Легкоуправляемые и никакие: как прошли выборы Антона Алиханова губернатором

Все новости по теме: Выборы губернатора-2017
Легкоуправляемые и никакие: как прошли выборы Антона Алиханова губернатором

Очередные выборы губернатора Калининградской области 10 сентября 2017 года стали настоящим торжеством управляемой демократии. Ответственным за организацию народного волеизъявления необходимо сегодня контролировать не только победу как таковую, не только итоговый процент голосов, отданных за единственного реального кандидата. Объектом модерации является явка, причём задача весьма сложна: она должна быть не очень низкой и не слишком высокой. Кандидат и его избиратели в этом засилье технологий оказываются необязательными, если не сказать больше — лишними элементами.

Источники в правительстве свидетельствуют, что, объясняя свой выбор Александра Торбы в качестве главы внутриполитического блока правительства, Антон Алиханов употребил именно такую формулировку: «легкоуправляемый и никакой». Если это в самом деле так, то новому калининградскому губернатору, избавившемуся в воскресенье от приставки «врио», нельзя отказать в проницательности. По крайней мере, выборы, в организации которых Торба играл наравне с технологом Алексеем Высоцким ключевую роль, прошла именно так. Легкоуправляемо и никак.

Окончательные результаты будут подведены утром в понедельник, однако вряд ли существует здоровый головой человек, который усомнится в победе Алиханова. Отрыв действующего главы региона от конкурентов таков, что поневоле вспоминаются слова самого Алиханова, сказанные в одном из бессчётных интервью: тренироваться нужно с сильным спарринг-партнёром. Если он в самом деле верит в этот тезис, то для него эти выборы точно не стали полезной тренировкой. Потому что соревновался он с заведомо слабыми конкурентами, а победу одержали вовсе не кандидаты.

(2017-09-10-00-18-48)Canon-Canon-EOS-5D-Mark-III(5760x3840).jpg

Главной целью для организаторов выборов (они же — организаторы кампании Алиханова) стали не итоговые цифры поддержки населением молодого и перспективного кандидата. Они могут быть любыми (конечно, более 50 процентов). Гораздо важнее — показатель явки, ведь любому политтехнологу необходимо на текущих выборах обеспечивать себе будущие проекты. Ближайший же проект — крайне ответственный: очередное воцарение путём всеобщих выборов Владимира Путина. Тут главное не ошибиться, угадывая меняющиеся, как сентябрьский ветер, настроения в администрации президента. Требуемый показатель явки то спускался в регионы сверху, то отменялся вновь. От пресловутого референдума, который предложил проводить параллельно со своими выборами Антон Алиханов по неизвестному ему самому вопросу, отказались вовсе не потому, что спрашивать было нечего. Куда хуже была иная неопределённость: 50 процентов (минимум, требуемый для признания референдума состоявшимся) явки в сентябре — это много или мало по сравнению с мартом?

Изрядной степенью шизофрении страдала и предвыборная кампания. Конечно, речь исключительно о кампании Алиханова. Остальные кандидаты кампании почти совсем не вели — не выходили за пределы небольшого количества невнятных листовок. Да и на тех представитель «Зелёных» Екатерина Тимофеева то ли сэкономила деньги, то ли спасла деревья. Алиханов же, казалось, пытался понравиться всем — но при этом не понравиться никому слишком. Да, обещания лились, как из рога изобилия, начиная от экономического процветания, заканчивая онкоцентром, который уже вот-вот. Однако, во-первых, жители эксклавного региона — вполне себе на уме и давно научились отличать предвыборный «белый шум» от конкретных и реализуемых планов.

С ними как раз всё несколько печальнее. Визит в регион Владимира Путина, который, по идее, должен был укрепить и поддержать позиции Алиханова как проводника генеральной государственной линии в провинции, обернулся кое-чем иным. Ключевые направления развития, требующие федеральных финансов, были очерчены крайне невнятно, и по трезвому размышлению выходило, что денег-то на Калининград за пределами ЧМ-2018 у Москвы особо и нет. А конкретика из пресловутой «зелёной папки» касалась двухлетней давности вырубки под Черняховском и проекта соляной шахты, которая ещё не построена.

Тех самых достижений, о дефиците которых за первый год работы Алиханова говорили не раз, во время кампании продемонстрировано так и не было. Привлечение 360 млн рублей на «завершение» строительства онкоцентра, проект которого до сих пор не получил положительного заключения госэкспертизы, за достижение мог сойти ну с очень большой натяжкой. Да и сам Алиханов, судя по его поведению в последние предшествовавшие выборам недели, перестал понимать, зачем вся эта выборная суета, устал от беготни по муниципалитетам с открыванием рта для произнесения дежурных фраз.

Что хуже — самый молодой российский губернатор, которому через неделю после выборов исполнится 31 год, кажется, так и не нашёл причин и сил поверить кому-либо во вверенном ему регионе. Абсурдная кампания, главной целью которой было не дать Алиханову уже имеющийся у него пост, а обеспечить технологам ещё минимум полгода безбедного существования, явно не компенсировала этот дефицит веры.

Ещё более печально, что за время кампании и выборов как её кульминации у жителей региона также не появилось возможности понять Антона Алиханова и поверить ему. Затёртые до дыр штампы в десятках однотипных интервью, пропагандистские клише в оплаченных из бюджета репортажах о свершениях юного врио, какая-то невнятная диджитал-кутерьма в соцсетях, шизофренические теледебаты, часть которых Алиханов попросту пропустил, федеральные селебритиз, никоим образом не релевантные местной ментальности. Наконец — абсурдное раздвигание временных рамок голосования и низводящие избирателей до стадии дебильности «движухи» вроде фотографирования в картонных рамочках с надписью «Голосовач» и литра пива за фото с участка. Где во всём этом должно было случиться знакомство, узнавание и понимание губернатором — народа, а народом — губернатора?

MIL_7050.jpg

Правильно — нигде. По одной простой, но в то же самое время страшной причине. Эти две составляющие внутренней политики в современной российской реальности попросту не нужны. Так же как Николай Цуканов спустя 9 месяцев после победы на выборах был заменён на Евгения Зиничева, и Антон Алиханов может смениться каким-нибудь Петей Башмаковым когда угодно. Совершенно не важно, сколько при этом людей отдаст за него голоса — эта демократия на то и управляемая, что факторы неопределённости в ней сведены к нулю.

Главные на этом празднике электоральных технологий вовсе не кандидат и не его избиратели. Главными давно стали сами технологии. Ну а выборы — теперь они будут только такие. Легкоуправляемые и никакие. Полный «Голосовач».

Текст, фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.