Результаты стратегической сессии по разработке нового Генплана Калининграда, как обещал на днях
— Что такое урбанистика, в общих чертах представить себе можно. Но вот что такое урбанистика в России?
— В российском контексте урбанистика — это сейчас больше, наверное, в хорошем смысле политика. Такая классическая политика. Не с точки зрения политических партий, а с точки зрения политики по отношению к городу. Она заключается в том, чтобы поменять мышление самих горожан, мышление власти, мышление бизнеса, поменять его в направлении того, что город — это сложная система, где всё взаимосвязано. И даже если вы, городские субъекты, это не чувствуете, то в любом случае вы живёте или в конфликтах, которые порождает это незнание, или в некой гармонии, которую порождает эта городская идеология.
Соответственно задача урбанистики в России сейчас — это,
Объектом моего изучения и развития является сам город как сложная система, и те коллеги, которые тоже занимаются в России урбанистикой — это некий такой междисциплинарный подход. Ты можешь быть
В идеологии Вячеслава Леонидовича Глазычева, по которой я работаю, город — это договор между городскими сообществами, и задача российских городов (в предыдущем поколении советских городов), она состоит в том, чтобы переосмыслить эти городские субъекты. Скажем, человек должен быть включён хотя бы в
— А нужно ли это всё жителям города? И как им это объяснить?
— Нужно понимать, что обычный житель города для нас, для урбанистов, характеризуется следующими параметрами —
Надо ли жителю понимать, что город — сложная система? Очевидно, что такими сложными категориями ему думать незачем. Но с другой стороны, нам, как урбанистам, очень важно, чтобы каждый житель чувствовал свою сопричастность к городу, и эмоции, которые он испытывает в городе, позволяли ему быть счастливым. Поэтому мы вводим такие категории. И с этой точки зрения, конечно, урбанистика важна и апеллирует к жителям.
— Вы говорите, что город формируется из городских сообществ как таковых, а как формируются эти сообщества? Из тех самых обычных жителей?
Конечно. Просто городское сообщество — это более сложная социальная система, чем просто житель. Понятно, что житель сам по себе слабо влияет на сценарии жизни города, а городское сообщество уже может стать субъектом, который может
— Хорошо, но городские сообщества — это сейчас такой тренд, модное течение. Нет ли риска, что это всё станет закрытой системой с хипстерами, фалафелями и велосипедами, и вся эта система будет вариться в собственном соку, не оказывая никакого влияния на развитие города?
— На самом деле то, что мы зафиксировали в городах, — это возникновение городских сообществ разного типа, а не только фалафели и велосипеды. Они связаны с защитой животных, с экологией, с архитектурой, с большим количеством молодёжных субкультур, с большим количеством творческих историй. Остались ещё советские сообщества, связанные с туризмом, с бардовской песней. Остались закрытые сообщества различных учёных. Сообщества разнообразны — более 150 видов, по крайней мере, мы насчитали в России. И с другой стороны, наша задача — сформулировать им задачу вырастить локальные сообщества. Потому что в городе есть городские сообщества, а локальных сообществ, то есть сообществ по месту жительства, нет.
Наша задача, чтобы это из модной темы, из такого явления, которое сейчас есть в наших городах, институализировалось
Поэтому единственный возможный субъект влияния, который остался, — это городские сообщества. Поэтому у нас нет другого варианта перезагрузки городов, кроме как поехать к городским сообществам и сказать им: «Ребят, становитесь субъектом развития, берите на себя ответственность за город, а не только за то, что вам интересно. Делайте это, в том числе проявляя свои интересы, но берите ответственность за простого жителя, вовлекайте его в свою активность или давайте ему инструменты для того, чтобы ему тоже было интересно, для того, чтобы он тоже на уровне жизненного пространства научился с
— То есть это вопрос организации?
— Да. Надо построить сеть городских сообществ, и в качестве цели поставить им задачу сформировать ещё и локальные сообщества, и уже этой сложной социальной системой повлиять на развитие города.
— Откуда вообще появились все эти городские сообщества, да ещё в таких количествах? Это же модная тема только последних пары лет.
— Это связано с тем, что закончились типовые городские сценарии. В постсоветский период времени у нас сильно изменились вообще жизненные сценарии: в советское время ты мог быть партийным работником с социальным лифтом, мог быть инженером, мог на заводе работать. В
И этот городской активизм, эти социальные взаимодействия как технологии мотивации для создания городских сообществ — мы хотим вместе
Вопрос только в том, что
Поэтому мне кажется, что,
Вопрос только в том, что
— А почему, собственно, мы ориентируемся на европейские города? На той же сессии, да и на других подобных мероприятиях Калининград постоянно сравнивают с Копенгагеном, к примеру. Почему Копенгаген?
— Ну, почему Копенгаген — это вам здесь лучше знать. А в целом европейские города сейчас поразительно быстро стали человекоориентированными. То есть любой европейский город нам кажется гармоничной системой. Понятно, что, если ты житель этого города, ты знаешь все нюансы и видишь недостатки, но нам, туристам, кажется, что европейский город создан для человека.
На самом деле процессы, которые в этих городах происходили изнутри, чтобы этим городам стать таким пространством, достаточно сложные. И они все так или иначе завязаны на социальном инструменте, на том, чтобы сформулировать общую повестку развития, научиться интегрировать разные цели и задачи в общее пространство.
Отличие Калининграда, по крайней мере, от российских городов — оно в том, что у вас историческое наследие немецкое играет сильную роль до сих пор, и это плюс вашего города однозначно. До сих пор вы каркасно и архитектурно ближе к европейским городам, чем любой российский город, за исключением разве что Петербурга, у которого изначально был выбран европейский путь развития Петром Первым — самым успешным урбанистом за всю историю Государства Российского, кстати.
В этом плане сравнение с европейскими городами очевидно и понятно. Наверное, это заставляет вас — ваши власти, бизнес и городских архитекторов — сравнивать себя не с лучшими российскими практиками, а с лучшими европейскими. Поэтому вы в этом плане выгодно отличаетесь. У вас есть на кого равняться, есть с кем соревноваться, поэтому в Калининграде и уровень комфорта намного выше, чем в любом российском городе.
— Неужели?
— Конечно! Ну, то есть для этого вам нужно съездить в Норильск, чтобы понять, в чём отличия.
— Я была только в Чебоксарах.
— О, Чебоксары — отличный город, прекрасный город, с точки зрения туриста разве что. Хотя даже с точки зрения туриста, Чебоксары в разы будет проигрывать Калининграду.
— Ну а вообще, если говорить о российских городах, есть сейчас
— Есть, но они пока носят ещё островной характер. Например, Москва начала работать с парками, мы видим работу с библиотеками, но это островная история. Наряду с этим мы видим безумно нечеловеческие жилые комплексы без парковок и общественных пространств. Мы видим перегруженную транспортную систему города, когда Москва в
Даже создавая
Хорошие примеры есть в Воронеже, Ижевске, Ярославле — во многих городах происходят
— Вы вроде как знакомы с проектом «Сердце города» и комментировали его в процессе обсуждений на сессии. Как оцениваете всю эту затею?
— Это хороший проект, монетизация идентичности, как я это называю. То есть когда культурные коды, история места проявляются в современном облике, начинают современные функции генерировать, начинают, грубо говоря, перезагружать город, то есть фактически это место становится сердцем.
Но если это сердце не связано хорошими кровеносными сосудами с другими органами, то оно без кислорода и свежей крови умрёт. Поэтому задача — создавать такие сердечки в других частях. Есть, например, советский район — давайте сделаем там «советское сердце города» — маленькое сердечко, которое бы работало с советской идентичностью, работало с промышленным наследием. Есть у нас другое место, связанное с другой историей, давайте там
Любое развитие города — это создание вот этих каркасов, создание сетевой структуры, потому что это равномерно нагружает
Парк Горького в Москве в последние годы как метро, там даже белочки в очереди стоят. Или ВДНХ, где вы делаете самый большой каток в стране и получаете очередь в 4 часа. Это хороший пример и показатель рисков, что, делая
Поэтому проект изумительный, проект хороший, но подходы этого проекта нужно масштабировать на сам Калининград. Нужно с этим же подходом, может, с этими же экспертами, проектировать сердечки других районов Калининграда и увязывать их в единую
Важный момент, кстати, — в чём плюс «Сердца города» именно калининградского, что он действительно монетизирует идентичность, действительно работает с историей места, переосмысляет сценарий. Это не просто тупое копирование, не просто эклектика, не просто видение одного архитектора, это переосмысление, что очень важно для российских городов. И это опыт, который вы могли бы экспортировать. «Сердце города» — это хорошая технология переосмысления исторического центра города и превращения его в
Делаем такой «московский подход» — пусть будет хорошо только в Москве, поэтому давайте со всей страны мы будем туда ехать, пока не превратимся в чёрную дыру и не слепимся в один большой человеческий клубок. Не хотелось бы, чтобы то же самое случилось в Калининграде.
— Вот вы приехали к нам на стратегическую сессию, посвящённую будущему Генплану. А каков ваш интерес участия в ней?
— Ну,
— Получается, что подобные сессии — это пока довольно редкая история?
— Пока да, потому что, как правило, городским сообществам сообщают всё уже постфактум. Мол, мы тут вам придумали — потребляйте. А основная причина в том, что у нас сообщества слабо развиты, у нас целей нет. Сообщества не могут принять свою ответственность за город, у них до сих пор фалафели и велосипеды. Подобные мероприятия позволяют им примерить на себя другую роль, попробовать влиять на стратегию развития города, формулировать длинные цели, взаимодействовать с бизнесом и властью.
Основная проблема российских городов заключается в том, что по отдельности все умные, каждый
В хорошей стратегии заложено большое количество конфликтов в прямом смысле слова, там есть субъекты, которые хотят разного. Тогда мы видим качественную борьбу в городе. Не ту борьбу, где купил, огородил землю и делай то, что хочешь, а потом город фактически превращается в
Эти конфликты городских субъектов нужно увязывать так, чтобы в городе оставалась энергия, потому что самый худший вариант — это когда в городах сидит одна власть, и ей не с кем поговорить, не с кем даже поспорить. Она