Марина Оргеева: «У нас срок совсем еще небольшой»

Фото "Новый Калининград.Ru".
Все новости по теме: Эпоха Николая Цуканова
Накануне первого в осенней сессии заседания областной Думы ее председатель Марина Оргеева в интервью главному редактору «Нового Калининграда.Ru» рассказала о ключевых направлениях предстоящей работы, о том, насколько политизирован главный законодательный орган региона в новом созыве, о том, насколько равны в правах и возможностях депутаты и о том, зачем лично ей нужен «Народный фронт».

«Мы не хотим идти по пути констатации»
— Марина Эдуардовна, заседанием 22 сентября областная Дума начинает новый политический сезон. Какие ключевые направления законотворческой работы в этом сезоне вы можете выделить? 

— Конечно, будет продолжена работа над теми законопроектами, которые были внесены перед каникулами, появятся и новые. Из тех, которые сегодня волнуют, в первую очередь, население, можно выделить связанные с жизнью многодетных семей. Закон о выделении земельных участков таким семьям, если назвать его простонародно. Мы даже не выносим его на первое заседание, потому что есть ряд предложений от депутатов, мы хотим провести круглые столы, поговорить с фракциями. Ведь коммунисты консолидированно голосовали против, опасаясь, что земли будут отданы неизвестно кому. Но, если действовать по этому принципу, то получается, что законы нужно писать отдельно, для хорошего руководителя, который будет их выполнять, и для плохого, который их выполнять не будет. Мы посчитали с министерством экономики, что нужно провести еще несколько круглых столов, обсудить позиции, вызывающие особое беспокойство, пригласить другие организации, которых он волнует. После этого уже выносить законопроект на заседание. 

Другой законопроект, который мы сегодня обсуждаем, касается обманутых дольщиков. Появляются желающие войти в рабочую группу со стороны депутатов, со стороны правительства. Пока не удается выйти на структуру закона, есть разные варианты, как в части страхования, так и другие возможности сделать так, чтобы люди не попадали в подобные ситуации. Комитет экономики разделился на подкомитеты, и подкомитет, связанный со строительством достаточно плотно занимается уже обманутыми дольщиками. Законопроект, который мы планируем внести, должен предотвращать такие ситуации, создать «подушку безопасности». 

— Так в чем же ключевая идея такого законопроекта? За последние годы, несмотря на серьезные усилия властей в работе над этой проблемой, проблемой обманутых дольщиков, к сожалению, увеличивается как количество тех, кто пострадал от действий недобросовестных застройщиков, так и число незавершенных объектов долевого строительства. Да и федеральный закон, как мы видим, не решил проблему. 

— Согласна, не решил. Но он обозначил ключевые моменты и дал посыл регионам. К сожалению, в регионах подобного закона, который поставил бы табу, чтобы люди не попадали в такие истории, нет. Мы должны понимать, что есть разные уровни проблем. Есть фирмы, действующие законно, регистрирующие договора в управлении юстиции. А бывает, что какая-то фирма, пообещав жилье по бросовой цене, собирает деньги — а у людей даже не возникает мысли, что по такой цене квартиры просто не могут быть. Таким помогать достаточно сложно. И закон в первую очередь, вероятно, будет связан со страхованием объектов, чтобы обязать делать это компанию-застройщика. Кроме того, мы хотим прописать публичные вещи, но главные рычаги, все же, экономические. 

Еще ряд законопроектов касаются сельского хозяйства. Сегодня ситуация не очень простая, в большей степени она связана с погодными условиями, урожай убирается в трудной обстановке, мы имеем ряд обращений. Они обсуждались на комитете, меры, которые мы предлагаем правительству, будут вынесены на Думу.

Важный блок — вопросы, связанные с исполнением бюджета и подготовкой к 2012 году. Здесь наша задача — не просто проконстатировать факты. На комитете был озвучен профицит, но поступления вовсе не неожиданные, они плановые. Поступления за первое полугодие составили 49%, фактически классика — половина за полгода. Вопрос в реализации программ, каким образом выполняются задачи, рассчитанные на эти денежные средства. Приглашение на Думу министра финансов будет вновь разговором с человеком, который констатирует ситуацию. Мы приглашаем на заседание министров тех ведомств, по которым ситуация наиболее тяжелая. Конечно, есть объективные причины, но нас интересует, как же мы будем выходить на итоги года. 

— Но ведь функции, которыми располагает Дума, больше рекомендательные — вы можете принять отчет минфина, можете не принять отчет минфина. Не раз поднимался вопрос о том, что, возможно, стоит все же вернуть Думе полномочия по контролю за расходованием бюджетных средств? 

— Мы можем выйти с предложением дополнительных проверок. Мы не хотим идти по пути констатации и не идем по нему. Комитет совершенно верно делает, когда приглашает профильных министров, чтобы добиться понимания ситуации. Понимаю, многие хотят, чтобы Дума «махала шашкой» в правительстве — но мы хотим создать платформу, которая позволила бы правительству работать. Дополнительные полномочия? Надо посмотреть.

Был период, когда, к примеру, парламент согласовывал назначения ключевых министров. Может быть, в этом есть смысл. Но превратиться в какую-то кадровую службу для правительства тоже неправильно. Есть губернатор, который несет ответственность за исполнительную власть. Нужно очень осторожно к этому подходить, нужно вырабатывать решения вместе. Всех волнует мелиорация, там есть неосвоение средств. Есть другие программы. Нужно понять, что сделать, чтобы изменить ситуацию. 

dengiii.jpg«У нас одно бюджетное одеяло»
— Насколько серьезной ожидается дискуссия по проекту бюджета следующего года? 

— Вы понимаете, что это основной документ, это средства, на которые будет жить область. Так легко пройти обсуждение бюджета не сможет. 

— Так легко, как раньше? 

— Ну, пойти по пути Гвардейска, который до сих пор не принял бюджет — это ведь тоже не выход. Обсуждение нужно начинать не в момент, когда готово бюджетное послание губернатора, а сейчас, когда мы видим ключевые проблемы — в социальной сфере, к примеру. С 2012 года региону передаются полномочия федеральной службы занятости. Ни много, ни мало — 300 миллионов на программу противодействия безработице должны быть заложены в бюджете 2012 года. Мы должны их где-то найти. Летом было подписано соглашение об увеличении минимальной заработной платы, она составляет 6,5 тысяч. Эту сумму можно критиковать, но других денег для бюджетников не найти. Никто ведь не скажет, что 10 тысяч хуже, чем 6 с половиной. Равняться нужно на лучшие регионы. Но наша минимальная зарплата держалась на уровне 6 тысяч три года, когда по России она составляла 4,9 тысяч. 

Я думаю, что обязательно в бюджете 2012 года будут сохранены средства на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Это мандат муниципалитетов, но без поддержки областного бюджета мы эту проблему не решим. Подвоз детей в школы — здесь тоже муниципалитеты без поддержки области не выйдут. В текущем году эти средства выделить не удалось, но с 2012 года мы планируем ввести такую статью расходов. Останется ориентация бюджета на социальность. Не люблю сравнивать Думу 4-го и 5-го созывов, но я считаю, что сейчас плюс в том, что бюджет, на мой взгляд, более социально ориентирован. 

То, что касается малого и среднего бизнеса — это тоже важная тема. Вы тоже были в Череповце, где президент назвал нас в числе территорий, где ставка налогообложения для малого бизнеса не снижена. Но есть разные формы поддержки, нужно посчитать, ведь если снизить упрощенку, то появятся выпадающие доходы. Нужно манипулировать не одной цифрой. Посыл есть, мы его услышали, его услышала и министр экономики, работа идет. Комитет по экономической политике подключится. Губернатор хочет провести заседание общественно-политического совета по этой теме. У нас одно бюджетное одеяло, здесь отрежем — где возьмем, чтобы зашить? 

В числе приоритетных — и вопрос, связанный с туризмом. Важна поддержка не больших отелей, а малого, сельского туризма. Мы изучали опыт Литвы, у них есть ряд законов, которые позволяют малому туризму очень быстро развиваться, у поляков есть такие же. Может быть, более активным будет и агентство по туризму. Для появления инвесторов в большие отели очень важна инфраструктура. 

— Да и, наверное, если они и появятся, то не благодаря поддержке Думы. 

— Да. А поддержка нужна тем, кто пытается развивать туризм, имея сегодня, фигурально выражаясь, один дом и две лошади. Я думаю, что комитет, изучив опыт сопредельных государств, разработает соответствующие нормативные акты. 

Вообще, я вижу обязательным условием обсуждение законопроектов с той частью населения, которая имеет интерес к затрагиваемым ими темам. 

— В какой форме? Круглых столов? 

— Да, в том числе. Хотя можно привести примеры, когда мы проводили круглые столы — перед экономическим форумом, и туда из 40 депутатов пришло 5. Семь министров и пять депутатов. Ежедневная работа депутата многим неинтересна, интересен процесс самого заседания, когда в зале находятся СМИ, когда можно высказать публично свою точку зрения, покритиковать. Не вопрос — но надо же и работать. 

Очень сложен вопрос электронной карты. Даже в период каникул мы провели два круглых стола, и планируем на конец сентября еще раз собрать сотрудников агентства в правительстве, которое этим занимается. Мы дали им рекомендацию — выезжать, встречаться с людьми. Взять хотя бы мой округ: как я объясню Марьиванне пользу такой карты, если у нее телевизор работает через раз? Нужно, чтобы принимаемые Думой законы были понятны населению, чтобы было понятно, как их реализовывать. Если это будет происходить, значит мы действительно представляем интересы избирателей. 

Хотя, когда я шла в Думу, я думала, что консенсус должен быть, ведь конечная цель — это благополучие человека. Высокие слова, но тем не менее. Не всегда это получается, есть какие-то политические вещи, которые не позволяют в ряде вопросов находить понимание у всех. 

2.jpg«Думали о глобальном»
— Вы говорите, что не очень любите сравнивать работу нынешнего созыва Думы и предыдущего. Все же, эта политическая составляющая, которую вы упомянули — насколько она сильна, насколько нынешняя Дума политизирована? 

— Говорят, каждая Дума — это эпоха, хотя, возможно, 5 лет — это слишком мало для такого слова. Был другой руководитель, он выстроил под себя всю систему исполнительной власти, и была областная Дума. Она, конечно, выполняла многие задачи. Были приняты программы, какие-то полномочия она растеряла. Но ведь и время не стоит на месте. Я считаю, что она выполнила свою роль. Наверное, дальше в таком состоянии двигаться было нельзя. Наверное, ситуация была бы другой, если бы законы обсуждались — а мы обсуждали их только на заседании фракции, принимали их, нам казалось, что это хорошо, а люди не понимали. Не всегда принимаемые решения приводили к решению проблем конкретного человека. Думали о глобальном, но растеряли какие-то важные вещи. Закрывались школы. Сегодня подушевое финансирование — это нормальная ситуация. Но вопрос в том, как она была достигнута. 

— У нового губернатора тоже есть не очень позитивный опыт работы с парламентом, правда предыдущего созыва, причина которого, в первую очередь, в недостатке обсуждения. Я говорю о передаче собственности Русской православной церкви. 

— Я могу сказать, что сама принимала участие в этом обсуждении. Нельзя сказать, чтобы оно прошло... Наверное, это был первый опыт подобного публичного обсуждения, мы не были готовы ко всеобщему обсуждению. Но взять любой закон — будут за и будут против. Любой закон, даже самый хороший. Я никогда не думала, что коммунисты проголосуют против выделения земельных участков многодетным семьям. 

Передача РПЦ? Я сама выезжала в районы, видела, в каком состоянии находятся коллективы, арендующие эти здания. Мы встречались, мы обсуждали с ними этот вопрос. Может быть, надо было более широкую общественность привлечь. То, что сегодня все, что находилось в переданных зданиях, осталось на своих местах — это уже результат, никого ниоткуда не попросили. А ошибки — их будем исправлять. 

— Это, все же, было достаточно резонансное решение. Депутаты, которые одобрили эти законопроекты, как-то отслеживают в свои округах, что происходит с переданными объектами? Несут ответственность за принятое решение? 

— Я могу сказать, что депутаты разные. Есть депутаты, которые принимают людей, которые встречаются с батюшками, есть те, кто нечасто проводят прием. Все зависит от конкретных людей. Я в своем округе встречаюсь — и с отцом Георгием, и с отцом Серафимом, и с Александром из Краснознаменска. Мы посетили все объекты, посмотрели, каких-то вопросов не возникало. Наоборот, мы говорили о том, что нужно добиваться включения этих объектов в областную инвестиционную программу, благо есть возможность. 

Я думаю, что депутаты, которые голосовали — да и те, которые не голосовали, должны следить за тем, чтобы переданное никуда не исчезло. Но если это, не дай бог, произойдет, это быстро станет достоянием общественности. Депутат может это отследить быстрее, встречаясь с населением — пока что я о таких фактах не слышала. 

— Одна из особенностей нынешнего созыва заключается в том, что у партии власти в ней нет двух третей, необходимых для принятия уставных законов. Есть ли в плане работы уставные законы, принятие которых может вызвать пик политического противостояния? 

— Есть законопроекты, которые, я считаю, могут поддержать и иные партии. В первой половине года я, как руководитель, часто встречалась с главами фракций. Мы обсуждали рабочие моменты, и бытовые, обустроенность депутатов. Самое главное — чтобы законы играли не сверхполитическую роль, а были направлены на жителей Калининградской области. Это должно нас объединять. 

3.jpg«Равные права — должны быть»
— Одна из законодательных инициатив, наверное, может выглядеть политизированной — но она вызывает интерес у наших читателей. Я говорю об идее коммунистов уравнять в правах депутатов в том, что касается получения заработной платы. Как депутат, как спикер — как вы оцениваете подобное предложение? 

— В прошлом созыве я была неосвобожденным работником, и могу сказать, что многие шли в депутаты, но занимались не депутатскими вещами. Получали зарплату, а занимались политической деятельностью. А это — две большие разницы. Поэтому я считаю, что для выполнения нынешней миссии облдумы 15 освобожденных депутатов достаточно. В прошлой Думе был комитет по международным отношениям... 

— Там, в названии его, еще регламент затесался. 

— Ну, регламент передали сейчас другому комитету. Но этот комитет был близок к искусственному. Международные вопросы все же находятся на федеральном уровне. Повторю, 15 человек — это оптимальная структура. Равные права — должны быть. У коммунистов есть еще одна мысль, и, я считаю, ее стоит обсудить, это уравнивание в правах по санаторно-курортному обслуживанию, по другим, не очень веселым мероприятиям, к примеру похоронам. Не вижу здесь никакой проблемы в том, чтобы в этих вопросах приравнять освобожденных депутатов к неосвобожденным. А что касается платной основы — есть регионы, где 5 депутатов работают на платной основе, есть субъекты, где все на освобожденной основе. 

— Но ведь избиратель, когда голосовал за тех или иных кандидатов, в одномандатных округах, не голосовал за будущего председателя комитета или заместителя председателя. Он голосовал за человека, а должностью его наделяла, будем смотреть правде в глаза, «Единая Россия». Насколько это честно в отношении избирателей? 

— Я еще раз говорю — я была в четвертом созыве неосвобожденным депутатом. Я работала в фонде социального страхования. Я выполняла свою основную работу, а в выходные и после работы выполняла свои депутатские обязанности. А здесь стоит вопрос того, что кто-то пойдет на освобожденную основу. 

— Может быть, тогда вообще никому не платить? И в Думу пойдут только те, кто уже состоялись, в том числе экономически, имеют ресурсы, чтобы заниматься решением проблем других, а не только своих личных? 

— Спорный вопрос. Понятно, что есть аппарат, который выполняет основную работу, есть государственно-правовое управление. 

— Вот именно. При таком уровне обеспечения, может быть взглянуть на какой-нибудь Древний Рим, где богатые люди собирались в Сенате и решали вопросы? 

— Может быть, в будущем. Все зависит от того, как депутат хочет себя показать. Сокращение пяти мест было не вопросом денег. Понятно, что произошла экономия. Но для меня, как для руководителя, важна эффективность. Для меня депутат на освобожденной основе — не депутат «от 15-го округа», а глава комитета или заместитель главы. Он получает заработную плату как председатель комитета — за работу по подготовке документов, за другую реальную работу. 

То, что касается депутатских денежных средств, они равны у всех. Расходы на телефонную связь, опять же, одинаковы вне зависимости от должности. В отношениях с избирателями мы постарались предусмотреть равенство. И если будут возникать вопросы в этой части, их можно обсуждать и находить компромиссы. 

tsu.jpg«Бюрократическая машина — штука сложная»
— Когда мы говорили о бюджете, вы сказали, что будете приглашать профильных министров. Губернатор неоднократно говорил, что готов приходить в Думу в любой момент, когда его позовут депутаты, а также — даже если не позовут. И, в общем, подтверждал слова на практике. Насколько тесна коммуникация с главой региона, как у всего парламентского корпуса в целом, так и у вас, как председателя Думы? 

— Без контактов было бы достаточно сложно, не может исполнительная власть идти в одну сторону, а законодательная — в другую, получится как в басне про лебедя и щуку. Все равно мы двигаемся в сторону развития Калининградской области. По возможности, мы раз в неделю встречаемся с губернатором. Если есть вопросы, он их задает мне, есть вопросы у меня — я стараюсь их задавать. Что касается его доступности, я считаю, что это как раз нормальный пример. Понятно, что он регулярно встречается с фракцией, но он встречается и с другими депутатами. 

Мероприятия, которые проводились правительством, мероприятия неформального плана, говорят о том, что сегодня для губернатора важна не партийная принадлежность. Ему важно, чтобы орган законодательной власти работал на регион и выдавал на-гора продукт, который должен выдавать. И у депутатов есть возможность решать вопросы с правительством по своему округу. Опять же, мы возобновляем ежегодное послание губернатора. Он много раз подчеркивал, что неважно, к какой партии ты принадлежишь, главное, что ты можешь предложить. Но не по принципу, это черное, а это зеленое, а как черное сделать зеленым. Проще все раскритиковать, но что делать дальше? 

У нас срок совсем еще небольшой, у него приближается год. Еще Ильф и Петров писали, что только кошки скоро родятся. Конечно, хочется все быстрее, но бюрократическая машина — штука сложная. Но мне кажется, в работе с губернатором нужно больше поднимать системные вопросы, хотя — протекающая крыша у конкретного человека тоже важна. 

— Предыдущий созыв не отличался особо активной законотворческой деятельностью. Большая часть принятых законов разрабатывались в правительстве. Какова статистика по первой половине года для нынешнего созыва? 

— Мы приняли около 30 законопроектов, из них половина была внесена правительством. Понимаете, в этом есть определенная логика. Сегодня они видят стратегию развития области. Чтобы разработать промышленную политику, поддержать малый бизнес, они выдвигают предложения. Мы, конечно, тоже не должны сидеть и ждать, когда они нам их принесут. По ряду законов мы можем проявить большую активность. Допустим, сейчас готовится закон о так называемом ордене родительской славы. Это предложение внесли мы, а они внесли предложение по материнскому капиталу. В ряде других субъектов есть такая областная награда. В бюджете области на 2012 год будут предусмотрены соответствующие средства. 

— Кстати, эта идея обсуждалась в блогосфере, звучали предложения все же не оплачивать изготовление самого наградного знака из той же суммы материального поощрения. Три тысячи предполагается на его изготовление, 30 тысяч — родителям, может быть все же лучше изготовить что-нибудь поскромнее, а матерям отдать все 33 тысячи? 

— Возможно, нужно обсуждать. 

— Еще один совершенно практический вопрос. В прошлом Думе выделялись значительные средства для обустройства большого зала заседаний. Это действительно насущная необходимость, потому что все мы видим, что существующий зал не вмещает всех приглашаемых, прессу, помощников депутатов. 

— Сложно с вами поспорить, проблема действительно есть. Дело в том, что у нас этот зал находится в оперативном управлении, принадлежит он правительству. Весной были даны поручения губернатором, отдел капитального строительства завершает экспертизу проектно-сметной документации, выделены денежные средства. Как только пройдет экспертиза, будут проведены торги. 

Там есть определенные проблемы, но и средства выделяются значительные. 

— Какие примерно? 

— В рамках 30-40 миллионов рублей. Но речь не идет только о ремонте, речь идет о коммуникациях в первую очередь, должен быть проложен не один десяток километров проводов. Это позволит достаточно комфортно работать и журналистам, и депутатам — мы ведь одни из немногих, кто голосует руками. Это, конечно, своего рода зарядка — но несовременно. Нужно проконтролировать, чтобы расходы не были завышены, поэтому мы и делаем экспертизу. Надеюсь, что до нового года все процедуры пройдут, но все работы до этого момента выполнить не сможем. Но действующий созыв, думаю, сможет отметить год своего срока в новом зале. Кроме того, это будет единственный в области зал, оборудованный и синхронным переводом, и трансляцией, и местом для прессы — там можно будет проводить не только заседания Думы. Такой зал, конечно, нужен области. 

put.jpg«Люди все равно будут судить по делам»
— Есть пара вопросов к вам как к представителю партии. Кампания по выборам в Госдуму вошла в активную фазу, как вы оцениваете обстановку на региональном уровне внутри «Единой России», какими вам видятся перспективы декабря? 

— Ну, делать прогнозы сейчас — занятие неблагодарное. Понятно, что сейчас все акцентировали свое внимание не на насущных проблемах, а на стратегической победе 4 декабря. Сложность «Единой России» в том, что ей нужно не только заниматься выборами, но еще и выполнять ежедневную работу. С одной стороны, условия неравные, с другой — всегда проще критиковать, сложнее делать. Я поработала в правительстве, пусть и недолго, но должна сказать, что сегодня люди пойдут голосовать за ту партию, которая не обманывает, которая что-то делает. 

Партия — это все равно конкретные люди. Есть лидер, Владимир Владимирович Путин, его знают, вопросов нет. Но для, скажем, моего округа — его население знает главу, они знают меня, знают районного депутата, знают нашу фракцию там. Поэтому отношение людей будет складываться из отношения к ним. Многие районы сегодня пошли по верному пути пошаговых дел, предварительно обсудив эти планы с жителями. 

Сегодня все партии хотят себя показать, как на подиуме. Но люди все равно будут судить по делам. Главное, чтобы не было грязных технологий. 

— Тогда получается, что мы обречены на вечное доминирование «Единой России». Ведь другие партии не могут единолично распоряжаться бюджетом. 

— Так и я ведь не распоряжаюсь бюджетом, как депутат. 

— А Владимир Владимирович Путин — распоряжается, как премьер-министр. 

— Я не стала бы так оценивать ситуацию, что мы берем бюджетные деньги и делаем что-то перед выборами. Сегодня у депутатов равные права. А то, что партия власти делает сегодня конкретные дела — да, это так и есть. Ну, пусть коммунисты делают. 

Сегодня призывают то на один митинг, то на другой. Понятно, что не все так просто. Но решения ведь принимаются не там. Давайте собираться, давайте думать, что делать. А у нас сразу — этого долой, того долой. 

— Коммунисты же не могут самостоятельно провести законопроект, который бы выделял бюджетные средства на те или иные цели, которые они считают важными. 

— А кто сказал, что мы не будем их слушать? Они все так говорят, но они же не пришли, не предложили! Я вам привела конкретный пример, законопроект Леушина по правам депутатов. Я ведь готова уравнять в правах... 

— Но «Единая Россия» может даже ни с кем не говорить. 

— Это неправильно, это абсолютно неправильно. Надо говорить. Понимаете, в партиях есть разные люди — есть очень активные, есть не очень активные. Привлечение «Народного фронта» было очень важным шагом. Татьяна Задоркина, врач, которая ездила на межрегиональную конференцию в Череповец — мы общаемся с ней каждый день. У нее постоянно новые идеи. А она — не член партии, есть у нее какие-то причины туда не вступать. 

— Да у вас и Путин — не член партии. 

— Вот именно. Задача «Народного фронта» была привлечь как можно больше людей, потому что больше людей — больше новых идей. Можно, конечно, говорить, мол, в «Единой России» кризис идей, и я даже читала где-то такие заявления. Нет, абсолютно, но у нас свой взгляд, у них — свой. С другой стороны, многое делается — а люди этого не видят.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.