Мэр Неринги о ситуации с литовскими авто на границе: «Это не проблема, это катастрофа»

Мэр Неринги Дарюс Ясайтис. Фото «Нового Калининграда.Ru».
В течение уходящей недели появлялась разнообразная информация о происходящем на российско-литовской границе Калининградской области. Сведения о 10-часовых (а то и более) проверках машин с литовскими номерами привели к резким заявлениям на самом высоком уровне. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» отправился на Куршскую косу, чтобы самому увидеть, что происходит на КПП «Морское-Нида», а также узнал у мэра Неринги, что литовцы попросту перестали ездить в Калининград на своих авто.

От редакции. Материал мог быть гораздо полнее, однако, к сожалению, в отсутствие начальника пограничного управления ФСБ по Калининградской области Олега Луцких его подчинённые не решились санкционировать работу журналистов портала на контрольно-пропускном пункте «Морское-Нида». Соответствующая заявка была подана за день до выезда, однако оставлена без положительного ответа. Приносим читателям искренние извинения.

Поверить в информацию о многочисленных и многочасовых пробках на всех четырёх русско-литовских погранпереходах региона в полдень пятницы в Морском довольно сложно. Машин не просто мало — их вообще нет; «очередь» на выезд состоит из трёх автомобилей с российскими номерами, чуть поодаль, в отстойнике — джип с литовской регистрацией, однако что он там делает — неизвестно. Российские пограничники и таможенники работают слаженно и быстро, вопросов не задают, но и на вопросы не отвечают. На встречной полосе — два литовских автомобиля, водители выглядят чуть нервными. Но процедуры таможенного и пограничного досмотра так стремительна (она для мотоцикла почти всегда такова), что узнать подробности не удаётся, а задержаться здесь для сбора информации журналистам пограничники разрешения не дали. На соседней стороне всё так же оперативно; услышав в качестве цели поездки «встреча с вашим мэром», сотрудница литовской таможни удивляется: «А что за праздник такой?»

Нида встречает традиционно радушно, хотя никакого праздника и в самом деле нет. Бархатный сезон, тепло и солнечно; дороги как всегда ровные, все автомобили аккуратно припаркованы на платных площадках, гладь залива рассекают яхты, а от нескольких кафе исходят манящие ароматы. Газоны, деревья, указатели улиц, урны, парковочные автоматы и яркие белые лавочки посередине главной городской площади — всё будто бы вчера отремонтировано, установлено и покрашено. На площади можно воспользоваться бесплатным и беспроводным интернетом, но нельзя курить; да, в общем, и не очень хочется. А микроскопический для этой сети магазин «Maxima» торгует едой и выпивкой по таким ценам, что понять штурмующих польские дискаунтеры в поисках дармовых сосисок калининградцев непросто.

n.jpgМестные жители — нарядные, улыбчивые, ездят на велосипедах по велосипедным дорожкам, их обгоняет рейсовый автобус с соломенной крышей, а его аккуратно объезжают суровые байкеры из каунасского отделения мотоклуба «Moonlight Knights» («Рыцари лунного света»). Туристов много, впрочем основную массу составляют немцы пожилого возраста. Скромные и тихие, они вовсе не чураются, к примеру, попросить присесть за занятый столик в переполненном в обеденный час кафе «Kuršis». Русских меньше, но их можно узнать издалека — ведут они себя традиционно шумно. Неподъемная тарелка отличного свиного карбонада с картошкой и овощами, бокал безалкогольного пива и чашка кофе за скромную сумму в 290 рублей вполне позволяют морально примириться с говорливыми согражданами.

Мэра Неринги Дарюса Ясайтиса, с которым мы договорились по телефону перед отъездом на косу встретиться и обсудить ситуацию на КПП, жертвой которой стал и он сам, вытащить из здания местного самоуправления сложно. В этот день в Ниде проходит конференция, на которой обсуждается современное искусство, и Ясайтис принимает гостей. «Подождите немного», «сейчас освобожусь», «скоро выскочу на минутку» — пока мэр пытается выкроить несколько минут, можно прокатиться до соседнего и совершенно безлюдного, но такого же выскобленного до белизны Йодкранте. И злорадно ощутить, кстати, что дорога от Ниды до этого посёлка многим хуже той, что проходит по Куршской косе. С другой стороны, российские машины можно отличить от литовских задолго до того, как их номерные знаки становятся различимы. Наши сограждане предпочитают игнорировать какие-либо дорожные знаки — несмотря на то, что штрафы на литовской стороне косы несколько суровее.

Снова Нида. Наконец, Дарюс Ясайтис выходит из здания мэрии, попутно здоровается и перекидывается парой слов с горожанами и готов ответить на несколько вопросов.

— Утром на границе не было ни одной литовской машины в сторону Ниды.

— Потому что никто больше не ездит на своих машинах! Я знаю случай, когда мой друг простоял на границе 22 часа. Куда можно ехать в таком случае? Нужно брать с собой термос и еду, бара там нет, да и памперсы, потому что туалета нет тоже. Но все люди находчивые, предприниматели нашли друзей с российскими номерами, кто-то взял латвийские машины по доверенности, и всё, решили для себя эту проблему.

— У вас есть какие-то версии, с чем эта ситуация может быть связана? Вот ваш премьер-министр заявил, что она может быть связана с председательством Литвы в Евросоюзе.

— Вы правильно говорите — версии. Говорят и о том, что это может быть связано с войной в Сирии, да и с председательством в Евросоюзе.

— Говорят ещё, что такие проверки могут быть связаны с тем, что много россиян пользуются литовскими машинами в Калининградской области, не регистрируя их там.

— Мне кажется, эта версия липовая.

— А по-вашему, в чём причина?

— Для начала замечу, что ситуация никак не связана с пограничниками. Они приятные, культурные люди, отдают честь, ставят штамп, возвращают паспорт и желают счастливой дороги. Проблемы с таможней. Все машины с литовскими номерами проходят проверку отдельной очередью. Не могу сказать, в чём причина. Я был в генеральном консульстве России в Клайпеде, говорил с консулами — они сказали, что внедряют какую-то новую информационную систему, которую сейчас испробуют на литовских машинах. И работает она с трудом, её чинят. Это официальная версия.

А что на самом деле — думать можно многое, этим пусть занимаются большие политики в Вильнюсе. Они, наверное, знают точно.

— Это на самом деле такая большая проблема? Ведь и ваш министр иностранных дел встречался с российским послом в Вильнюсе, и премьер-министр Литвы сделал достаточно жёсткое заявление.

— Это не то слово — серьёзная! За день в среднем около 200 литовских машин проходили погранпереход в Морском, а бывали дни, что и тысяча проезжала. Но пусть даже 100 машин — это 100 часов на таможне! Как по-вашему, есть проблема? 100 часов в Калининград, 100 часов обратно, а если у вас бизнес в Калининграде? Это не проблема, это катастрофа.

— Будем надеяться, что это временная проблема, и она решится вскоре.

— Главное, что мне не хочется, чтобы случилось, самое неприятное и неинтересное — если другая сторона, то есть Литва примет такие же меры для российских автомобилей. Это будет настолько глупо, недостойно и некрасиво перед нашими партнёрами, перед людьми! При чём тут мы, люди, которые ездят через границу? Почему мы должны быть втянуты в какие-то игры? Зачем это обычным людям?

Я думаю, что наше правительство умное, такого не сделает. Это было бы как новая Берлинская стена.

— Вы выступали вместе с другими градоначальниками этой части Литвы за введение безвизового режима с Россией. Есть какие-то подвижки?

— Ну вы сами видите, какие подвижки (смеется). Но мы не только выступали, лично моей инициативой было переговорить с мэрами всего Клайпедского региона, они все подписали это письмо, выслали его в правительство страны, в МИД наш. Все мэры понимают, что в этом — только плюсы. И культура, и инвестиции, и экономика, и дружба — все однозначно за.

Пока ничего нет. Но наш президент и правительство говорят, что пока мы председательствуем в Евросоюзе, мы будем пробовать говорить об этом. Ведь и другие страны этого хотят, и Россия этого хочет. Хорошо было бы, конечно, если бы Калининградская область сделала шаг навстречу и ввела безвизовый режим для граждан стран Евросоюза, в том числе и Литве — нашим политикам и евросоюзовским некуда было бы уже деваться, нечем аргументировать.

— В этом сезоне в Ниде было больше российских туристов, чем раньше?

— С каждым годом, с каждым сезоном туристов из России становится больше, мы этому очень рады. Мы ждём их. Больше становится и туристов вообще, и именно российских. Россия на втором месте после Германии. Это очень приятно — ведь мы же соседи.

На обратном пути литовская граница так же оперативна. В магазине беспошлинной торговли продавец на вопрос о том, продолжают ли лютовать русские, лишь закатывает глаза. На российской стороне — микроочередь из четырёх автомобилей с калининградскими номерами. Чуть поодаль загорают четверо вполне русскоговорящих мотоциклистов с, почему-то, финской регистрацией. А в отдельной очереди — всё те же утренние литовские автомобили, плюс ещё один, с тремя пышными дамами на заднем сиденье. Они очень переживают, так как едут в аэропорт, откуда должны вылететь завтра, в 7 часов утра, на первом рейсе в Москву. Но, так как их соседи по отдельной очереди стоят здесь, как выяснилось, с 8 часов утра, надежды тётушек успеть на регистрацию в срок тают на глазах. «Нам никто ничего не говорит — машину осмотрели, ушли и вот уже четыре часа — ни слова, — жалуются они. — Напишите про это! В чём мы-то виноваты?»

Финно-русские байкеры отъезжают от КПП почти сразу за мной. Понять, в чём для таможни принципиальное отличие финского мотоцикла от литовского автомобиля достаточно сложно. На российской стороне косы так же тепло, как и на литовской, днём тут пока что почти лето. Навстречу из леса выходит очевидно глуховатый кабан; от треска двигателя он бросается наутёк в самый последний момент. Немедленно за знаком «Калининградская область — особая экономическая зона» после Лесного начинается особо отвратительный участок трассы. На всём протяжении дороги от Морского до Зеленоградска навстречу не проезжает ни одного автомобиля с литовскими номерами.

Текст, фото — Алексей МИЛОВАНОВ, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.