Кирха. Церковь. Ландшафты.

Кирха. Церковь. Ландшафты.
Когда
C 15 Мая 19:30 по 24 Мая

15 мая в 19:30 в арт-пространстве «Ворота» открывается фотовыставка «Кирха. Церковь. Ландшафты», созданная в рамках программы арт-резиденций проекта «Двойной взгляд» Калининградского Союза фотохудожников при поддержке Фонда президентских грантов. Автор из Екатеринбурга Сергей Потеряев и калининградские фотохудожники Людмила Брилевская и Андрей Швыряев предлагают свое видение того, как в стенах бывших кирх Восточной Пруссии живут русские православные церкви Калининградской области, как меняются сами понятия «кирха» и «церковь» в смысле мест сбора и притяжения людей, создавая уникальные культурные и социальные ландшафты современной Калининградской области.

Немецкое слово «кирха» очень быстро вошло в обиход переселенцев в Калининградскую область. Традиционное, русское, понятие слова «церковь» не идентифицировалось с нехарактерным для нее внешним видом. И немецкое слово быстро прижилось.

Первый православный храм в Калининграде был открыт в середине 1980-х годов в Юдиттен-кирхе, которая была восстановлена усилиями Русской православной церкви и энтузиастов. Но большая часть немецких культовых сооружений никогда в послевоенное время не использовались по назначению и превращались в склады или просто руины. Несколько лет назад Русской Православной Церкви были переданы большая часть замков и кирх в Калининградской области.

Как изменились характерные культурные ландшафты региона внешне и внутренне за последние годы? Три актуальных взгляда на эту тему представляют три автора из Екатеринбурга и Калининграда.

Инсталляция Сергея Потеряева (Екатеринбург) рассуждает на тему изменений, которые произошли с ландшафтом региона. Как нетипичные для России здания встроились сначала в советскую, а затем в российскую действительность. Построенные вокруг дома и технические сооружения, передача кирх под крыло РПЦ и другие нужды — всё это повлекло за собой сложную конструкцию, состоящую из разных урбанистических архитектурных решений.

Разрушенное наследие с одной стороны и живописные руины, которые многие так любят — с другой. И птицы — единственные настоящие жильцы в этих старинных зданиях. Серия фотографий из проекта «Дом для птиц» Людмилы Брилевской (Калининград) показывает не только прошлое через инструменты прошлого, но и настоящее, принадлежащее тем, у кого есть крылья.

Фотографии выполнены альтернативными ручными технологиями печати.

Андрей Швыряев (Калининград) собрал человеческие истории людей, чьими усилиями поддерживается Дух и Материя нашего Исторического наследия, иллюстрировав их портретами своих героев. Очень часто в восстановлении старых стен кирх и замков принимают участие люди, не имеющие отношения к религиозным общинам. Что движет ими? Может ли история и культура быть чужой? Когда начинается тот уровень самосознания, когда они перестают быть чужими, а становятся общечеловеческими? Время, когда в России преобладало стремление все разрушать, проходит. Об этом его серия Диптихов построена на контрасте Светлого и Темного, Прошлого и Настоящего, Веры и Пустоты.

Проект «Двойной взгляд: визуальный срез калининградской современности в серии фотовыставок и мастерских во взаимодействии с местным сообществом» реализуется Калининградской региональной общественной организацией «Союз фотохудожников» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Художественный куратор — Юрий Павлов, дизайнер — Татьяна Собенина, экспозиционер — Павел Платон, руководитель проекта — Анна Карпенко.