Филармония: на Западе не понимают, что для нас евро стал в два раза дороже

Все новости по теме: Культура

В воскресенье, 10 апреля, концертом Государственного академического симфонического оркестра им. Е. Светланова в Доме искусств открывается VI Международный фестиваль «Русская музыка на Балтике». В преддверии выступления Денис Туголуков поговорил с заместителями директора Калининградской областной филармонии им. Е. Светланова Ириной Андреевой и Людмилой Кожемякиной о том, насколько сложно привезти в Калининград коллектив такого уровня, на каких площадках пройдут в этом году концерты филармонии и каковы планы учреждения на ближайшие месяцы.

 — Еще год-полтора назад приезд оркестра им. Е. Светланова в Калининград казался маловероятным. Сейчас это задача — из разряда легко выполнимых?

Ирина Андреева: Что вы! Может быть, это когда-нибудь станет счастливой традицией, но в принципе приезд оркестра такого уровня в наш город — это всегда чудо. Сложностей несколько. Во-первых, нужно найти три свободных дня в графике коллектива — оркестр практически не живет в Москве, а если и живет, то тоже выступает. Во-вторых, найти финансы. Все остальное решается уже достаточно просто, программа согласовывается. Вот мы захотели, чтобы в этом году у нас звучал второй концерт Рахманинова — нам сказали: «Хорошо!».

 — Сколько стоит сегодня привезти такой оркестр?

Людмила Кожемякина: На самом деле на этот вопрос довольно сложно ответить однозначно. Филармония давно работает с проектами всероссийского значения — в частности, мы сотрудничаем с программой «Всероссийские филармонические сезоны». Её цель — создать единое культурное пространство, показывая лучшие отечественные коллективы в разных городах страны. Для того, чтобы попасть в этот проект, нужно заслужить доверие. Изначально, когда мы пытались с ним работать, нас как бы проверяли, давая маленькие коллективы. И поскольку мы выдержали это испытание, полностью оправдав все требования не только «Всероссийских филармонических сезонов», но и тех коллективов, которые к нам приезжают, нам стали доверять.

Сейчас уже при планировании следующего концертного сезона мы пишем заявки, обращая внимание на те коллективы, которые бы нам хотелось увидеть и услышать в нашем регионе, и дальше уже все либо сходится, либо не сходится. Потому что у каждого большого коллектива очень плотный график выступлений. С точки зрения расходов что-то берет на себя Министерство культуры РФ с программой «Всероссийские филармонические сезоны», что-то — принимающая сторона, министерство культуры Калининградской области. Наверное, учитывая уровень оркестра им. Е Светланова и программу, которую он будет исполнять, стоимость билетов на его выступление — от пятисот рублей — довольно демократичная.


 — Каким образом происходит выбор зала под выступление?

Людмила Кожемякина: Конечно, мы всегда стараемся, чтобы зал как можно лучше подходил с точки зрения акустики. Но есть такие факторы, как, например, размер сцены. Большой симфонический оркестр на нашей сцене просто не поместится. Представьте себе на ней рояль и еще 86 музыкантов… Две арфы, шесть контрабасов — да только райдер по музыкальным инструментам занимает три листа! Наверное, для концерта оркестра им. Е. Светланова подошел бы зал «Янтарь-Холла», но там нет рояля. Поэтому для концерта открытия фестиваля мы выбрали Дом искусств.

Добавлю также, что в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны» к нам приезжает Государственная академическая хоровая Капелла им. А. Юрлова. Этот концерт состоится в Кафедральном соборе, потому что в рамках этого выступления будут объединены два наших оркестра — камерный и духовой. Они будут аккомпанировать капелле.

Ирина Андреева: При всем уважении к Игорю Александровичу Одинцову (бывший директор Кафедрального собора — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), работать с ним было невероятно сложно, а для нас практически невозможно — он ставил такие условия, которые были невыполнимыми в рамках современной действительности. Сейчас стало намного проще, интереснее, и мы думаем, что дальше это будет только развиваться.

Ну и мы осваиваем, несмотря на отсутствие там рояля, «Янтарь-Холл». Мы везем туда балетные спектакли, которых в рамках фестиваля у нас запланировано два. В организационном отношении это тяжелее, но площадка для балета там безупречная, даже лучше, чем в драматическом театре. Устраивая подобные спектакли в театре, мы вынуждены были арендовать покрытие, а в «Янтарь-Холле» оно есть.

Людмила Кожемякина: Еще мы там делаем джазовый проект — выступление оркестра им. О. Лундстрема с Деборой Браун. Потому что в нашем зале при обилии аппаратуры на сцене становится очень тесно и сложно выстраивать баланс. Тот же оркестр Лундстрема во время предыдущего своего выступления в филармонии с трудом умещался на сцене.


 — Как правило, в программу фестиваля «Русская музыка на Балтике» всегда включаются зарубежные исполнители и выступления.

Ирина Андреева: 17 и 18 апреля — один день в Калининграде и один в Клайпеде — мы даем программу «Ромео и Джульетта». В рамках года кино и 125-летия со дня рождения Сергея Прокофьева создается музыкальная инсталляция по мотивам трагедии Шекспира с музыкой композитора, а также саундтреками к кинофильмам, в которой мы соединили, казалось бы, несоединимые инструменты — орган и рояль. Помимо наших солисток, лауреатов международных конкурсов органистки Марии Гаврилюк и пианистки Анны Ушаковой, в этом проекте принимают участие артисты экспериментального театра Московского государственного института культуры.

А 27 апреля к нам приезжает польский дирижер Петр Сулковский и дает концерт с нашими музыкантами. В этом мы, кстати, видим большую пользу непосредственно для себя, потому что оркестрантам работать под руководством другого дирижера — это всегда рост. К тому же дирижер привозит ноты новых для них произведений, пополняя таким образом их репертуар.

Людмила Кожемякина: Следующий проект, который уже зарекомендовал себя, — это «Оперный Евросоюз». В нем участвуют солисты Варшавской оперы (Польша) и Вильнюсского театра оперы и балета (Литва). Десять оперных певцов на сцене, часть из которых нам помогают привезти Генеральные консульства Литвы и Польши в Калининграде. Когда мы впервые хотели показать этот проект в другой стране, там отнеслись к нему с недоверием, но после первого же выступления в Польше, можно сказать, образовалась очередь — теперь мы снова везем «Оперный Евросоюз» в новый зал Ольштынской филармонии.

 — Что еще ожидает любителей музыки в весеннее-летний сезон?

Людмила Кожемякина: 29—30 июня в «Янтарь-Холле» у нас будет Академический симфонический оркестр Московской филармонии, который приезжает к нам большим составом. Первое отделение — Штраус, второе — Бетховен; солист — Павел Милюков, который совсем недавно привел всех в восторг, играя на скрипке Гварнери. Уже 13-го июля — цыганский американский джаз. Будет, естественно, традиционный фестиваль «Бахослужение» летом. И сейчас мы работаем надо одним проектом, который очень боимся сглазить, но уже зарезервировали для него дату в августе, надеясь, что все сложится.

 — Стало ли сложнее в современных условиях договариваться с зарубежными партнерами?

Людмила Кожемякина: Если смотреть на афишу, то, наверное, нет. Мы заинтересованы, чтобы зарубежных музыкантов слышали здесь, а наших — там. Но иногда возникают сложности с финансовыми условиями. Например, если гонорары в евро — на Западе не понимают, что для нас это стало в два раза дороже: «Как я могу поехать к вам за гонорар студента?». Поэтому приходится объяснять это участием в фестивале с хорошими коллективами, и очень многие соглашаются.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]