"Лицом к троллям": встреча Николая Цуканова с главными редакторами интернет-изданий региона

Николай Цуканов. Фото "Новый Калининград.Ru"
Все новости по теме: Эпоха Николая Цуканова
В минувшую субботу губернатор Калининградской области Николай Цуканов побеседовал с главными редакторами интернет-изданий региона. Во встрече приняли участие Алексей Милованов ("Новый Калининград.Ru"), Андрей Выползов ("Клопс.Ru"), Любовь Чистякова ("Калининград.Ru") и издатель портала "Rugrad.Eu" Арсений Махлов. Со стороны правительства во встрече также приняли участие заместитель начальника пресс-службы Инна Морева и советник пресс-службы Анатолий Ромашко, а также - вице-премьер по внутренней политике Роман Скорый, впрочем, не сказавший за все время встречи ни одного слова. "Новый Калининград.Ru" предлагает вашему вниманию полную стенограмму встречи, за исключением трех моментов, когда губернатор попросил журналистов выключить диктофоны.

НЦ: Хочу сказать, что читаю периодически ваши информационные блоги, не каждый день, но, тем не менее, просматриваю. Каждое утро мне приносят информацию о том, что обсуждается. Интересно, особенно комментарии достаточно веселые. 
Я так понимаю, что свобода слова - когда нас попрекают во всем мире, что у нас нет свободы слова, я всегда всем говорю: зайдите в интернет, посмотрите комментарии, по-моему с этим, со свободой слова у нас как раз проблем нет. Любой в разной форме может высказаться. Компетентно или не компетентно - это уже другой вопрос, но говорят на все темы, и каждый человек чувствует себя практически специалистом. 

АВ: У меня не вопрос, а просьба. Мы писали про девочку Леру Семакину из Черняховска, у нее очень серьезное заболевание легких, уже одно легкое удалено и требуется операция в Израиле. Врачи готовы принять, мы опубликовали счет, мама девочки сказала, что собрано уже 40 тыс рублей, но нужно 12 тыс долларов. Не могли бы вы взять на контроль эту ситуацию? 

Я отдельно остановлюсь на вопросе благотворительности. Действительно, к сожалению это так - в Калининградской области очень много проблем и, в основном, эти проблемы касаются детских заболеваний. 
Я летел в самолете буквально три дня назад, ко мне подошла женщина то ли из Нестерова, то ли из Озерска. Она сказала, что ее ребенок болен раком, и я когда-то оказывал ей помощь, год или полтора назад - и ребенка выписали из Москвы с определенным диагнозом. Она просит еще раз помочь, чтобы здесь еще раз обследовать дополнительно. 
На этом примере я увидел, что проблема достаточно актуальна. Вся помощь у нас формально бесплатна, но не все услуги и не все специальные операции могут делать в наших лечебных учреждениях. Израиль - один из основных медицинских центров. Но у нас в бюджете не предусмотрено финансирование вот таких вот видов операций - за границей. Поэтому я подумаю - мы, наверное, создадим отдельный благотворительный фонд, я пообщаюсь со всеми потенциальными инвесторами для того, чтобы в таких экстренных случаях возможно было оказать помощь. Попечительский совет, безусловно, сделаем, чтобы все было прозрачно. Ну и первый взнос я готов буду туда сам сделать, допустим, миллион рублей. Думаю, в ближайшее время мы соберем какое-то количество, по крайней мере, моих друзей-бизнесменов, которые наверняка согласятся поучаствовать в этом хорошем деле. 

АМ: Если можно, немного из другой сферы вопрос задам. На этой неделе проскочила фактически незамеченной новость о том, что Фонд содействия реформированию ЖКХ приостановил финансирование Калининградской области в связи с тем, что в Гурьевском районе не выполнены его условия. Сможем ли мы вернуться, с чем это связано, почему это произошло?

Сразу отвечу на вопрос - мы не вылетели никуда, мы участвуем в этой работе, и Гурьевск в том числе. То есть те муниципалитеты, которые заявились на этот год и на следующий, они все будут участвовать. Это сразу так, чтобы ответить на этот вопрос. 
Если говорить были ли проблемы, в том числе у Гурьевска - они действительно были. 185-й ФЗ предусматривает определенный перечень мероприятий, одно из них - это отсутствие дотации тарифов, и определенное количество ТСЖ должно быть. И управляющие компании или любые другие компании в системе ЖКХ - это может быть "Водоканал", "Теплосети" - они должны быть от 50% до 70% в частной собственности. Это такие требования закона. Хорошо или плохо - можно обсуждать, но вот так оно есть. 
К сожалению, не все муниципалитеты области смогли участвовать в этом законе. На мой взгляд, это самый лучший закон, самый народный закон, который был принят за последнее время в сфере реформирования ЖКХ. Так как он заканчивается в следующем году, мы будем просить правительство РФ, чтобы его продлили. Мы уже обращение сделали. И в Госдуму, и в правительство. Это самый лучший закон: мы можем отремонтировать независимо от форм собственности. Понятное дело, что люди приватизировали жилье, находящееся в разном состоянии - но, как правило, дома довоенной постройки, и крыши, и сети довоенной постройки, и полы, и все остальное. Этот закон давал возможность отремонтировать и крыши, и внутридомовые сети, и фундаменты, и самое главное - утепление фасадов. Причем независимо от форм собственности. И при небольшом софинансировании населения. 

АрМ: По этому закону уже были выделены деньги? Как-то контролировалось их расходование?

Этот закон действует два года. Насколько я помню, в прошлом году 4 муниципалитета участвовало всего - и не потому что не было средств. Потому что, к сожалению, не все муниципалитеты не захотели или не смогли исполнить требования этого закона. 
Я же не скрываю, вы прекрасно знаете мою позицию по поводу глав муниципалитетов. Я готов помогать всем муниципалитетам, потому что я знаю, как организовать правильно эту работу. Но с другой стороны я прекрасно понимаю, что кому-то есть смысл помогать, кому-то нет. Руководителю, имеется в виду, не муниципалитету. 
Разные главы, разные подходы, разные требования, но сейчас позиция проста. Я буду требовать исполнения этих законов. И если глава не понимает, что он пришел туда не просто получать заработную плату, а работать во имя и во благо своих жителей, он будет искать себе другую работу. 

АрМ: А в Калининграде - есть контроль?

А по поводу контроля, безусловно, кроме контроля, который существует за муниципалитетом, постоянно контролирует Минрегиона РФ, качество исполнения, постоянно приезжают контрольные проверки, контрольно-ревизионные проверки, они проверяют типы работ и финансирование - расходование этих средств. Есть ли возможность каким-то образом...

АМ: "Освоить"?

Да, хорошее слово - "освоить" деньги? Теоретически, есть. 

АМ: Там же конкурсные процедуры не предусмотрены? 

В разных случаях по-разному. Здесь предусмотрено, что управляющие компании деньги получают и управляющие компании внутри проводят свои процедуры определенные. Это на усмотрение управляющей компании. Но расходование средств, безусловно, контролируется. Как финансовыми органами, правительством области, муниципалитетами, которым мы выделяем эти средства, ну и сейчас, действительно, насколько это возможно, контролируют и сами жильцы, а жильцы - это самые лучшие контролеры, ну и, безусловно, партия "Единая Россия". По крайней мере, мы такие задачи поставили, чтобы люди ходили, смотрели, проверяли. Причем независимо от того, чья это управляющая компания. 
Допустим, если в муниципалитетах области эта проблема не стоит вообще, потому что там нет бизнеса в сфере ЖКХ, там, наоборот, муниципалитет датирует все эти предприятия, то в Калининграде это все-таки бизнес. И здесь, конечно, есть смысл проверять и качество исполнения, и финансовую дисциплину.

АрМ: Ну меня больше интересовали какие-то результаты. Деньги потрачены, хорошие ли, плохие результаты, "освоили" ли эти деньги?

Если говорить о муниципалитетах области, часть работ уже выполнена. Не все работы успели выполнить в этом году, потому что деньги из федерального бюджета пришли достаточно поздно. Часть муниципалитетов закончили работы и выполнили программу, часть муниципалитетов - нет. В Калининграде где-то 30% работ остались невыполненными. 
Но деньги эти находятся в бюджете, они никуда не потратятся, они на следующий год перейдут. Я дал команду - сейчас бессмысленно выполнять, в такую погоду, покрасочные работы, утепление, чтобы потом не пришлось все это переделывать. 
Кстати, я рекомендую всем желающим, в том числе и журналистам, если вы увидите, что работы выполнены некачественно - сообщайте об этом, мы в любом случае заставим за свой счет переделать эти работы. Вне зависимости от того, кому принадлежит управляющая компания, кто бы ни лоббировал интересы этой компании.

АМ: Могу сразу рассказать - история про облагораживание придомовых территорий на улице Пролетарской. Коллеги видели своими глазами, там асфальт положили так замечательно около дома, что дверь входная не открывается.
Но я хотел спросить у вас, как у лидера партии, про другой проект, также на партийном контроле - про ремонт дорог. На этой неделе ваша пресс-служба сообщила, что проект, который реализуется в Калининграде, будет расширен на другие города области. Но тут такая история не очень приятная - Павел Саркисов заявил, что ремонт дорог приостановлен из-за погоды, когда тепло станет, тогда и продолжим. Но улицы раскопаны, везде стоят бульдозеры, на них такие большие, красивые логотипы "Единой России". Жители, думаю, радуются - кое-куда скорая помощь не может проехать.
Даже и не знаю, что спросить в данной ситуации - но партия, она как-то думает о последствиях? Пять лет назад, перед выборами Госдумы я был в Иркутске, так там весь город аккурат перед выборами раскопали, так там люди просто ходили по улицам и матерились в открытую. Но это хоть летом было дело, там не приостанавливали. А у нас господин Саркисов говорит - весной и продолжим. Ну как вот это? 

Мы выезжали на улицу Каштановая аллея, смотрели фасады. Там нужно было делать дорогу. Люди говорили, что покрытие не меняли уже столько лет, что ходить уже очень сложно. Отремонтировать дорогу нужно. Мы ее отремонтировали, теперь люди говорят - "лучше бы вы ее не ремонтировали, теперь машины гоняют с такой скоростью". 

АрМ: Но на Каштановой такие дыры, о чем вы говорите?

Может быть не Каштановая, может быть другая, я тогда в один день выезжал на 10 улиц, названия еще не запомнил. Но дело не в этом. Что бы мы ни делали, вне зависимости - партийный проект или не партийный проект - люди имеют право высказать свое мнение, и это мнение не всегда выражается в виде хвалебных речей. Не всегда мы делаем что-то на взгляд человека правильно, человек - последняя инстанция, он может оценить сам и сказать, что это плохо или хорошо. 
Независимо от того, висят ли на технике логотипы, но есть объективные причины: деньги на этот проект тоже пришли достаточно поздно - в конце сентября - начале октября. Часть работ мы могли пропустить через управляющие компании, там, где было софинансирование населения, а часть работ должны были пройти конкурсную процедуру. 
Можно задать вопрос: если мы знали, что по графику не успеем отремонтировать эту улицу, можно было не начинать? Справедливо, это правда. Здесь уже полностью вопрос лежит на главе района, который должен был принимать решение и понимать, какие работы можно выполнить в этом году, понимая, что у тебя всего полтора месяца, а какие нужно перенести на следующий год. 
Были опасения, что если эти деньги не будут израсходованы - не будут выполнены работы, то они не перейдут на следующий год. Но мы договорились, что эти деньги перейдут на следующий год, и работы спокойно весной можно будет продолжить. 
Действительно, я проезжал по улице Киевской, мост отремонтировали, половина улицы стоит отремонтированной, полулицы брошено. Я бы тоже ругался и тоже матерился, потому что элемент целесообразности должен присутствовать все-таки. Сейчас понятно, асфальт никто не сделает. Зима, налёд, машины будут скатываться. В каждом конкретном случае, безусловно, будем разбираться и делать определенные выводы по качественной работе того или иного главы района. 

АМ: Такое ощущение, что в некоторых структурах работают агенты других партий.

Дело не в этом, при чем здесь партии. Партии ведут контроль, они же не работают за рулем бульдозеров. Но еще раз подчеркну, это партийный проект в части выделения средств. Это не "ЛДПР" или "КПРФ" проголосовали за выделение средств на дороги городов России, это "ЕР" предложила выделить средства на ремонт дорог в Госдуме. И это уникальная возможность отремонтировать центральные столичные города в части дорог. Это замечательный проект, в принципе. А исполнение - оно всегда страдает. 
Подчеркну: партия должна была сама определить, раз уж чиновники не смогли определить, сколько времени необходимо на ремонт той или иной дороги. Партия должна была, безусловно, вмешаться в эти процессы. И, по крайней мере, приостановить эти работы или перенести их на следующий год. Сейчас мы будем подводить итог этой работы, 185-ФЗ, выделения этих средств на дороги. Ну и там безусловно, наверняка, какие-то кадровые изменения произойдут. 
А хороший или плохой проект - считаю, что хороший.

АрМ: Вы так говорите - партия проголосовала, в Советском Союзе был такой анекдот про Ленина - "а мог бы и бритвой по горлышку"... Мог бы и не проголосовать.

А почему нет? Давайте вспомним, как было не так давно. Можно было проголосовать за строительство еще нескольких десятков "Тополей", а можно выделить средства на дороги, либо на повышение качества здравоохранения. А можно запустить несколько сотен шпионских спутников, которые будут контролировать каждого человека. 

АМ: Может их и запускают? Никто же не знает, они ведь шпионские.

Я считаю, что вполне нормально, что партия проголосовала. Причем, я не привязываюсь к "Единой России", сегодня это она правящая партия, а завтра, через какое-то время, через 10 или 15 лет, может измениться ситуация, будет другая партия, она будет предлагать свои проекты.

ЛЧ: Вопрос, не связанный с дорогами, но волнующий многих. Что сейчас происходит с тарифами ЖКХ? Вчера стало известно, что тарифы почти на все виды услуг повысятся в пределах 15%. В то время, как Федеральная служба по тарифам устанавливает максимальный уровень повышения на уровне 9,1% на теплоснабжение и 13,4% на водоснабжение и водоотведение.

А сейчас проверим (берет бумаги). Вот, документ из ФТС. На тепловую энергию - на 9,2%, на водоснабжение и водоотведение - 13%, на электроэнергию для населения - 10% и плата за коммунальные услуги - не более 15%. Это рекомендации ФТС.
Дальше муниципалитеты в части своих тарифов принимают решения, к примеру - плата граждан за техническое обслуживание, за ремонт, это все в компетенции муниципалитета. За воду и тепловую энергию - это определяет ФТС. В части газа нам удалось договориться, что тарифы как для физических, так и для юридических лиц не должны повышаться. 
В части электроэнергии наши споры еще не закончились. Мы говорили о том, чтобы не поднимали оптовую цену для Калининградской области, потому что мы электроэнергию получаем по перетокам из Литвы. Пытаемся доказывать, я дважды встречался и в администрации президента, и в министерстве энергетики, и в ФТС, споры еще не закончились. Вчера я получил информацию о том, что для населения - не более 10%.

ЛЧ: Инвестиционный проект для "Янтарьэнерго" еще не утвержден? 

Инвестиционная программа "Янтарьэнерго" не утверждена до сих пор. Сегодня есть такое понятие, как перекрестное финансирование. Сегодня реальный тариф, который нам выставляет областная служба по тарифам, для населения выше, чем тот тариф, который мы сейчас даем. "Янтарьэнерго" предлагает сейчас свою инвестиционную программу. Мы ее не утвердили, потому что они заявили для нее более 5 млрд рублей. Мы предлагаем им не более 2 млрд. Если бы мы утвердили 5 млрд, то тариф бы вырос на...

АрМ: На 150% за три года.

Да, как минимум. Но здесь есть и определенные риски. Мы не утверждаем их инвестиционную программу. Но в программе есть вопросы, связанные с заменой трансформаторов, подстанций, сетей, всего того, по чему идет электроэнергия, от чего зависит ее подача. Если мы их не восстанавливаем, то... Вот у нас не так давно, в Гусеве, была авария, там пробило кабель, и трансформатор сгорел. Три дня люди сидели без света, пока мы не завели другой кабель, с другой подстанцией. 

АрМ: Разве это был старый кабель?

Это был старый кабель, подрядчик должен был проложить новый, но он этого не сделал. Вот как раз "Янтарьэнерго" на этом примере и пыталась показать, что если этого не делать, то может произойти коллапс с электроэнергией. 

АрМ: А кто-нибудь проверял эту программу?

Да, в том-то и дело, почему мы ее до сих пор не подписываем - я дал поручение Рольбинову проверить каждый объект, который существует в этой программе. И мы уже выявили, что половина объектов не имеют никакого отношения к этому. Какие-то подстанции развиваются в Светлогорске, потому что более интересно продавать электроэнергию там, где строятся VIP-зоны отдыха. 

ЛЧ: Половина из проверенных или половина из всех?

Половина из проверенных, мы проверили более половины. 

АрМ: Мне кажется, что Рольбинов довольно лоялен к программе "Янтарьэнерго".

У нас есть другой человек по фамилии Андреева.

АрМ: Есть Гладков, который мог бы проконсультировать очень хорошо, что в этой программе. Потому что когда заявляется, что деньги идут на реконструкцию, и под эту реконструкцию выделяются деньги без конкурсов, когда там звучит 6 млрд...

Арсений, подождите. Это деньги не то, чтобы выделяются, это люди платят. Деньги придут, они там внутри, у себя, будут проводить на эти деньги какие-то конкурсы, и затем - реконструкцию. Я всегда задаю вопрос "Янтарьэнерго": 65 лет вы где были? Вы захотели за один год закрыть все прорехи, которые вы не делали когда-то? 

АрМ: Мы же сейчас деньги тоже платим, почему они не идут на реконструкцию?

Поэтому мы и бьемся с ними. Монополисты? Да. Захотели за деньги населения решить все свои вопросы одномоментно? Да. Дадим мы это делать? Нет. И мы отстаиваем каждую копейку, каждый рубль мы проверяем. И поэтому мы им говорим: нет друзья, мы не пойдем на это, мы не подпишем, потому что мы не можем себе позволить такую роскошь - поднять тарифы не на 10%, а на 50%. Но, к сожалению, вот такая ситуация. 
Может быть с вводом в эксплуатацию ТЭЦ-2, а со временем и атомной станции, мы этот вопрос решим. Но пока вот такая ситуация - есть монополист. 
У меня вообще такое ощущение, что эта ситуация провоцируется на фоне выборов, тем более, если учесть, что эта партия и руководитель в одном лице с руководителем "Янтарьэнерго". Поэтому мы очень осторожно и взвешенно будем смотреть тарифы. Но опять-таки подчеркну, что те объекты, которые необходимы, требуют ремонта, мы, конечно, их включим в эту программу. И слава богу, что у нас есть возможность проверять, ФТС прислушиваются к нам, и за нами последнее слово по поводу этой инвестиционной программы. 

АМ: Вы сказали про ТЭЦ-2. 22 декабря вроде бы должно состояться открытие второго энергоблока. И у меня вопрос про энергетику. И первый энергоблок ТЭЦ-2, и второй, и Балтийскую АЭС - все их называли в разное время залогом энергобезопасности. Такой, мне кажется, штамп удобный, страшилка хорошая, позволяет, наверное, ускорять прохождение проектов, получение финансирования. Я хотел спросить у вас - существует ли сейчас на какой-то период - год, три, пять - прогноз энергопотребления в Калининградской области. И если он существует, то можно ли с ним каким-то образом журналистам познакомиться? Ведь действительно, интересно - почему, когда второй энергоблок закладывали, он был залогом энергобезопасности, а потом вдруг - им стала уже Балтийская АЭС. 

Я объясню. Все банально просто. ТЭЦ-2 работает на каком топливе?

АМ: На газе. 

Газ как проходит? 

АМ: Через соседей. 

Через Литву и Белоруссию. Помните эту историю, как в какой-то момент в Белоруссии возникает политический конфликт, сразу Калининградской области "закрывается задвижка", и мы сидим и ждем, будем в баллонах газ использовать или дровами топиться. Имеет смысл с точки зрения безопасности строительство энергогенераторов? Имеет. 
Все ТЭЦ, которые существуют в области - они либо довоенной постройки, либо им 40-50 лет, всем этим блокам, которые в любой момент могут выйти из строя. Был смысл строить эти станции? Был. Построили. Опять-таки, есть риск, что нам газ перекроют? Есть. Поэтому строительство АЭС, двух блоков, сильно необходимо. 
Если говорить о том, какое количество электроэнергии нам необходимо для внутреннего потребления, я сейчас боюсь ошибиться в цифрах, но в пиковой нагрузке, зимой, когда очень холодно, мы потребляем около 750-800 мегаватт электроэнергии. Один энергоблок как раз примерно столько и производит. То есть мы говорим о том, что одного энергоблока достаточно для того, чтобы закрыть все вопросы, связанные с Калининградской областью.
Второй энергоблок - безусловно, это бизнес. Эту электроэнергию необходимо будет продавать. И сейчас, я так понимаю, все занимаются предварительным продвижением и заключением контрактов с ближайшими соседями. 
Вы меня спросите, есть ли конкуренция? Безусловно, есть. Мы знаем, что белорусы строят атомную станцию, и литовцы хотят построить атомную станцию.

АВ: Хотят построить.

Да, хотят. Но у них попроще, у них есть персонал, и несколько вопросов уже решены в Литве. Но это нормально. Для Калининградской области атомная станция нужна или не нужна? Как обычный человек, который не знает трудности нашей области в части промышленности и трудности энергосбережения, я мог бы подумать, что эта станция и не нужна. Но как губернатор области, я понимаю, что этот объект нам необходим, с точки зрения экономики, с точки зрения энергетической безопасности и, в конце концов, с точки зрения бизнеса. 
С точки зрения инфраструктуры, когда будем строить эту атомную станцию, у нас появятся колоссальные средства, и в том числе, те средства, которые поступят в муниципальный бюджет. Ну и дальше, налогооблагаемая база. Для того же Немана, который сейчас самый депрессионный район: только в следующем году он сможет увеличить свой бюджет до 1 млрд рублей. Сможет ли город развиваться на эти деньги? Конечно, сможет. Ведь после закрытия ЦБК там люди без работы. 

АВ: У меня вопрос для истории, скажем так. Вы не выразили своего личного мнения по поводу передачи немецких кирх РПЦ...

АрМ: Не только кирх, но и вертолетных площадок.

АВ: Там была кирха до войны.

АМ: У нас тут много где были кирхи.

АВ: На мой взгляд, к этому вопросу через 10-20 лет те, кто будут жить в регионе, вернутся. И мне кажется, вся эта ситуация попадет в школьные учебники истории, по крайней мере - в раздел "краеведение". Есть своя правда у тех людей, кто говорит, что сейчас идет некий рейдерский захват недвижимости государства через Русскую православную церковь?

Все что касается федеральной собственности этих объектов - они были переданы еще год назад. То, что касается муниципальных объектов - они тоже, почти все переданы РПЦ еще год-два назад. Тихо, об этом даже никто не задавал никаких вопросов. 

АМ: Да нет, задавали, писали. 

Никто не задавал вопросов. Правильно это или не правильно, и будут ли об этом говорить наши потомки... Так, чтобы вы понимали, я родился в Калининградской области, планирую здесь жить. Здесь живут все мои родственники: мама, папа, сын, братья, сестры - все. И я увижу, что скажут потомки, потому что я надеюсь здесь прожить еще, как минимум, лет 25.
Я знаю точно, что РПЦ с этими объектами ничего ужасного не сделает. Те учреждения, которые находились в этих зданиях, они останутся, гарантировано. Если будут изменения в законе, допустим, скажут, что можно не передавать тем конфессиям, которые когда-то занимали эти здания. У нас есть договоренность, устная, с РПЦ, что они могут теоретически их нам вернуть. 
Это был единственный правильный выход, как сохранить это имущество за теми жителями, которые проживают здесь. РПЦ не забирает эти объекты никуда, они как были, так и есть, так и будут здесь. Давайте подумаем так, РПЦ можно назвать основой российской государственности? Если отвернуться на лет 300-400 назад?

АМ: Ну, многое изменилось. Конституцию приняли, например. 

Но можно ли так сказать?

АМ: Триста лет назад - да. Сейчас - я бы так не сказал. 

Большинство населения России православные? 

ЛЧ: Условно православные.

Условно православные. Я согласен, что не все веруют. Есть ли теоретическая возможность при определенных запросах вернуть здания тем конфессиям, которые здесь были? 

АрМ: Нет. Весь цинизм поведения РПЦ в том, что быстро-быстро всю эту историю провели до опубликования закона. Если мы почитаем опубликованный закон, то мы увидим там одну очень простую фразу, что возврат религиозной собственности на территории России происходит в отношении тех конфессий, которые своими штаб-квартирами присутствуют на территории России. А таких конфессий только три: православие, ислам и иудаизм. Три конфессии. Ни лютеране, ни даже католики не попадают под действие этого закона. 

Я очень рад, Арсений, вашим юридическим познаниям. На самом деле, у нас присутствуют и католики, и лютеране, это во-первых. Во-вторых, речь идет не о тех конфессиях, которые присутствуют сегодня здесь, а о тех, которые были тогда, в то время. Этот закон предполагает передачу этих зданий при первом требовании тем конфессиям, которые занимали эти здания когда-то. 100 лет назад. Тем, которые строили эти здания. И сегодня мы уже имеем обращения по некоторым зданиям из Германии. Лютеране к нам обратились.

АМ: Агентство по имуществу заявляет только об одном обращении. Официальном. Лютеранском.

АрМ: Как просьба. 

Это только начало пути. Сейчас есть какая-то часть зданий, которые мы не передали. Я не буду настаивать, чтобы их передавали, и мы посмотрим, что с этими зданиями случится. Теоретически, я понимаю, что это риски, спорный вопрос - мы не знаем, что придут и сделают те конфессии, которые когда-либо владели, но наверняка вряд ли они оставят там музеи или наши учреждения, например, Детский кукольный театр, или другие учреждения. 
Вот только опасаясь за эти риски я и принял это решение. Было обращение правительства Калининградской области, чтобы сделать для региона исключение? Да, было. Мы делали попытку внести изменения в закон именно для Калининградской области. К сожалению, мы получили отказ.

ЛЧ: Мотивированный?

Да, если хотите - мы найдем этот отказ. Покажем его вам.

Все: Да, было бы интересно. 

Пытался ли я лично повлиять на этот закон? Да, я лично ездил и разговаривал с разработчиками этого закона, дважды встречался лично. Мне точно так же сказали, что никаких поправок в закон не будет сделано, это 100%. И наши обращения все там были. И после того, как я понял, что действительно, обратного пути уже нет, мною было принято это решение.
<...>
Единственное, что я хочу сказать: мы будем отслеживать каждый объект, каким образом он будет восстанавливаться РПЦ - это раз. Во-вторых, каждое учреждение, которое там находится, мы однозначно будем отслеживать. Мы передали не учреждения, я понимаю, что все так говорят для более жесткого словца, что передали Детский театр, филармонию. Не филармонию, мы его как содержали, как оплачивали за деньги бюджета, так оно и есть. Оно и будет развиваться дальше. Мы поменяли собственника. В принципе, содержать здание будет РПЦ.

АМ: Они заявляют, что ремонт за арендатором.

Смотрите, есть в соглашении, там четко прописано: отделимые улучшения и неотделимые улучшения. Ну и если вы - юристы, вы понимаете, что это такое. Так вот отделимые улучшения будет делать там учреждение, потому что оно будет там находиться 20, 30 и 40 лет. А неотделимые - это крыша, стены - безусловно, это обязанность РПЦ. 
Но и здесь, так как арендная плата не предусмотрена, они же не требуют ее с наших учреждений, мы безусловно будем помогать. 
Так какая разница формально, кому это здание принадлежит. С точки зрения, если мы закрыли учреждение и передали бы его кому-то другому, то да - здесь есть риски, я согласен. Но я еще раз попрошу меня понять. Во-первых, мы заложники той ситуации, в которой мы оказались, федеральный закон есть. Делали ли мы попытки это все сохранить или не делали - однозначно, да. Согласована ли эта политика с федеральным центром или не согласована - да. В-третьих, только поняв, что это единственный путь уменьшить риски полной потери этих зданий, я принял это решение. Не потому что я настолько готов все это передать и поддержать русскую православную церковь. 

АрМ: Вы убеждены, что эти здания могли быть переданы этим конфессиям - лютеранам, католикам - и вы согласны на то, чтобы это было опубликовано?

Я убежден в том, что существует такая возможность, согласно федеральному закону. 

АМ: Я хотел об этом сначала сказать, набросал кое-какие тезисы. И очень удачно, что мы сейчас эту тему затронули. Тему, которая вызывала так много различных разговоров, публикаций. У меня такое ощущение, что реакция, которая последовала, обусловлена неуклюжими действиями правительства, в медийном смысле. По-другому я сказать не могу.
Когда за день до голосования в Облдуме моему корреспонденту говорят, что у них нет закона, который они будут принимать. Я считаю, что это неуклюжие действия. Я бы хотел пожелать вам, чтобы эти действия как-то ну, "скукожились", поменьше их стало. В первую очередь страдает тот, кто принимает такие решения, он выглядит глупо. Но соответственно, как вы говорите, раскачивается лодка и стабильности больше не становится. И это касается на самом деле всех сфер деятельности правительства. Потому что предыдущий губернатор допустил много таких ошибок, ему говорили об этом давно. У него были вот такие же встречи, как у нас сейчас с вами, только, правда, в более широком составе. В первые годы деятельности Георгий Валентинович тоже собирал журналистов, так более или менее неформально, мы говорили. Руководители были, главные редактора, мы ему говорили, вот я лично говорил, что есть определенные медийные законы, которые при всем желании невозможно обойти. Это как законы природы. И вот хотелось бы, чтобы у вас это понимание возникло, если его сейчас нет, а если есть - то укрепилось, потому что предыдущий опыт он показал некоторую несостоятельность такого подхода.

Алексей, остается только тебя пригласить на работу, чтобы ты эту нишу закрыл. 

АМ: Нет, спасибо-спасибо. 

Так вот, давайте разделим это на две части. Первое, это работа губернатора и правительства. Я считаю, что здесь были взвешенные достаточно и последовательные шаги. Я постарался вам объяснить свои действия в части передачи объектов РПЦ, ну мы просто остановились именно на этом вопросе. И я вижу здесь последовательность, если я не смог вас убедить, я могу еще раз объяснить, почему мы должны были сделать именно это. 

АМ: Да нет, все понятно. Момент объяснения не совсем удачный.

Дальше к тем, кто объясняет. Это пресс-служба. К сожалению, я говорил и продолжаю говорить, что у Георгия Валентиновича были с этим серьезные проблемы, и серьезные проблемы есть с этим у нас. То есть моя позиция разъяснялась, каким образом мы должны были донести эту информацию до населения. К сожалению, не нашли инструментов, чтобы эту информацию донести. Можно было пригласить вас, чтобы вам рассказать об этом. Наверняка, да.

АМ: Нужно было это сделать.

Но вы помните, я только вступил в должность. Неполных два месяца. А тогда это было еще меньше месяца. Две недели. Не все инструменты я еще знал, которые у меня есть. И я этого не скрывал. Я с Арсением встречался и говорил об этом, что в принципе я пока многие вещи только узнаю, знакомлюсь с ними. А сейчас вот только два месяца прошло - 28 числа как раз было два месяца. И это нормально. Требовать от человека, который только вступил в должность тоже невозможно. 

АР: Прошу прощения, отчетливой информационной политики требовать. 

В этом тоже есть опасения. Не со всеми я знаком, это раз. Не всем донес свою позицию, это два. Буду ли я это делать дальше? Да, буду, я готов встречаться со всеми журналистами, объясняя свою позицию, объясняя каждое действие своего правительства и обсуждая его. А если у вас есть по этому поводу не просто какие-то подковырки и комментарии, а желание скорректировать и вместе обсудить, деловые предложения, и если они действительно конструктивные, мы обязательно их возьмем на вооружение. Мы обязательно будем прислушиваться.
Я бы хотел от вас, чтобы если и была критика - она может быть, понятно, что совершенных людей не бывает, и любое решение оно всегда имеет две стороны медали, это зависит от того, на какой стороне ты стоишь. Но, тем не менее, у вас есть уникальная возможность пообщаться со мной, понять логику моих действий, логику действий правительства, и тогда ее обсуждать. 
Если я настаиваю на том, что моя позиция правильная, а вы считаете, что неправильно, по крайней мере, изложите верно мою позицию. И всегда же есть возможность через какое-то время увидеть правильность этих решений. Уже через год-полтора мы посмотрим на правильность решений, в частности, если говорить об этих объектах. 
Если бы ко мне подошли те лютеране, евангелисты из всех других конфессий, которые находятся здесь. Это в основном переселенцы, немцы, которые приехали из Казахстана, из Киргизии. Если они будут просить участки под строительство храмов - однозначно мы бы им дали. Даже не обсуждается этот вопрос. РПЦ построила около 300 храмов, новых храмов. И они продолжают строить. И РПЦ точно так же тоже будет обращаться за земельными участками, и мы будем им выдавать эти участки. Любая конфессия, которая захотела бы построить здесь храм, но только люди, которые здесь живут, которые сюда приехали. Я бы не хотел, чтобы на нас воздействовал кто-то извне. Давайте, люди, которые здесь живут, и будут определять правила проживания в этой области. Через какие инструменты? Давайте через консультационные советы, через встречи с общественностью, через Советы депутатов, областную Думу. Через любые другие инструменты - давайте вместе обсуждать.

ЛЧ: Тогда предложение. Вы говорите о каких-то сложностях с информационной политикой и с донесением ваших мыслей от вас, как от первого лица. Хотя это было слегка непонятно, причины, механизмы и все остальное. Может быть вы могли бы тогда в каком-то таком режиме пообщаться с обычными людьми и в принципе наш портал готов вам предоставить такую площадку. Либо это будет в формате конференции, либо в виде блога, видеоблога, наши пользователи будут задавать вопросы, чтобы не было никаких кривотолков и никаких сложностей. 

Я уже сразу говорю: да. Я уже давал такие поручения пресс-службе, но к сожалению, мы не смогли это организовать. Я думаю, что эта система будет отлажена, я готов. Мне очень легко и просто общаться с людьми.

ЛЧ: Хорошо, есть свидетели. Не забудем об этом.

АМ: Ну и о том обещании, которое вы дали у нас на ресурсе, я думаю, вы тоже помните. 

Конечно, я готов. Но опять-таки, если это не будут те тролли, которые сидят у вас там.

АМ: Ну, от них никуда не деться. 

АВ: А откуда вы знаете такой интернет-термин "тролли"? 

Ну, что же, я совсем, что ли?

ЛЧ: Ну они есть с двух сторон, которые пишут о вас хорошо и которые пишут о вас плохо. 

Мы вот с нашей стороны не смогли организовать эту работу.

АМ: Вот Георгий Валентинович у нас активно работал. Он говорил, сам открыто, что мы тут сажаем людей, они пишут комментарии, а вы их удаляете. Какие вы нехорошие. 

В принципе, наверно, по всей видимости, это уже идеология. Наверно, она предусматривается с каждой из сторон. Я понимаю, что сегодня ситуация накалена по нескольким причинам. Первая причина - это выборы, которые будут сейчас подогревать ситуацию. Понятное дело, что все СМИ будут задействованы в предвыборных программах. Понятно, что во многом СМИ зависят финансово и хотят на этом заработать. Это нормально, это бизнес, и понятно, что каждый из вас просто выполняет свою работу и не бескорыстно.
Во-вторых, два месяца новое правительство. В-третьих, мое назначение было таким, непредсказуемым, это раз. Два - остались люди и с той, и с другой стороны недовольны. По всей видимости, потому что я соблюдал некий нейтралитет, и для правых, и для левых, меня и назначили. В большей степени я не ангажирован и не имею обязательств ни перед одной стороной, ни перед второй. По всей видимости, некий режим ожидания политических или финансовых элит - есть. Опасения, так как они меня не знают и пока не знают, куда будут направлены мои действия, и смогут ли они склонить меня на какую-то сторону, есть эти опасения. 
И то, что там пишется сейчас в интернете, по поводу непрофессионализма правительства, по поводу гусевских, что весь Гусев сюда переехал. Слушайте, в Гусеве как раз работали одни из самых лучших менеджеров, я не беру Калининград, среди муниципалитетов. Поэтому Гусев так и развивался. И эти работники приехали сюда не просто так. Посмотрите, например, Кондратьева Светлана, она работала в правительстве Тулы, в областном правительстве. Силенко Галина Михайловна работала директором управляющей компании в Киеве. Кто-то из Москвы, например, Ирина Сидоренкова, жила в Москве и работала там, потом приехала в Гусев. 
Из Гусева я взял только тех людей, которые не влияют на стратегию. Я взял тех людей, которые знают меня, знают все мои требования, и они могут просто транслировать. И ведь это все люди из Калининградской области. Видите, были москвичи - они все такие-сякие, они все плохие. Все их на куски рвали в интернете. Приехали калининградцы, часть из Калининграда, часть из Гусева, часть другие - но ведь это же все жители из Калининградской области. 
Обсуждается вопрос по поводу хаотичного назначения. Да ничего хаотичного же нет, боже мой! Давайте отмотаем назад, посмотрим на времена Егорова - 90% администрации сменил. Пришел Боос, он уволил почти всех. И этот вопрос как-то забыли. 

АВ: Ну, там тоже обсуждали.

И сейчас идет плановая ротация кадров. Плановая. Ничего хаотичного. Ни один человек, ушли только тогда 28 числа, когда Георгий Боос попросил всех своих написать заявления, он вызвал их всех к себе в кабинет и попросил, хотя мне он обещал совершенно другое. Он им сказал: пишите заявления. И они написали. И еще многие об этом жалели и просились назад в правительство. Но ушли, так ушли. И сожалели об этом. И со многими мне бы еще хотелось работать, но это желание руководителя, они с ним уехали. Я только сегодня прочитал, что элита уходит из правительства. 

АМ: Это кто ж такое пишет?

Опять-таки, пишут, что гусевские. Подбираются люди, которые имеют шанс показать себя и незаслуженно были забыты. Можно говорить, почему Юхтенко у меня появился в правительстве. Барскова вот тоже обсуждали, но Игорь Барсков он нигде - он на общественных началах помогает мне. Хороший парень, кстати, у него нормальная работа была. Какой он мэр города - люди уже оценили его работу. А как человек - многие знают - он хороший, нормальный, боевой офицер, кстати. 
А все остальные - это продуманная, нормальная, кадровая политика. Будет ротация дальше? Может быть, будет. Я же не знаю всех людей. Не было у меня готовой команды, с которой я приехал сюда и стал работать. А что вы хотели, чтобы я приехал и себе секретарей, помощников набирал просто... 
Это должны быть те люди, которые хотя бы должны знать меня. Поэтому узкий круг людей, которые не принимают стратегических решений, я их всех привез из Гусева. Но они все профессионалы. Между прочим, Валентина Викторовна Пономаренко, руководитель секретариата. Ее вся общественность предлагала министром образования, поскольку она пользуется уважением. Ко мне приходили люди и говорили об этом, вот действующий и.о. министра образования и другие люди говорили. Даже, извините, Патриарх меня спрашивал: "Кого вы хотите на образование поставить?" Я тогда еще не думал, я думал, что останется Шерри. Он говорит, "Если нет, то вот у вас есть Пономаренко Валентина Викторовна". 
Но я не мог себе позволить такую роскошь, а мне нужен руководитель секретариата, системный, а она физик, она физмат закончила, то есть системный человек, а эта работа предполагает некую системность. Никто не навязал мне ни одного человека.

АрМ: А как с министром здравоохранения?

Назначение министра - прерогатива губернатора. И Выговский, и Колпаков Евгений Васильевич - были моими консультантами, я приглашал их, чтобы они помогли министру Голикову понять, что такое система здравоохранения и каким образом она может реформироваться, в какой части развиваться. Один из этих людей работает в Москве, Евгений Васильевич, он работал у Шумакова заместителем в центре трансплантологии человеческих органов, сейчас он работает в Центральной железнодорожной больнице. И Выговский. Они просто приезжали сюда, чтобы помогать, по моей просьбе. 
Но когда я стал глубже вникать в проблему здравоохранения с точки зрения профподготовки министерства, потому что мы видим, что этот вопрос - социологический, он постоянно населением муссируется. И говорят, что невозможно. Нет системности в работе, непонятно, почему растут лекарства, почему нас не принимают, почему очереди, все остальное. Я пригласил министра, говорю: объясните мне, каким образом вы пытаетесь проводить реформу, вот нарисуйте мне просто картинку, я хочу видеть, что вы понимаете. Он ничего этого не сделал. 
Я сказал, хорошо, я приглашу специалистов, которые вам помогут. Я пригласил, они вместе отрабатывали эту стратегию, но на основе этой стратегии должны были разработать программу. Мы рассматривали на заседании правительства общую концепцию развития здравоохранения. Он не может ее доложить внятно. А Кузяева говорит: "Николай Николаевич, проблема в том, что мы не можем даже сейчас на Думу вынести, потому что нет программы". А как нет программы, мы же говорили об этом два месяца назад? 
То есть, может быть, этот министр - он хороший анестезиолог, но управлять министерством - это чуть-чуть другая работа. И когда они поехали в Москву защищать эту программу, они ее успешно провалили. То есть нас заслушали, но была масса замечаний, и не определили сумму финансирования по этой программе. Это была последняя капля, когда я понял, что министра будем менять. 
Обсуждать с общественностью или не обсуждать с общественностью, публично так? На мой взгляд, это был пиар-ход Георгия Валентиновича, я повторять его не хотел. В любом случае, буду я обсуждать с общественностью или не буду, нести ответственность придется все равно мне. С главврачами я поговорил или нет? Поговорил. Не со всеми, с некоторыми, основными. Многие из них сказали мне, что Голиков не дорабатывает, как министр, и не понимает, где он находится. Но он и готовился, собственно говоря, как руководитель кардиологического центра. Он сидел, ждал, пока он построится. Но у меня великие сомнения, как анестезиолог будет править кардиологическим центром. 
Выговский - каким он будет министром, мы посмотрим в ближайшее время по его действиям, по его шагам. Профессионален он, как врач? У меня это не вызывает никаких сомнений. Его знает вся общественность, кардиологическая, как специалист, как талантливый хирург. Таких специалистов в Калининградской области точно нет. 
Какой он министр? Мы посмотрим в ближайшее время. И, заметьте, он исполняет обязанности - у меня все работники правительства с испытательным сроком на год. Правильно ли это или нет, хаотично или нет - это ерунда. Мы можем с тобой дружить сколько угодно, но я знаю тебя, как друга, а не как профессионала. И что мне, только потому, что ты мой друг держать тебя на этой должности? Нет, конечно. Работаешь качественно - хорошо, остаешься на этой должности. Нет - извини. Это нормально. Какая здесь хаотичность? Сейчас все обсуждают: вот этот ушел, этот талантливый ушел. Мне весело просто.
<...>

АрМ: Вы сторонник того, чтобы сохранить финансовую поддержку средствам массовой информации?

Я не могу назвать это финансовой поддержкой. 

АМ: Но она ведь этим и является.

Я могу назвать это продвижением политики правительства КО. Через какие инструменты - это как раз должно определить ведомство Романа Петровича (вице-премьер по внутренней политике Роман Скорый - прим. "Нового Калининграда.Ru"). Мы обсудим. По всей видимости, он должен будет и с вами пообщаться на эту тему, как лучше выстроить систему взаимоотношений. И это должна быть, безусловно, правильно выстроенная политика. Мы с вами пообщаемся на эту тему, ведь это должно быть не только так, как мы это понимаем, она должна быть сверенная, в том числе со всеми представителями СМИ. 

ИМ: Николай Николаевич, мы совсем выбились из графика, вас ждут люди в приемной.

В общем, формат давайте определим и будем дальше с вами, раз в два месяца, или раз в квартал общаться.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.