лавочка. Во-вторых, у каждого человека, который с тобой трудится, есть семьи. При принятии решений кадровых надо всегда человеку дать возможность измениться. Если он после какого-то промежутка времени не меняется и учиться уже не может, не способен — это один момент. Кстати, я сразу анкетирование провел на рабочих местах именно в администрациях района и города. Есть достаточно высокая удовлетворенность у людей, которые работают. Понятно, как их нужно мотивировать, понятно, что все готовы к обучению, к росту. Немногие хотят изменений места работы, это их устраивает. Карьерный рост интересует 20%. В принципе, и достаточно. Не всем же быть генералами.

 — Как у вас с депутатами складываются отношения?

 — Сначала были настороженные. Сейчас мне кажется, что они же видят, что это делается в интересах населения, а не для того, чтобы кто-токого-то подсидел или менял что-то в своих интересах. Интерес-то у нас один — начинается и заканчивается на жителях.

 — Прежнее руководство области откровенно заявляло, что депутатский корпус Балтийска — представители бизнесмена-янтарщика Виктора Богдана, и на население им всё равно.

 — Знаете, можно говорить как угодно. Но есть разные депутаты — есть военнослужащие, учителя, директора наших школ. Депутаты, которых избрали люди. Я когда в разные места выезжаю, вижу — к одному человеку негативно относятся, допустим. Есть и другие, которые деньги свои вкладывают, людям помогают. Как их за это можно судить? И люди им верят… Здесь ярлыки проще всего навешать, а жизнь — она по-другому всё расставляет.

 — Вы с Виктором Богданом не встречались?

 — Встречался.

 — Это когда только приехали в Балтийск?

 — Встречался! Вы же вопрос задали, встречался ли я.

 — Что обсуждали?

 — Ничего не обсуждали.

 — Не хотите про это говорить?

 — Нет.

 — А с общественностью, которая митинги проводила. В январе акции были в Балтийске. Общались?

 — Я общался со всеми. Более того, меня недавно позвала радиостанция «Балтик Плюс», и я даже не знал, с кем я там буду. Пришел, а в студии два оппозиционера. А нам-то и спорить не о чем оказалось — мы поддержали позицию, потому что она-то всё равно в интересах людей. А то, что в своих интересах кто-то делал, это единичные случаи.

 — Речь о земельных участках? Что сейчас с ними?

 — Мы обойдем каждого человека и поймем, сколько им надо. Там, по сути, секции, многоквартирные дома. Человек говорит, допустим, что хочет 50 соток. Но это же тоже неправильно. Но мы будем принимать решение — либо ему под блок-секцию 4–5 соток, а остальные под садоводство, потому что мы же не можем даже аукцион объявить. Как бывает — аукцион объявляется, приходят люди с деньгами. На 10 тысяч больше дали — и всё. Поэтому нужно предусмотреть другие режимы формирования земельных участков и передачи прав. Может быть, на год передавать и дальше пролонгировать… Договариваться надо с людьми.

 — Вы говорите о земельных участках, которые под домами. А что с участками на побережье, которые хотели под застройку отдать?

 — Слушайте, эту тему вообще нужно закрыть! Ни один нормальный человек не будет пилить лес в защитной зоне! Этот лес имеет защитную функцию — приостанавливает движение песков в сторону города. Там по Гвардейскому проспекту песок летит. Поэтому, как сказал, норматив на уборку города должен быть выше — там песок вообще круглый год и перемещается очень серьезно.

111.JPG

«Давайте лучше начнем с раздевалок и лавочек»

 — Пляжи в Балтийске отличные и широкие. Но официальный пляж — всего пара сотен метров в центре города.

 — Мы увеличим еще на 500 метров, если я не ошибаюсь. Я приостановил закупки, потому что коллеги мои планировали там зачем-то бетонный променад удлинять. Я говорю — давайте лучше начнем с раздевалок и лавочек, как Алексей Заливатский в Янтарном. Не надо ничего выдумывать — там хорошо сделано, жителям области понравилось. Я не стал тут Колумбом. Более того, пытаться конкурировать — знаете, нам время для этого нужно. У Янтарного тоже есть свои проблемы — смыв с Янтарного комбината идет. А у нас нет такой проблемы, есть конкурентное преимущество. Поэтому на пляже появится волейбольная площадка. Планируем их вообще две сделать. Грибки появятся, переодевалки, будет благоустроено. Появятся какие-то заявления от предпринимателей на создание там мест, связанных с кафе, общепитом, как, к примеру, в Зеленоградске… Будем делать.

 — Что со спасательными постами? Прибрежная полоса в Балтийске опасна из-за течений. И прежние власти говорили, что могут только один спасательный пост обеспечить, поэтому официальный пляж и небольшой. Вы увеличите число спасательных постов?

 — Нет, пост один. У нас 18 спасателей, которые посменно трудятся. В этом году по программе развития пляжей мы получили субсидию от области 3,6 млн, вторая часть будут Балтийска средства, и общая сумма составит 7,2 млн. Обновили спасательное вооружение. Я потребовал, чтобы их определенным образом одели в специальную форму, а то не поймешь, кто бежит — спасатель или отдыхающий. Знаете, не все так быстро делается, как говорится.

 — Настанет ли когда-нибудь время, когда вся полоса берега моря от Балтийска до Павлово будет обустроенным пляжем?

 — Если в этом будет необходимость. Всегда должен быть принцип достаточной необходимости. Конечно, если мы увидим, что на одном квадратном метре топчутся четыре человека, будем дальше принимать решение. Пока я такого сегодня не вижу. В любом случае, Балтийск — это в первую очередь военно-морская база. Если мы увидим, что тот сервис, который мы предлагаем сегодня, а к этому придется подключаться предпринимателям в первую очередь… Если связать напрямую благосостояние муниципалитета и количество туристов, то улучшается состояние предпринимателей. Как правило, они все на упрощенной системе налогообложения, и доходы муниципалитета не растут, а расходы, связанные с уборкой мусора и работами градостроительного характера — они увеличиваются. Но тем не менее мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы большее количество жителей области к нам приезжало и из России, в том числе.

 — Вот и про дорогу можно рассказать. Вы считаете, что дорога из Калининграда в Балтийск хорошая?

 — Я в прошлый четверг предложил руководителю области рассмотреть возможность и дать поручения профильным министерствам, чтобы собрали сначала тех, кто перевозит контейнера автомобильным транспортом, чтобы для начала убрать с дороги контейнеровозы. Есть возможность отправить их линейным сервисом обратно до Калининграда в сторону грузополучателей, в чьих направлениях они сегодня идут, по железной дороги. Есть разница в цене, но она образуется частью у компании, которая будет использовать свой подвижной состав. Какая-то часть — маневровая, внутри работ, то есть тарифы железной дороги. И тут нужно попытаться договориться с мощной структурой в лице РЖД о том, чтобы контейнеры шли по железной дороге. У меня есть информация, что контейнеры идут с перегрузом на ось, потому что они имеют такой вес.

 — Может, поставить весы на трассе?

 — Что толку — вы же сегодня остановите бизнес. Это кому-то надо? Ведь мы говорим про инвестиционный климат. Бизнес как-то создался, и в этих условиях пытается пронырнуть по нашим дорогам, создавая опасность. А я говорю о том, что нужно наметить пути к тому, чтобы помочь бизнесу за те же деньги проехать по железной дороге. Для него это будет безопаснее, меньше риска, самое главное — будет в срок приходить. 

Меня к этому вообще подвигла страшная авария с гибелью человека, когда он ехал на автомобиле и во Взморье угодил в этот автомобильный прицеп. Всё, нет человека. И за людей мы должны подумать, от кого это зависит. И такое предложение — оно на первый взгляд не выглядит как писк сумасшедшего. Думаю, будет реализовано. 

Здесь ведь как — если приходишь и обращаешься напрямую, оказывается — тут участок 100 рублей, тут 200… Стоимость провоза вагона 6000 рублей, а стоимость перевозки контейнера на автомобиле — 4000. Поэтому надо посмотреть косвенные затраты. Естественно, депутатам я предложил сейчас рассмотреть возможность введения маршрутных карт на заезд в Балтийск. Грузооборот растет, а муниципалитет только бегает и дороги латает.

Что касается дороги. По программе агломерации — это подъездные пути в направлении Калининграда. Не хотелось бы говорить окраина, поэтому агломерация. Причем люди одинаково перемещаются и в Калининград утром из Балтийска на работу, и из Калининграда в Балтийск многие контрактники и военнослужащие ездят. И было внесено в эту программу по предложению министерства развития инфраструктуры по заданию губернатора, по-моему, 62 млн рублей для приведения дороги в нормативное состояние. Что будет сделано? По этой программе возможно создание заездных карманов, освещение, установка технических средств на пешеходных переходах, выравнивающий строй и новый четырехсантиметровый слой. На тех участках, которые требуют — это будет с 21-го по 46-й километр. Об этом балтийцы уже извещены, такая радостная весть. Понятно, что она потребует некоторого терпения. Ну слава богу, что в Балтийск можно проехать и через светлогорскую трассу, через Переславское-Круглово. Я по ней езжу, кстати, на работу. Она менее загружена и достаточно комфортная.

 — Еще два бытовых вопроса, без которых не обойтись, когда говоришь про Балтийск. Первый — это общественные туалеты.

 — В Балтийске есть общественные туалеты. Но, наверное, моя позиция поменяется, в отличие от той, что была в Калининграде. Я имею в виду — в Калининграде сегодня огромное количество торговых центров, которые бесплатные услуги предоставляют. И в том числе кафе и рестораны. Есть у человека возможность зайти, нет необходимости что-то строить. А там, где большое количество человек из-за мероприятий, там всегда справлялись биотуалеты. Такая же позиция будет и по Балтийску. На курортный сезон мы приобретаем биотуалеты. Единственное, я внес корректировку в техзадание — там изначально в документации был трехдневный сервис, а я сказал, что должен быть ежедневный, потому что отдыхающие пришли, может, кого и штормит.

 — Наверняка вы, как и другие курортные муниципалитеты, столкнетесь с тем, что придется вкладывать много собственных средств, а отдачи не будет практически никакой. Отдыхающие будут приезжать и оставлять только мусор.

 — Будем убирать. И я надеюсь все же на обратную реакцию — когда у бизнесменов пойдут дела в гору, они сами начнут объекты создавать. Вот посмотрите — раньше в Калининграде в парке «Юность» стоял какой-то товарищ, продавал мороженое. Потом постепенно стали появляться мини-ресторанчики, кофейни. Я с детьми захожу туда и вижу, что уже совсем другой вид. Бизнес же за свои деньги это облагораживает, поэтому не всегда нужно муниципалитету что-то делать. Условия создавать нужно — это да. А в первую очередь это — внимание к людям. И мне кажется, надо дать возможность молодежи показать себя. Для начала на спортивных, волейбольных площадках. Просто так лежать там увальнем на пляже — это небольшой интерес. Я вот, допустим, никогда сам не лежу, могу в волейбол хоть целый день играть.

 — На Балтийской косе можно брать велосипеды напрокат и ездить по старой взлетке. В самом Балтийске велодорожек нет и для велоспорта вообще ничего не предназначено.

 — В Балтийске самом много прелести! Там есть куда машину запарковать. Конечно, там достаточно ушатанные дороги, но мы к ним планово подойдем — это и Антон Андреевич в прошлый четверг подтвердил. Я хочу сказать, что Балтийск всегда был городом велосипедов. И всегда военные на корабль и с корабля ехали на велосипедах. 

Я же в Балтийске не просто в силу истории оказался. У меня родители там познакомились, когда мама туда по распределению попала из Смоленска преподавать, а папа служил на тральщике. Туда же приехали её сестра и моя бабушка. У них был дом там, где сейчас стоит женская консультация. Потом уже мои родители переехали из Балтийска в Калининград, и я там родился. Но ездил к тёте в Балтийск каждое лето — жил на ул. Чехова напротив стадиона. Это самое любимое место у меня было, и сейчас мне нравится.

Сейчас мы посмотрели, что нужно в первую очередь делать… Нужно парк, конечно, благоустраивать. Мы смотрим сегодня не на федеральные какие-то программы и областные, а смотрим на приграничное сотрудничество. Всё-таки в год по 75 млн партнеры могут получать, поэтому ищем очень активно партнеров, для того чтобы заявиться. Я попросил компании, которые в Калининграде занимались согласованием проекта по благоустройству парка «Южный», «Макс-Ашманн-парка». У них уже и рука набита, и практически проект можно делать повторного применения. Приехали, что-то сумму загнули. Но я им сказал идти думать.

 — Не опасаетесь, что и программа приграничного сотрудничества упрется в то, что Балтийск — военно-морская база?

 — Нет, конечно! Там же только деньги «заходят», а управление проектом идет российской стороной, причем по нашим внутренним законам РФ. Даже никакого намека нет, поэтому никак не относится… Там есть история, по которой нужно вернуть в парк еще 8 га. Есть подвисшее судебное решение, которым я сегодня очень плотно занимаюсь. Если юристы муниципального уровня не справятся, будем кампанию поднимать, чтобы исполнить судебное решение.

 — Что за 8 гектаров?

 — Они являются залогом по ипотеке, по которой было получено 200 млн рублей. А по факту теперь суд принял решение вернуть землю.

 — Еще один очень важный бытовой вопрос для Балтийск — горячая вода и отопление. Решаются проблемы?

 — Решаются… Скажем так, горячей воды в Балтийске нет. В советское время не смогли этот вопрос решить. Во многих домах она была, но многие люди перешли на электрические бойлеры. Исследования показывают, что они не хотят отказываться от бойлеров, потому что с такой стоимостью гигакалории, им даже дешевле получать горячую воду через бойлер. Поэтому в этом плане как-то адаптировались. Сейчас пришел газ. Нужно теперь заменять теплоисточники, которые работали на угле. Это, во-первых, решение экологической проблемы. Во-вторых, более дешевая гигакалория. Но, к сожалению, пришла экономическая турбулентность, и денежные средства в ФЦП закончились, поэтому нужно искать концессионера.

 — Но ведь был концессионер?

 — Он был и есть, да. Вопрос в другом — что разработанной схемы теплового снабжения нет. А этот документ основополагающий. Он принимает во внимание два фактора — уменьшение платы для жителей после концессии и изменение экологических параметров. И вот на основании долгосрочного регулирования должен быть сделан вывод. Эта схема не была разработана и актуализирована.

 — Её муниципалитет должен был разрабатывать?

 — Да. Никакой концессионер это не должен делать. Это работа внешнего, скажем так, аудитора, компании, которая проанализирует все источники, их балансы, возможности по генерации, передаче энергии и определит самый дешевый источник. На основании плана сетей, диаметров, амортизации. Сделают вывод — какой источник нужно реконструировать… Конечно, мы продолжаем находиться в поисках этого пути, выхода на договор. Но в любом случае должен состояться этот документ — схема теплоснабжения.

 — Сколько в Балтийске стоит гигакалория тепла?

 — 3450 рублей. И надо понимать, что жители платят, им тариф не субсидируется. Это, конечно, большая головная боль.

_32Z3029.jpg

«Мне история, то, что было когда-то — неинтересна»

 — Антон Алиханов в четверг во время визита в муниципалитет признал, что Балтийск долгое время был отщепенцем из-за политических нюансов. Вы это почувствовали, когда в район приехали? Балтийску действительно не выделялись деньги на программы?

 — Дело вот в чем. Деньги не то чтобы не выделялись. На них не заявлялись. Они не заявлялись в эти программы. Возможно, с ними какой-то разговор состоялся, что они и не пытались этого делать — не могу сказать.

 — Возможно, просто проекты под сукно клались? Мне несколько лет назад власти Балтийска жаловались на такую ситуацию.

 — Скажу честно — мне история, то, что было когда-то — неинтересна. Я пришел и начал проводить оперативные совещания сразу, чтобы люди вовлекались в процесс, чтобы была возможность внутренней ротации, горизонтального управления между разными отделами. Нужно не замыкать всё на себя, а передать всё, что знаешь, как можно большему числу людей. Это всё дает результат — я вижу, что и решение вопросов проходит быстрее. И людям это понравилось, коллегам, которые со мной работают. Конечно, первое время это — театр одного актера, а дальше это уже будет команда.

 — Бюджет Балтийска позволяет участвовать в программах? Там же софинансирование нужно.

 — Там софинансирование 25%. Ты либо на свои 25 делаешь, либо ты делаешь на 100, в которых твоя доля — только четверть.

 — Но вдруг и этих 25% нет?

 — Есть. Конечно, есть. Поэтому в этом году уже увидят люди и по ремонту, и освещению, и Камсигал, наконец, увидит уплотнение дорог. В этом году уже будет заметно.

 — На окружной сдают наконец-то дома, которые Минобороны долго не могло достроить. Инфраструктуру предусматриваете какую-то?

 — А какую вы имеете в виду?

 — Речь шла о новом детском садике. О том, что школы в Балтийске переполнены…

 — Школы в Балтийске не переполнены, нет. В детские сады очереди детей от трех лет… Конечно, мы там смотрели сейчас — нужна ли какая-то школа. Наверное, лучшим бы был вариант начальной школы-детского сада. В районе дислокации, где будут проживать военные, запланирован участок под размещение такого объекта. Когда согласуем свою позицию с министерством образования, будем включаться в программу.

А так я встречался и с руководителем департамента имущественных отношений Минобороны. Приезжали, разговаривали… Муниципалитет на сегодняшний день предоставляет большое количество квартир военным. Я могу сказать, что в процентном отношении так ни один муниципалитет области не может похвастаться. А у нас исторически так сложилось — муниципальный фонд предоставляет служебные квартиры офицерам. У нас очень плотное взаимодействие с Министерством обороны. Сейчас оно всё больше отходит от функций хозяйствования и передает их другим. Я надеюсь, что, может, эта проблема с неплатежами за ЖКХ тоже когда-нибудь в Лету канет… Это сегодня бич! Как раз во время визита Антона Андреевича Алиханова говорили, что это бич всех муниципалитетов, не только наш.

 — Минобороны не платит за потребленные услуги?

 — Не Минобороны, а уполномоченные в лицах акционерных обществ. А отключать объекты Минобороны мы не имеем права. Долги растут. Пока ведешь историю с судом, она превращается в восьмидесятимесячный ад, а тебе нужны оборотные средства на содержание… Ну вот врио губернатора дал нам 15 млн рублей на погашение таких задолженностей, и мы в надежде, что деньги все равно заберем.

 — В центре Балтийска долгое время стоят пустующие здания. Дискотека бывшая, кинотеатр...

 — Здание бывшего кинотеатра «Шторм» три раза выставлялось на торги. Но кстати, Антон Андреевич у меня спросил, есть ли инвесторы. Я с одним из инвесторов по строительству кинотеатров 4 мая встречаюсь. Из Москвы компания тоже написала, дали положительный результат. Будем обсуждать, где место удобное для жителей, и формировать земельный участок под кинотеатр.

 — Именно под строительство?

 — Конечно. Понимаете, ведь никому не интересно сегодня, когда старый формат и один зал. Сейчас же везде мультиплекс-система — 3–4 фильма идут. Мы же понимаем, что у нас разные интересы. Даже в моей семье — жена пошла на мультфильм с дочкой, а я с сыном — на другой фильм. Потом наоборот… Здесь нужно предоставить массовую услугу. И что пытаться старый ресурс переделывать. Дороже реконструировать, чем новый построить. А что касается зданий, которые стоят — нужно искать им новых собственников.

 — Но вот и получается — здание выкупает новый собственник, и это здание потом стоит разрушается. Или Минобороны принадлежит, и ни туда ни сюда…

 — Могу сказать, что сейчас позиция у Минобороны  — не быть собакой на сене. Вот в этих история есть большая доля и личного контакта. Поэтому будем лоббировать свои интересы, чтобы Минобороны передавало те объекты, которые нам нужны. Я не говорю, что пришел тут самый умный и договорился быстро. Но я точно знаю, потому что был в этих стенах, — с тех времен, как там был Сердюков, очень много поменялось… У нас ведь сегодня есть проблема. Депутаты предложили променад реконструировать, который все время на День ВМФ используется, где люди стоят. Он в плохом состоянии. Почему? Потому что Министерства обороны. Но сегодня программа есть, которая позволяет делать благоустройство на разных землях. Подпишем соглашение и будем что-то планировать.

 — С памятником Елизавете что будете делать?

— На форт давно уже передали права. Предлагали городу, но он, конечно, отказался, потому что достаточно дорогостоящее там всё. Музею Мирового океана, Министерству культуры планировали передать. Все ж говорят — приведите сначала в порядок, поэтому я думаю, что сначала будет какая-то история с инвестором. Под создание каких-то объектов в районе памятника.

 — Каждый раз удивляемся — столько людей у Елизаветы бывает, а всего-то там два-три ларька с магнитиками.

 — Да, думаю, там будет востребовано, появится кафе какое-то, и это будет начало от северного мола и дальше в сторону ул. Чехова. Думаю, там можно будет сделать деревянный променад, возможно, в рамках приграничного сотрудничества. В Янтарном так променад делали, причем наши мастера. И понтоны там. Мы сейчас планируем приобретать два понтона 15-метровых для регаты на кубок трех губернаторов. Потом их будут использовать наши школы — у нас есть там гребно-парусная школа на Балтийской косе. 

Кстати, у нас есть чем гордиться в плане спортивных достижений. У нас там и вторые места, и девочки по волейболу на Северо-Западе первое место заняли. Балтийск в плане молодежном, физкультурном и в плане патриотического воспитания — я считаю, что лидирует. Вот, к сожалению, по ЖКХ есть серьезные вопросы.

Текст — Оксана Майтакова, фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.