Год в суете
Внятно обоснованная и бодро начатая градостроительная реформа на практике оказалась не особо хитрым политическим ходом.

Текст — Татьяна Зиберова.
Одним из первых нововведений Антона Алиханова на посту врио губернатора Калининградской области стала градостроительная реформа. Проще говоря, он отобрал у муниципалитетов почти все градостроительные полномочия и отдал их себе и своим подчинённым. Решение, преподнесённое как спасение области от градостроительного хаоса, на поверку не принесло никаких очевидных результатов, кроме усложнения выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Зато помогло Алиханову заработать несколько очков на громких (но, скажем прямо, безосновательных) заявлениях.
Интерес Николая Цуканова к градостроительной политике по большей части исчерпывался мечтами о «Сердце города», застройке Острова к ЧМ-2018 и другими мегаломанскими проектами. А также радостными ежегодными отчётами об успехах в жилищном строительстве. На практике весь первый срок Цуканова градостроением в регионе заправлял Александр Башин, который весной 2015 года незадолго до сдачи Театра Эстрады в Светлогорске покинул областное правительство и на некоторое время пропал с горизонта, а затем снова проявил интерес к происходящему аккурат к началу главного градостроительного скандала заката эпохи Николая Цуканова — истории со строительством апарт-отеля на склоне в Светлогорске.

Разбираться со «стаканом» Цуканову уже пришлось самостоятельно — главного архитектора у региона больше не было, а бывший главный архитектор Башин принял сторону противников нового объекта. Губернатору вроде как сначала «стакан» понравился, потом не понравился, а потом он вообще заявил, что велел заморозить стройку. Забавно, что стройки никакой и не было, были подготовительные работы — это раз. Ну и никаких полномочий «замораживать» или «размораживать» частное строительство взмахом руки у губернатора, естественно, не было. Тем не менее, инвестору ясно дали понять, что его телодвижения областному правительству не нравятся, и настоятельно рекомендовали некоторое время не шевелиться.

Ну, а потом вопросом заинтересовалась прокуратура, начались суды, а победителем «стакана» в итоге стал уже Антон Алиханов, громогласно заявивший «„Стакана" не будет!» аккурат за день до того, как суд признал законным требование прокуратуры об изъятии земли под строительство апарт-отеля. Малину Алиханову, правда, несколько испортил его же заместитель Гарри Гольдман, сообщивший СМИ о конце «стакана» за несколько часов до своего босса.
Остановленная стройка апарт-отеля на променаде в Светлогорске.
Именно «стакан» официально назывался причиной отъёма градостроительных полномочий у муниципалитетов и передачи их на региональный уровень. «Конечно, история такая, как „стакан", комментарии Александра Георгиевича [Ярошука] по поводу того, что Крупин виноват в точечной застройке, еще что-то, они, конечно, повлияли, в том числе, на принятие таких решений. У вас теперь будет одно лицо — главный архитектор или я, кому мы поручим кураторство в этой сфере, к которому можно будет предъявлять претензии на этот счет. И тезисы о том, что „это не мы, это наши предшественники или ещё кто-то", я надеюсь, уйдут в небытие», — вещал Алиханов. Он утверждал, что после передачи полномочий муниципалитеты не смогут огульно выдавать разрешения на строительство всего подряд. То, что разрешения на строительство выдаются чётко по регламенту и никак иначе, тактично не упоминалось.

Спешно принятый облдумой закон вступил в силу 1 января 2017 года, однако регламенты и документы «допиливались» ещё несколько недель, и некоторое время в области царил натуральный градостроительный хаос. Последствия вскоре дали о себе знать — процедура выдачи разрешений стала настолько непрозрачной, что поставила в тупик даже застройщиков, не говоря уже о жителях региона, потерявших возможность изучать выданные разрешения. Теперь скудную информацию о новых стройках и сданных объектах можно почерпнуть разве что из сводного реестра, который обновляется не то чтобы часто. Сказалась вся эта заваруха и на темпах строительства — ввод жилья в эксплуатацию в области упал практически в два раза по сравнению с предыдущими ударными годами. Хорошо это или плохо — сказать сложно, однако застройщики уже не раз негативно высказывались по поводу новых правил.
Бывший главный архитектор Калининграда и Калининградской области Александр Башин.
Градостроительная активность Алиханова на этом не остановилась — врио обратил свой взор в сторону побережья и жестом фокусника извлёк на свет божий Александра Башина с его проектом застройки первой линии федерального курорта. Так сказать, вместо «стакана». А затем ещё и наложил некий «мораторий» на застройку центра Светлогорска до внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Надо ли упоминать, что никакого моратория глава региона накладывать не может. «Главное, результата добиться. Меня тут обвиняют в том, что я делаю какие-то вещи, объявляю, не совсем, скажем так, укладывающиеся в законодательство, но мне кажется, что нужно руководствоваться всё-таки здравым смыслом и интересами населения, а уж бумаги мы как надо напишем под эти интересы», — позже прокомментировал свои действия врио губернатора.

Венцом нововведений стал конкурс по выбору нового главного архитектора региона. Им стал соратник всё того же Александра Башина Евгений Костромин. Выяснилось, правда, что полномочий у областного архитектора ещё меньше, чем у городского. Так что должность эта скорее для красоты, «чтобы было». Тем более, что после назначения о каких-то свершениях нового главного архитектора региона, да и вообще о нём самом, больше никто не слышал.

Экс-главный архитектор региона Александр Башин презентовал концепцию развития курортного города. Со всеми причитающимися свистелками — аквапарком, грязелечебницей и застройкой первой линии. «Недвижимость Нового Калининграда. Ru» рассказывает, что предложил Башин, что пообещал Алиханов и кто за всё это платил.
Год, проведённый в суете и полный громких заявлений, на градостроительную политику в итоге повлиял чуть меньше, чем никак. Пока все бежали за врио губернатора вперёд и вверх, оказалось, что сам врио бежал по кругу, и в конце этого пути уже ожидал Александр Башин. Стабильность.