“Последний и решительный бой”: репортаж “Нового Калининграда.Ru”

Николай Цуканов на избирательном участке.
Все новости по теме: Выборы-2011
Во время голосования в воскресенье, 4 декабря, редакция интернет-портала “Новый Калининград.Ru” решила навестить избирательные штабы партий, которые участвуют в выборах. Что представляют собой эти штабы, и чем занимались в день голосования руководители региональных партийных отделений, в репортаже “Нового Калининграда.Ru”.

Штаб “Единой России” я навестила в первую очередь. В полдень в монументальном здании на ул. Карла Маркса было спокойно. Меня встретил социолог Алексей Высоцкий, замдиректора “Калининградской мониторинговой группы”, который курировал кампанию “Единой России” в регионе.

“Вот тут мы сидим, - распахнул он передо мной дверь просторного кабинета руководителя исполкома партии. В углу кабинета я обнаружила небольшой журнальный столик, заставленный фруктами, бутербродами с красной икрой и стаканами. Как оказалось позже, стаканы поставили для воды, а не для спиртного.

В кабинете за монитором компьютера сидела глава исполкома Эльмира Хаймурзина, рядом в кресле разговаривал по мобильному телефону Андрей Колесник. “Как видишь, у нас все тихо, никакого напряжения”, - сообщил социолог, закрывая дверь кабинета. Пообщаться со мной он предпочел в одиночестве.

“Явка очень низкая, особенно в Калининграде, - сказал Высоцкий. - Если ничего непредвиденного не произойдет, и Калининград не пойдет вдруг на выборы...”

Здесь социолог сделал глубокомысленную паузу, из которой становилось понятно, что если протестный Калининград не покажет хорошую явку, то село традиционно проголосует за партию власти, поэтому проблем у “ЕР” не будет.

“А как же данные "экзит-пола", я видела, что лидирует КПРФ?” - поинтересовалась я. “Зависит от конкретных участков, - пожал Высоцкий в ответ плечами. - Кроме того, с утра обычно идет протестный электорат - пенсионеры. Многое станет понятно к 14:30”.

vysotskiy_1.jpg

По словам Высоцкого, никто никогда не ставил перед областной “Единой Россией” задачи набрать 50% голосов. “Даже если будет 40% с небольшим - это вполне”, - заверил социолог.

Внезапно распахнулась дверь, и в кабинет зашел губернатор. “Встал сегодня в 6 утра, приехал в Калининград из Гусева”, - с лучезарной улыбкой сообщил Цуканов и, обращаясь к Высоцкому, поинтересовался: “А где же у вас тут экраны, на которых идет информация?”.

“Экраны - это у вас в правительстве, а нам этого не нужно”, - ответил ему социолог. И действительно, зачем какие-то экраны, если ему каждый час сообщают данные "экзит-полов". “Мы проводим их по заказу ВЦИОМ, поэтому, наверное, после выборов сообщать их не будем”, - предупредил меня Высоцкий и отправился на совещание к губернатору.

В штабе ЛДПР на ул. Генделя также царило спокойствие и умиротворение. Координатор регионального отделения Александр Ветошкин восседал за длинным столом, а за его спиной стояла вырезанная из плотного материала фигура лидера партии Владимира Жириновского в полный рост. Ветошкин рассказывает, что прочитал в онлайн-трансляции "Нового Калининграда.Ru" мое сообщение о том, что в штабе “Единой России” - бутерброды с красной икрой, и признался, что даже захотел съездить к ним в гости. Но основное, чем он сейчас занимается, - отслеживает нарушения в ходе голосования. В этом плане у ЛДПР налажен контакт почти со всеми остальными региональными отделениями партий, кроме “ЕР”.

“Приехал с участка, где отстранили от работы нашего члена избирательной комиссии с решающим голосом! Председатель комиссии утверждает, что якобы он фотографировал на телефон списки избирателей. Но никакой доказательной базы! - возмущался глава местного отделения партии. - Вот сейчас еду в избирком отвозить жалобу. Потому что жалобы все должны быть только в письменном виде”.

Ветошкин рассказал, что кандидат в депутаты от “Патриотов России” заметила в Светлом микроавтобус, который развозит по участкам людей. “Я два года был депутатом в Светлом, и знаю, что этот микроавтобус - местной администрации. Представляете?” - рассказывал Ветошкин о нарушениях. Попрощавшись со мной, он лично отправился в областной избирком отвозить жалобу.

patr.jpgА я направилась в штаб “Патриотов России”. Он расположился в небольшой квартире на ул. Больничной. В коридоре - многочисленные плакаты и лозунги, которые “патриоты” используют на своих пикетах. Телефон главы местного отделения партии Михаила Чесалина постоянно звонит, на нем установлен “Интернационал”.

“Это есть наш последний и решительный бой”, - запел телефон, и Чесалин, ответив на звонок, начал объяснять своим однопартийцам, как отстоять члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которого хотели отстранить от работы за якобы некорректное отношение к избирателям. “Он преподаватель пограничного института, стоит на участке, держится за стол, отказывается уходить, - рассказывает Чесалин. - Глава комиссии вызвал сотрудников ФСБ, чтобы вывести его с участка, а они не стали, потому что у него учились”.

Периодически отвлекаясь на звонки, глава партии рассказывает мне про возможные фальсификации. “Представьте, приходят на участок какие-то люди, показывают свои паспорта “своему” члену комиссии, он вписывает их в списки, выдает бюллетень. А потом эти люди едут на другой участок. Ведь на самом деле, кто будет рассматривать паспорт избирателя, кроме того члена комиссии, который отвечает за ту или иную улицу? - говорит он. - В деревне вообще все друг друга знают. К примеру, тетя Маня давно живет в Тамбове, значит, точно на выборы не придет. Вот за нее и голосуют, как надо”.

На прощание Михаил Чесалин говорит мне, что на самом деле “Патриоты России” могли бы преодолеть в стране 5%-ный барьер, однако развернутая пропаганда о том, что партия барьер не преодолеет, а потому и не надо за нее голосовать, делает свое “черное дело”.

Штаб “Справедливой России” находится в Рыбной деревне. В кабинете - множество людей, которые постоянно звонят кому-то по телефону. Этот штаб, как никакой другой напоминает избирательные штабы из американских фильмов. “Я засек около школы №7 автобус, в который посадили по паспортам студентов, - рассказывает один из членов штаба. - Автобус куда-то поехал”.

Депутат Облдумы от “Справедливой России” Наталья Масянова рассказывает, что за этими автобусами они установили наблюдение - за ними ездят машины справедливороссов, и партийные наблюдатели снимают все на камеру. 

rybder_1.jpg

Внезапно раздается звонок с сообщением о том, что на один из участков на Литовском вале подвезли бомжей. Еду на участок, однако бомжей не нахожу. “Не было таких, - рассказывает мне местный вахтер. - Вот пятерых молодых людей, которым после голосования какой-то мужчина купил булочки, видел.. А бомжей...”.

Я, тем временем, направляюсь в последний избирательный штаб - КПРФ. Небольшой кабинет помощника депутата Госдумы находится на 4 этаже “Калининградгражданпроекта”. В здании идет ремонт, пол выстелен газетами “Советская Россия”.

“Для нас важна высокая явка. Чем она выше, тем больше у нас голосов”, - рассказывает глава местного отделения КПРФ Игорь Ревин. Правда, на вопрос о том, сколько голосов может получить компартия, разводит руками. “Ну как это можно предсказать, даже и не знаю, - говорит он. - Да и “планов по процентам” нам никто из центра не дает. И вообще, разве нормально давать план в 20% или 25%? Если уж и планировать, то не меньше 50% и одного голоса!”. 

Ревин рассказывает, что наблюдатели от КПРФ зафиксировали вброс бюллетеней в пос. Храброво. “Забежали какие-то люди, забросили бюллетени, потом убежали. Думаю, нам удастся добиться там пересчета голосов!” - говорит он. На Ревина со стены смотрит огромный портрет Сталина, нарисованный одним из членов партии. Рядом - небольшие портреты Ленина и Маркса.

Выхожу на улицу, на дворе льет декабрьский дождь, темнеет. Но люди все равно идут под дождем на избирательные участки.

Текст - Оксана Майтакова, старший корреспондент, фото - "Новый Калининград.Ru"

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.