Фонвизин в 1990-х: какие премьеры готовят калининградские театры в новом сезоне

Все новости по теме: Культура

Осень — время окончания каникул, в том числе и театральных. «Афиша Нового Калининграда» рассказывает, какие спектакли готовят местные труппы в новом сезоне. Стихотворная трагикомедия в стиле клоунской буффонады, «Недоросль» Дениса Фонвизина в эстетике 90-х годов и эксперименты молодых режиссёров — нам неожиданно есть чему порадоваться.

Музыкальный театр

«Иоланта»
Премьера: 7 октября

Музыкальный театр и «Геликон-опера» дружат и сотрудничают много лет. И до того эта дружба тесная, что многие калининградские оперы и оперетты слишком уж похожи на свои московские версии. Например, в 1995 году руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман придумал сыграть «Травиату» на огромной кровати посреди сцены, а главную героиню — куртизанку Виолетту — окружить наивными детскими игрушками. В 2003 он, не мудрствуя, перенёс постановку в Калининградский музыкальный театр. Чуть позже, в 1996 году, Бертман работал с оперой Жоржа Бизе «Кармен». Знаменитую историю он решил рассказать среди разрисованных граффити кирпичных стен городского захолустья, а всех персонажей одеть в кожу и металл. С опозданием в несколько лет чрезвычайно похожий спектакль появился и на калининградской сцене. Потом были «Царская невеста», «Севильский цирюльник», «Моцарт и Сальери», «Летучая мышь»… Ну, принцип вы поняли. «Иоланту» Петра Чайковского Дмитрий Бертман тоже уже успел поставить в Москве, в Детском музыкальном театре имени Натальи Сац. Правда, в программке калининградской «Иоланты» Бертман значится руководителем постановки, режиссёром оперы стал его коллега по «Геликон-опере» Илья Ильин. Оценить схожести или отличия калининградского музыкального спектакля и его московского варианта можно будет уже 7 октября. В этот день состоится премьера оперы в рамках фестиваля «Балтийские сезоны».


Спектакль «Рыбалка с Чеховым» в Калининградском областном музыкальном театре, режиссёр — Михаил Ляхов

Драматический театр

«Спички»
Премьера: 10 октября

Новый спектакль на малой сцене драмтеатра готовит приглашённая молодая команда: московский режиссёр Елизавета Бондарь ставит пьесу минского драматурга Константина Стешика в оформлении художника из Санкт-Петербурга Павлы Никитиной. Все они уже успели отметиться в современном российском театре. Елизавета Бондарь, например, режиссировала постмодернистский мюзикл «Кандид» с открытием последних лет — «Мастерской Брусникина». Костюмами для постановки тогда занималась Павла Никитина. Ну а что касается Константина Стешика, вот уже много лет его пьесы закономерно становятся участниками главного фестиваля молодой драматургии в стране — «Любимовки». Короче говоря, все составляющие для того, чтобы сделать на калининградской сцене что-то небанальное и свежее, имеются. Осталось дождаться премьеры 10 октября. Ах да, «саундтрек» к «Спичкам» написал мэтр современной академической музыки Владимир Раннев. И только это уже серьёзный повод сходить на спектакль.

«Дети Ванюшина»
Премьера: 6, 7 октября

Тут несколько проще — большая сцена, исторические костюмы, хрестоматийная пьеса драматурга Сергея Найдёнова, по которой, кстати, снят не менее хрестоматийный советский фильм 1973 года с Александром Кайдановским и Людмилой Гурченко. Губернский город, купеческий дом, самовары, экономки, гимназисты, добрачные связи, внебрачные связи, отцы и дети — режиссёр Михаил Салес не изменяет своей любви к семейно-бытовым драмам из архивов русской классики.


Спектакль «Дракула» в Калининградском областном драматическом театре, режиссёр — Вячеслав Виттих

«Мёртвые души»
Премьера: 27, 28 октября

Ещё одна калининградская премьера по мотивам классической литературы — «Мёртвые души». Гоголевскую поэму драматург Нина Садур превратила в мистическую пьесу, ну а в калининградском драмтеатре за странную историю о похождениях афериста Чичикова взялся, понятное дело, режиссёр Вячеслав Виттих. Всяческую чертовщину он страшно любит. Доказательство — поставленные им на местной сцене «Дракула», «Мастер и Маргарита», «Панночка» (гоголевский «Вий» в интерпретации всё той же Нины Садур) и трагифарс об оживших марионетках «Куклы».

«О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился»
Премьера: 1, 2 декабря

Господин Мокинпотт — «маленький» человек, которому постоянно и капитально не везёт. Без вины виноватый он попадает в тюрьму, выходит из тюрьмы — узнаёт, что жена ему изменила, добирается до работы — его уже уволили. Грустная история рассказана немецким драматургом Петер Вайсом в духе клоунской буффонады: то главный герой забудет, с какой ноги надо делать шаг, то попадёт в больницу, и врач решит подлечить его, вскрыв голову гаечным ключом. И всё это — в стихах. «Вот это, я доложу вам, мозг! Не мозг, а целый газетный киоск! Вы, видно, газеты читали усиленно? Бумажной трухой забиты извилины!», — проводит трепанацию доктор. Поставит абсурдную стихотворную пьесу московский режиссёр Александр Горенштейн. Он создавал спектакли в Театре Комиссаржевской, «Балтийском доме», Театре кукол в родной Одессе. Однако в первую очередь Горенштейн известен как художник и сценограф. Впрочем, эта сторона творчества заметна и в его режиссёрских постановках. Так, например, главным героем спектакля-перформанса «Бумага» cтала, собственно, крафтовая бумага, которую актёры разворачивали как простыню, рвали, сминали и самыми разными способами превращали обычный крафт то в пустыню, то в метеориты, то в камень, который толкает Сизиф, то в крылья Икара, то в самолётики или денежные купюры. И это было, как минимум, очень затейливо и любопытно.

Бумага

Спектакль «Бумага» в Одесском театре кукол, режиссёр — Александр Горенштейн

«Тильзит-театр»

«Недоросль»
Премьера: 28, 29 сентября

В Советске новый сезон откроется постановкой «Недоросль» по мотивам комедии Дениса Фонвизина. Митрофанушка станет типичным представителем молодёжи 90-х — создатели спектакля решили внимательно исследовать феномен «потерянного поколения». Никаких корсетов, кринолинов и бархатных камзолов, только спортивные куртки, джинсы-бананы и прочие атрибуты недавнего прошлого вроде игровых приставок. Поставит классическую пьесу молодой режиссёр Артём Терёхин, которому юность в противоречивые времена конца ХХ века знакома не понаслышке.

«Арт»
Премьера: 19, 20 октября

Трое мужчин — инженер Марк, дерматолог Серж и торговый агент Иван — крепко дружат вот уже 15 лет, но вдруг их общение даёт трещину. Причём не из-за предательства, обмана или, в конце концов, женщины. Дело в том, что Марк купил белую картину с белыми полосами (заметными, если сильно прищуриться) за 200 тысяч франков. Тут-то и началась ругань, споры об искусстве, немедленно перетекающие в разговоры о стремлении к исключительности, интеллектуалах, которые никак не могут смириться с современностью, эгоизме, настоящей дружбе и так далее. Эдакий вариант «О чём говорят мужчины» московского коллектива «Квартет И», только на иностранный манер (автор пьесы — французский драматург Ясмина Реза). В «Тильзит-театре» постановкой займётся немецкий режиссёр Иван Дентлер из Theater Die Komödianten в Киле, с которым тесно сотрудничает советский коллектив.

Собачье сердце

Спектакль «Собачье сердце» в «Тильзит-театре», режиссёр — Артём Терёхин

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград», а также предоставлены информационным порталом «Таймер» и «Тильзит-театром»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]