«Первопроходцы»: репортаж с первого похода калининградских яхтсменов по маршруту «Рыбачий – Нида»

С началом осени в тестовом режиме был запущен погранпереход в Рыбачьем. Это событие фактически открыло для водных туристов Куршский залив. Вслед за губернатором Николаем Цукановым, который в конце августа 2012 года пересек русско-литовскую водную границу на катере, протестировали новый маршрут три калининградские яхты. Своими впечатлениями поделился капитан яхты «Фира» Александр Вахрамеев.

Вслед за губернатором водный маршрут «Зеленоградск — Рыбачий — Нида», который, по предварительным данным, должен официально заработать в 2013 году, решили протестировать капитаны трех калининградских яхт — Александр Вахрамеев («Фира»), Сергей Ананьин («Barbara») и Сергей Евченко («Самара»).

Путешествие началось вечером 27 августа из Калининградского областного яхт-клуба. Около 20:00 яхтсмены ошвартовались в «Рыбной деревне», потому что на сегодняшний день это один из самых удобных причалов в Калининграде.

28 августа в 6:20, почти с рассветом, яхты вышли по Преголе в сторону Гвардейска. Первое, на что обратили внимание, это линии электропередачи без маркировки высоты проводов. Они расположены около Калининграда за Берлинским мостом. Также есть ЛЭП с провисшими проводами, где фактическая высота не соответствует заявленной, поэтому, во избежание эксцессов, яхты шли с опущенными мачтами.

Вторая проблема, с которой столкнулись в самом начале перехода — это актуальность лоций (руководство для хождения по морям и океанам, включающее описание знаков, указания по путям безопасного плавания — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Пользовались лоцией 1975 года, новее не нашли. В ней на подходе к Гвардейску обозначены перекаты (мелководье), где минимальная глубина была 1,4 метра, однако вода оказалась высокой.

В 13:00 прошли Гвардейский мост. В этом месте сливаются реки Преголя и Дейма. После моста маршрут экспедиции пролегал по акватории Деймы. Вода оказалась достаточно высокой, глубина 2,10—2,30 метров. Однако из навигационных опасностей стоит обратить внимание на браконьерские сети, порой выходящие на фарватер.

Так, по руслу Деймы, обходя сети, через три часа малая флотилия подошла к Шолоховскому мосту. Развод моста был согласован заранее и заказан на 16:00. Мост был пройден в 16:12 без проблем. В 17:05 ошвартовались у главной набережной Полесска, глубина у стенки — от 1,30 до 1,60 м. Стоять вечером в этом городе было несколько тревожно из-за очень любопытной и весьма нетрезвой молодёжи. Видимо приход трёх яхт — это событие для города, и у местных жителей был повод привести себя в такое состояние.

На следующий день в 8:00 вышли из Полесска и взяли курс на Рыбачий. Примерно через пять часов яхты достигли гавани колхоза «Труженик моря», руководство которого любезно разрешило яхтсменам пришвартоваться в ожидании оформления. Глубина в гавани — 1,40 метра, и надо держаться правой стороны практически вплотную к молу.

До девяти часов вечера 31 августа мы не знали, оформят нас или нет, но утром 1 сентября благополучно прошли пограничный и таможенный контроль. Все органы сработали «на отлично». Наша малая флотилия была оформлена очень быстро и профессионально. Члены похода первые проставили в свои заграничные паспорта печати с корабликами, свидетельствующие о пересечении водной границы.

После того, как заветные штампы были получены, взяли курс на Ниду. Во время этого перехода нам довелось посмотреть красоты косы и дюну Эфа с воды. Завораживающее зрелище! На этой стороне залива глубины, безопасные для яхт, в среднем 3,5—5 метров, поэтому маршрут можно выбирать по ветру, если идете под парусами, или кротчайший, если путешествие проходит под мотором. Только мыс перед государственной границей надо проходить на удалении не меньше 0,6—0,7 мили от берега, т.к. вблизи мыса есть отмель. На этом участке необходимо следить за рыболовецкими сетями.

На пересечении границ калининградские яхты встретил литовский пограничный катер, который сопровождал мореплавателей до входных молов порта Ниды. Здесь нас встречала официальная делегация, и в честь прихода на мачте в гавани был поднят российский триколор. Таможенный и пограничный контроль прошли быстро. «Наконец-то, вы смогли к нам „прорваться“, значит, в следующую навигацию будут ходить, и у нас будет работа, и штат не сократят» — обрадовался нам литовский таможенник.

Сам мэр Неринги Антанас Винкус провёл для нас экскурсию по городу и показал детскую яхтенную спортивную школу.

В воскресенье, 2 сентября отправились в обратный путь, взяв курс на поселок Рыбачий. Все структуры, оформлявшие яхты, действовали профессионально, доброжелательно и на удивление быстро.

Надеемся, что в следующем году новым маршрутом смогут ходить и калининградские, и литовские, и польские яхтсмены. Дружба с литовскими яхтсменами окрепнет с новой силой: планируются совместные туристические походы и регаты, а также сотрудничество. В мае для иностранных парусных и прогулочных судов открыли внутренние водные пути, и с запуском этого погранперехода наконец-то заработает водный маршрут „Е-70“, участок которого пролегает от Калининградского залива до Клайпеды. Это даст новый толчок к развитию водного туризма.

Информация и фотографии предоставлены Александром Вахрамеевым

Cобытия