Экспресс-курс «от Нырка до кругосветного плаванья»: где, почем, зачем

Лет семь назад один знакомый предложил отправиться с ним в Израиль, чтобы получить международные права на управление парусной яхтой. С тем же успехом он мог предложить мне отправиться на курсы космонавтов, настолько дико для меня это звучало. Где-то в гараже лежал полученный в наследство Нырок (надувная резиновая лодка — прим. «Нового Калининграда.Ru»), и каждое лето я думал, не стоит ли испытать его на воде. Отец купил его на мое рождение, получив резонный нагоняй от матери за столь своевременную покупку, и за почти тридцать лет лодочка могла прийти в негодность.

В этом году я намотал на парусных яхтах несколько тысяч миль по Балтике, Северному морю, фьордам Дании и Норвегии, голландским каналам и на регатах в Калининграде и Польше. И я не понимаю, как я мог прожить до этого почти тридцать лет и знать всего три места на реке, куда можно подъехать на машине, чтобы пожарить шашлыки у воды. Нырку пришлось долго меня ждать, спасибо, папа, что пересыпал его тальком в свое время…

Сейчас, наверное, все уже не так. Преголя в выходные похожа на хайвей. В погожий день в Озерках в кустах можно насчитать десятка полтора-два моторных лодок и катеров. В каждой крупном супермаркете вы можете купить журнал «Yacht Russia» или «Катера и Яхты», чтобы прочесть увлекательные истории о походах по Ладоге или к вулкану на Липарских островах. И даже на таком серьезном сайте как РосБизнесКонсалтинг вы непременно увидите баннер «Прими участие в бизнес-регате на Карибах, опыт не требуется!».

Но наши жизни так плотно завалены работой, стоянием в пробках, забиранием детей из садика или школы, походами к стоматологу, чтением газет, уборкой квартиры, днями рождениями и свадьбами, что наши лодки бороздят океаны часто лишь в сказочных мечтах. Может быть, это просто не для всех — бороздить океаны или взбираться на горы, сплавляться по рекам или пересекать на машине континенты. Хотя все это не так уж редко делают даже люди в инвалидных колясках.

Раз вы дочитали до этого места, давайте подумаем, как вам сделать первый шаг туда, куда вас звали в детстве рассказы Жюля Верна. Любая дорога начинается с первого шага. Неважно, большого или маленького. С маленького даже лучше — останется больше сил на следующий.

1_IMG_2853.jpg

Чтобы купить небольшую надувную лодку с мотором в пару лошадиных сил, достаточно 30–40 тыс рублей. Такая лодочка способна везти двух-трех человек со скоростью до 10 км/ч, и литра бензина вам хватит на 10 км. Это отличный выбор для начала.

Во-первых, вам не нужно прав на управление такой лодкой (до 5 лошадиных сил). Во-вторых, надуть и собрать ее — дело десяти минут, а для хранения она требует совсем немного места. И даже балкон подойдет. Мороз не страшен ни ей, ни двигателю. Вы сможете изучить все озера и реки области, а их у нас немало! Преголя, Дейма, Матросовка, Лава, Неман. На этих реках много прекрасных мест, куда невозможно подъехать на машине.

Может быть, после этого вы решитесь приобрести лодочку побольше с мотором помощнее. Лодка длиной в 3,5–4 м и двигателем в 15–25 лошадиных сил способна везти 3–6 человек со скоростью в 30–40 км/ч. В ней уже не так сложно будет разместить палатки, спальники и припасы на пару дней для маленькой компании. Она обойдется в сумму от 60 тыс рублей по объявлениям или в 100–150 тыс за новую лодку. На 20 лошадиных силах мы с другом умудрялись кататься на вейкборде! И на такой лодочке можно смело ходить по заливам и выходить в нормальную погоду в море. Правда, она уже с трудом помещается в багажник обычного седана, и двигатель, скорее всего, поедет на рыбалку в салоне автомобиля.

2_IMG_3067.jpg

Небольшой каютный катер длиною в 5,5 м и двигателем в 80–100 лошадиных сил можно приобрести с рук за 250–350 тыс рублей. Но у него уже будет каюта, где вдвоем можно в полный рост спать, а вчетвером — сидеть. Вшестером внутри сидеть тоже можно, хоть и тесновато. Но главное — это настоящий домик! И скорость — 50–60 км/ч. У меня в катере всегда лежат рыболовные снасти, спальные мешки, запас консервов. Отправляясь вечером на рыбалку, всегда знаю, что могу остаться хоть на неделю. Бросил якорь в камыши, раскатал в каюте спальник — и через минуту все к ночлегу готово.

На таком катере вы можете отправиться хоть к Средиземному морю. Условия, конечно, аскетичные и топлива в штатных баках всего на 200–300 км, зато спится на свежем воздухе чудесно. А в Европе на стоянках всегда есть и душ, и прачечная, и заправиться на воде не проблема. И ресторанчик найдется.

3_P8180095.jpg

За такие же деньги можно суметь приобрести с рук и небольшую парусную яхту, например, класса «Микро», длиною 5,5 м. В ней до четырех спальных мест, условия такие же аскетичные, и предназначена она тоже для внутренних водоемов, но наш соотечественник Евгений Гвоздев умудрился совершить на ней свое первое одиночное кругосветное плаванье. Более того: на такой яхточке можно принимать за сезон участие в десятках регат, от любительских до профессиональных. А вдруг в душе вы спортсмен?

Корпусные лодки длиной в 5,5 м, парусные или моторные, обычно уже не помещаются в типовой гараж, но их вполне можно хранить на автостоянках за ту же цену, что и автомобиль. Вес лодки с двигателем укладывается в 500 кг, и их можно перевозить на прицепе за любым легковым автомобилем, не открывая категорию «Е».

На лодке длинною от 6,5 м вы можете рассчитывать на туалет, по-морскому гальюн, раковину с баком пресной воды и часто даже на стационарную газовую плитку и душ. При желании можно и небольшой бойлер поставить. Цены на такие лодки могут сильно разниться даже на вторичном рынке. Не торопитесь тратить свои деньги. Чем лодка меньше — тем она ликвиднее, и при удачной покупке с рук вы даже через пару лет сможете продать ее без убытка.

Вообще, выбор не новой техники очень разумен, особенно если вы новичок. Как бы вам ни нравилась сегодня ваша игрушка, очень вероятно, что через год-два вы захотите немного побольше и немного другую. И на рынке есть достаточно людей, продающих лодки в хорошем состоянии именно по этой причине. Не новое — не всегда плохое.

За комфорт, который могут дарить суда длиною 6,5 м и выше, придется, однако, расплачиваться — и не только в счастливый момент приобретения лодки. Стоянки на воде сегодня просят 40 рублей за метр длины судна в сутки, а для комфортной буксировки семиметрового катера уже понадобится внедорожник и категория Е. Наша всероссийская бытовая неустроенность существенно осложняет жизнь даже скромным судовладельцам, при этом умудряясь нещадно опустошать им карманы. Но тут уж, как говорится, когда любишь — не считаешь.

Однажды вы изъездите всю область, сгоняете в Польшу, покатаетесь по каналам, рекам и шлюзам. Сходите в море. Где вы найдете себя — ведомо лишь Творцу. Кто-то из моих знакомых купил надувную лодку, ездит в выходные на рыбалку и на этом успокоился. Кто-то дошел на своем небольшом катере чуть ли не до Португалии и счастлив. Но большие морские приключения всё-таки остаются уделом парусных лодок.

Удивительным открытием может стать факт, что после набора некоторого начального опыта, на парусных лодках можно ходить круглый год бесплатно и даже что-то на этом зарабатывать. Россияне накупили за последние годы немало лодок, разбросанных по всему земному шару, но лишь на очень немногих из них есть постоянная оплачиваемая команда. На форумах есть десятки предложений принять участие в перегонах лодок. Обычные условия: оплатить себе перелеты, питание и быть способным работать на вахте. Где-то даже предлагают компенсацию дорожных расходов и небольшую оплату, но чтобы претендовать на нее, придется вначале пройти минимум тысячу миль.

Обучение в Калининграде с недельной практикой на средиземном море, позволяющее получить международный сертификат на управление парусной яхтой, обойдется в 70–100 тыс рублей. Немалые деньги, но зато вы сможете брать в аренду яхты по всему миру. Стоимость аренды лодки с 8 спальными местами в Турции или Хорватии начинается от 1000 евро за неделю, если вы готовы ловить горячие предложения, при обычной цене в 1500–2000 евро в зависимости от сезона. Этот вид отдыха в Европе в целом не дороже проживания в отеле бюджетного уровня — около 50 евро в сутки на двоих.

4_IMG_0754.jpg

Стоимость новой трехкаютной парусной яхты, с туалетом, горячим душем, холодильником и полноценным камбузом начинается от 100 тыс евро. Если ваши мечты имеют твердую материальную базу, в конце октября вы можете отправиться в Гамбург, в середине декабря — в Париж или в конце января — в Дюссельдорф, чтобы посетить крупнейшие европейские яхтенные выставки, где сможете увидеть сотни моторных и парусных лодок на любой вкус и кошелек. На этих же выставках работают грандиозные ярмарки, где можно купить дельные вещи, яхтенную одежду и электронику, а также товары для рыбалки, дайвинга, туризма.

Подготовка лодки к кругосветному плаванью может обойтись в немалые деньги. Где-то усиление конструкции, ветровой автопилот, солнечные панели и ветрогенераторы, спутниковая связь и спасательные средства, карты и лоции. Бюджет двухгодичного кругосветного плаванья на двоих — так, чтобы не считать каждую копейку — сегодня, по имеющимся оценкам,  начинается от 100–150 тысяч евро. Сюда входят оплата топлива, таможенных и портовых сборов, питание на борту, плановые ремонты и разумный набор береговых развлечений: рестораны, экскурсии, сувениры.

Лодки возрастом 5–7 лет иногда можно найти и за треть начальной стоимости. Чартерные компании, сдающие лодки в аренду, стараются не держать флот старше пяти лет и распродают его при достижении этого возраста. Имея время и некоторый опыт, можно подобрать себе неплохой вариант. В этом случае начать лучше с интернета. В сети также можно найти весьма разумные рекомендации для идущих этим путем: в каких странах лодки дешевле и почему, как вести переговоры с брокерами и на что обратить внимание при начальном осмотре.

5_2012-09-18 13-40-57 - Alex - IMG_6481.jpg

Так что, возможно, ваша белоснежная мечта стоит не больше бюджетной иномарки и не так уж недостижима, как кажется на первый взгляд. Главное — все-таки иметь ее, эту мечту. И сделать к ней однажды первый шаг. Осень — самое лучшее время для этого.

Текст, фото — Александр Горлач

Cобытия