Политики ждут прихода Медведева и ухода Бооса

Вот уже несколько месяцев в нашем забытом Богом, но не федеральным центром регионе царит редкое благодушие. Политики, словно стеклянные вазы или канатные плясуны - каждое лишнее движение грозит потерей равновесия. А дальше - шаг влево, шаг вправо и… хана. Вести себя по-другому трудно. А главное непонятно - как же жить дальше…

Вынужденный коллапс политической жизни  начался сразу же, как только закрыли избирательные участки, а чуть позже объявили результаты выборов президента. Нельзя сказать, что они были совсем уж плохи. Дмитрия Медведева калининградцы поддержали, но не так, чтобы уж очень. Без огонька и вдохновенья. Хуже всех будущего главу государства приветили в Ленинградском и Центральном районах Калининграда и в Пионерском ГО. На результате выборов это почти не отразилось, но зато породило в региональном политическом истеблишменте - легкое ожидание перемен. Так, почему-то крайними была объявлена группа депутатов Горсовета в просторечии именуемая «группой Шкиля». Именно в подведомственных им округах отмечен низкий процент «одобрямса» Дмитрию Медведеву. Прошел слух, что в ближайшее время группа будет подвергнута тщательной прополке и окучиванию. Но он оказался только слухом. 5 марта епископ Калининградский и Смоленский Кирилл лично вручил Олегу Шкилю (и не только ему) награду Русской православной церкви. После этого события у власти пропало всякое желание и интерес разбираться с этими «диссидентами».
Зато буквально сразу же пошли разговоры о возможных переменах в руководстве Калининградской области. За этой крайне политкорректной формулировкой скрывалось банальное. Попытка найти ответы на вопросы: будет ли нами руководить Георгий Боос, нужно ли ему собирать чемоданы. Еще все почему-то хотели узнать, кто будет нами руководить. В преддверии смены власти стали спешно возникать политические и бизнес -союзы, группировки, альянсы. Первым пыл «заговорщиков» остудил сам губернатор. Буквально через два дня после избрания Медведева он на пресс-конференции дал понять собравшимся, что его отставка преждевременна. А кроме того - останется он или нет - для аборигенов региона не так уж и важно, поскольку все равно любой губернатор будет переселенцем. Намек был понят, но слухи не утихли. Вторая их лавина накрыла Калининград после встречи Георгия Бооса и Владимира Путина 6 марта. А уже 12-го прокремлевский политолог Сергей Марков отнес (на пресс-конференции) Калининградскую область к регионам, где смена губернатора очень даже возможна. Свою лепту внесли и социологи. Так, «Центр политической конъюнктуры России», комментируя опубликованный «Рейтинг политической выживаемости губернаторов» причислил нашего Георгия Валентиновича к группе «не оправдавших надежд». За то, что ему (как и еще многим «назначенцам») так и не удалось «выстроить отношения с местной элитой и продемонстрировать свою эффективность федеральному центру». Чуть позже в ход пошла другая версия - о возможном переходе губернатора на другую работу. Не то мэром (версия слишком уж фантастическая), не то вице-мэром (что более вероятно) Москвы. То есть под начало к Юрию Лужкову, либо к его преемнику - нынешнему главе администрации президента Сергею Собянину. Мол, перейдет он туда, якобы, по состоянию здоровья. Кроме того, если верить агентству «ОБС», Боос сам неоднократно просился на новую должность, и что сейчас Георгий Валентинович снова обивает пороги  в Первопрестольной. Новая попытка может оказаться удачной. Его могут взять, если не в Москву, то в правительство.  Впрочем,  произойдет это не ранее конца мая - начала июня. Если, конечно, произойдет. Но надежды, как известно, «юношей питают» и политикам они тоже не чужды. Так что пока, в ожидании скорой смены «режима», каждый из крупных и не очень политических игроков Калининграда стремится занять стартовую позицию поудобней. И определить степень собственной проходимости. Чтобы в случае чего успеть к дележке. Или хотя бы оказаться допущенным к властному столу. Или к крошкам с него…

Федеральные «проходимцы»

Фигура номер один в регионе по-прежнему Георгий Боос. Он лидирует и по любви народной, и по политическому влиянию, что отражено во всевозможных рейтингах, опросах и исследованиях. Он накрепко связан финансовой пуповиной с породившим его федеральным центром. Он смотрящий за средствами, который этот самый центр пока еще (хотя не так активно, как накануне выборов) выделяет области. Его команда -это в основном привезенные из Москвы члены правительства. Такие как министр сельского хозяйства Андрей Романов, министр образования Наталья Шерри. Чуть хуже ему подчиняются чиновники от бизнеса. Например, «вестеровец» Александр Рольбинов. Он вынужден быть послушным, поскольку его бизнес уже не совсем калининградский. Вот только влияние «московских гостей» ощущается лишь в пределах их кабинетов. Чем дальше от Д.Д.1, тем память о них слабее и слабее. Среднее же чиновное звено давно уже  работает по собственному сценарию. Или по сценарию, который им предлагают другие, не такие уж и федеральные, но тоже «проходимцы».

Почти федеральные «проходимцы»

Фигура номер два в калининградской политике…Когда-то ею был мэр Калининграда Юрий Савенко. Но с его уходом это место досталось заместителю полномочного представителя президента по Северо-Западу Александру Дацышину. Александр Ярославович - любимец своего шефа  - полпреда Ильи Клебанова. И… представитель интересов этого представителя в области. Дацышин через Клебанова имеет поддержку в Москве. Правда, в последнее время, в связи с намерениями реформировать институт полпредов президента и возможной отставкой Клебанова, возможности Дацышина стали чуть меньше. Но не слишком. Зам. полпреда связывают деловые  и личные отношения с вице-губернатором Юрием Шалимовым. Есть у него выход и на депутата Госдумы Асана Нюдюрбегова (Гасана). Вернее, Нюдюрбегов не может не учитывать региональных интересов Дацышина, с которым их связывает общее прошлое. В смутных 90-х когда Дацышин был коммерческим директором Янтарного комбината, службой безопасности там руководил будущий депутат Госдумы от Дагестана. Потом Дацышин и Гасан неоднократно пересекались по бизнесу. Еще креатурой Дацышина по привычке считают главу Калининграда Александра Ярошука. Но здесь, скорее всего, имеет место быть почтительный нейтралитет или пакт о ненападении.
Группу «Дацышин-Шалимов» эксперты считают наиболее оппозиционной команде Георгия Бооса. Она (группа) имеют собственные бизнес-интересы на Северо-востоке области (где их «коллегами» являются такие неоднозначные предприниматели как братья Абарюсы). Шалимов и Дацышин имеют некоторое отношение к земельному вопросу в районе будущей игорной зоны «Янтарная». Кстати, среди бизнес-элиты бродит информация, что ни один вопрос о выделении земельного участка в области уже не может быть решен «положительно» без «неформальной» визы «реального» вице-губернатора. По всей видимости, именно стремление к переделу сферы влияния и привело к тому, что у Юрия Шалимова сложились далеко не конструктивные отношения с министром экономики Феликсом Лапиным. Уход последнего в сити-менеджеры Калининграда (которому, кстати, он долго сопротивлялся!) - в том числе и попытка Георгия Бооса сохранить баланс сил, сложившихся в правительстве.

Думские «проходимцы»

В Областной думе единственным преданным губернатору Боосу человеком остается Сергей Булычев.  Спикера поддерживает депутат Константин Поляков. Его лояльность связана с большим желанием видного единоросса сменить Елену Клюйкову на посту министра здравоохранения. Весь остальной депутатский корпус и, прежде всего, фракция «Единая Россия» по большей части являются людьми команды «Дацышин-Шалимов», которые собственно и сформировали партсписок будущих народных избранников. Исключением является строительный банкир Сергей Козлов. Выдавленный конкурентами-однопартийцами из Калининграда, он развернул бурную деятельность на побережье, стараясь прибрать к рукам муниципальные образования…
Другие фракции в Думе выполняют чисто техническую работу - создают кворум. Из неорганизованных депутатов интересен лишь последний - демократ Соломон Гинзбург. Ему удалось таки наладить отношения с кругом небезызвестного политолога Глеба Павловского. И Гинзбургу на региональной политсцене отвели роль Кассандры. Именно он зондировал почву и готовил общественное мнение заявлениями типа: «культ личности на региональном уровне», «обстановка двоедушия в калининградском правительстве».


«Проходимцы» из глубинки

Муниципальные образования - источник постоянной головной боли Правительства Бооса. Причиной роста напряженности стала невразумительная политика самого Бооса (бесконечная муниципальная реформа, отмена местных выборов, продавливание своих кандидатов на должности мэров, конфликты с избранными главами и т.д.). С другой стороны, калининградский бизнес активно пошел в поселки и райцентры, пытаясь обрести там утраченное политическое влияние. И начать новое наступление на область. Особенно его интересует приморская зона. Так, в преддверии грядущих выборов в Светлогорском районе там засветились практически все влиятельные бизнес- и политические группировки. В результате, водораздел прошел между областным Правительством и избранной на местах властью. Расклад сил приблизительно такой. К уже почти непримиримой оппозиции можно отнести «лукойловского» Федора Ярошевича (Балтийск) и Андрея Виноградова (Черняховск). К слову, они руководят самыми крупными муниципальными образованиями области. Третий крупный центр - Советск - пока хранит молчание. Оно объясняется тем, что город находится под контролем братьев Абарюсов, то есть в сфере интересов Юрия Шалимова. А ему открытая конфронтация с губернатором Боосом пока не нужна. С легкой руки газеты «Тридевятый регион» в оппозиционеры записали и главу Озерковского сельского поселения (Гвардейский район) А. Миронович.  Очень натянутые отношения с Правительством Бооса у Валерия Губарова (глава Зеленоградского района)... К числу успешных (по выражению Георгия Бооса) и потому любимых губернатором глав следует отнести Юрия Юхтенко (Гурьевск), Александра Блинова (Янтарный) и Александра Цуканова (Гусев). Также сохраняет лояльность Игорь Барсков (мэр Гвардейска). И, наконец, третью, и весьма влиятельную группу образуют главы «с прошлым». Такие как глава Мамоново Олег Шлык.
Или глава Ладушкина Олег Рассолов. Они недовольны правлением Георгия Бооса (хотя вслух об этом не говорят), но не слишком стремятся уйти под шалимовско-дацышинскую «крышу».  

Калининградские «проходимцы»

В Областном центре политическое равновесие достигнуто существованием двух равноудаленных от Правительства Бооса команд. Во главе одной - глава города Александр Ярошук. Другую окормляет депутат Олег Шкиль. Может показаться, что Ярошук ближе губернатору Боосу, но это не так, и история с назначением «Сити-менеджера» это доказала. Александр Георгиевич всеми силами старался оттянуть процедуру назначения до того момента, пока не прояснится судьба нынешнего губернатора. И ему это практически удалось. Но заведомо проходной фигурой (во всяком случае, пока!) считается не фаворит главы Калининграда (таких среди кандидатов нет), а ставленник (вернее, назначенец) Георгия Бооса.  Впрочем, переговоры все же велись. Несмотря на то, что своего кандидата Боос продавливал, как только мог, ему пришлось учесть мнение и главы Калининграда. Потому в списке претендентов и возникла фамилия пока еще министра экономики. Для самого Феликса Лапина решение городских проблем - занятие незнакомое и скучное.  Поэтому не исключена возможность его скорой замены на  более квалифицированного специалиста из калининградцев. По слухам, такой вариант развития событий тоже обсуждался сторонами. Потерю министерского портфеля Лапин был  склонен рассматривать как понижение, потому и принял предложение переквалифицироваться в управдомы с большой неохотой. За верность и уступчивость ему, видимо, пообещали не трогать его собственный бизнес и дали некоторую свободу в решении кадровых проблем. Кстати, единственное, в чем интересы Бооса, Лапина и Ярошука совпали абсолютно, - грядущая зачистка мэрии. Она направлена против людей бывшего мэра Юрия Савенко. И косвенно затрагивает интересы группы Шкиля. Говорят, на личном деле каждого из сотрудников администрации уже проставлены «черные метки». Мол, у кого больше стаж, тот более коррумпирован…  Вопрос только в конкретных сроках. Скорее всего, первым покинет здание на площади Победы нынешний И.О. главы администрации Калининграда Юрий Беденко. На его устранении из власти настаивал лично губернатор.  Не исключено, что на смену ему придет глава Московского района Данута Смирнова.  Возможно, вслед за Беденко отправится и «социальный» вице-мэр Татьяна Морозова. На посту ее скорее всего сменит нынешний начальник Управления образования Алексей Силанов. Под серьезной угрозой и будущее «вечного» управделами мэрии Леонида Донских. Пока на его место претендует «вечно» молодой начальник молодежи Игорь Шлыков. Есть информация, что свое назначение он пытается пролоббировать через друга-комсомольца, а ныне управделами Правительства Александра Торбу. Но говорят, что за долгую службу Леонид Донских получил от будущего сити-менеджера эдакий бонус. Феликс Лапин предложил Донских лично порекомендовать себе приемника…
Такое вот хрупкое равновесие установилось нынче в Калининградской области. Осталось только произнести какую-нибудь магическую фразу, например «над всей Испанией безоблачное небо»… И такое начнется…

Константин ВИКТОРОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Известия Калининграда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.