«В ручном режиме»: репортаж со встречи по вопросам судоходства по Куршскому заливу

Президенты парусных федераций Константин Малецкий и Наглис Насвытис

Во вторник в Генеральном консульстве Литовской Республики состоялась встреча ассоциаций парусного спорта Литвы и Калининградской области. На мероприятии присутствовал инвестор пункта пропуска в Рыбачьем, вице губернатор Калининградской области Рольбинов, представитель Министерства иностранных дел Литовской Республики Зенонас Куметайтис и другие заинтересованные лица с обеих сторон. За ходом встречи наблюдал корреспондент «Акватории Нового Калининграда.Ru».

Стоить отметить, что генеральный консул Республики Литва в Калининграде Вацлав Станкевич сразу же принял на себя функции модератора встречи и предложил собравшимся создать непринужденную обстановку беседы для обмена опытом. Именно такой формат, по его словам, приводит к наиболее результативному решению.

Ранее уже сообщалось, что губернатор Калининградской области потребовал ускорить исполнение межправительственного соглашения о возобновлении движения в Куршском заливе и открытие пункта пропуска в Рыбачьем, которое планировалось осуществить к началу навигации 2013 года.

Собравшиеся на встрече представители литовских и российских структур, которым предстоит исполнить это поручение с юридической точки зрения, а также яхтсмены, которые непосредственно будут использовать залив и пункт пропуска, выделили три основные проблемы, которые пока не позволяют эксплуатировать эту акваторию.

Соглашение о судоходстве: мяч на российской стороне
Зенонас Куметайтис считает, что основной проблемой, которая сейчас стоит как перед представителями власти, так и перед яхтсменами обоих сторон — это юридические формальности: необходимо дополнение соглашения о судоходстве по Куршскому заливу. «Документ имел некоторые недостатки, а именно: не был учтен аспект спортивного и прогулочного судоходства, а также не была предусмотрена возможность пересечения границы флагами третьих стран», — отметил министр.

В свою очередь Барашков подтвердил, что в действующее соглашение не регламентирует пересечение границы прогулочными и спортивными маломерными судами, на данный момент в документе прописано лишь пересечение границы коммерческими судами.

«С литовской стороны все процедуры по дополнению соглашения выполнены, эти положения согласованы на всех уровнях и отправлены в российский Минтранс. Сейчас мяч на российской стороне. В таких вопросах все это зависит от политической воли: со стороны калининградского губернатора она есть, теперь дело за Москвой. Я не вижу, чтобы центр препятствовал изменению этого соглашения, поэтому сейчас остается только ждать», — сообщил собравшимся Зенонас Кументайтис.

Участники встречи пришли к выводу, что если будут решены юридические вопросы, то это позволит открыть судоходство по Куршскому заливу. В итоге яхтсмены установили: даже если пограничный пункт будет запущен во временном режиме с минимальными функциями, это уже позволит проводить совместные парусные мероприятия, а также будет способствовать развитию водного туризма по Куршскому заливу. Президент региональной парусной федерации Константин Малецкий поделился дальнейшими планами проведения парусной регаты по всему Куршскому заливу с заходом во множество портов. А член президиума Роман Медведев отметил, в свою очередь, что на сегодняшний день уже есть подобный проект сотрудничества с Польшей — «Кубок Южной Балтики», презентация которого состоится в ближайшие выходные в Варшаве.

Оповещение: кому, когда, куда?
Вторым немаловажным пунктом была выделена проблема оповещения контрольных органов, в частности пограничников, о пересечении маломерными судами государственной границы. Все это, честно говоря, напоминало знаменитую игру «Что? Где? Когда?», только вопросы другие и пока конкретных ответов на них нет. Получение ответов затруднило и то, что на встрече не присутствовали представители пограничных органов.

Консультант министерства развития инфраструктуры Владимир Барашков сообщил, что пограничники уже согласовали вопрос оповещения. По этому согласованию после оформления судна и после его отхода от причала та или иная сторона будет передавать данные о яхте, экипаже, месте следования и расчетном времени прибытия.

Также министр сообщил, что водный пункт пропуска на литовско-российской границе будет работать в следующую навигацию во временном заявочном режиме, следовательно, судам необходимо минимум за 24 часа до планируемого отхода заявить все вышеперечисленные данные в контрольные органы. В связи с этим необходимо создать структуру, которая бы занималась сбором данных о планируемых пересечений границы и оповещением пограничных органов. Такой орган необходим как на литовской, так и на российской стороне. В качестве такой структуры Барашков предложил Калининградскую областную федерацию парусного спорта (КОФПС) и Ассоциацию парусного союза Литвы.

Представители региональной федерации парусного спорта предложили альтернативный вариант такой структуры. Вице-президент Сергей Евченко озвучил собравшимся два варианта оповещения. Первый — в марине Рыбачьего, где будет капитан порта, который возьмет на себя обязанности приема заявок и контакта с властями и другими задействованными органами. А по второму пути таким связующим органом может стать агентирующая компания, как это организовано в морском флоте. Агенты этой компании будут решать все вопросы приходящих судов: лоцманскую проводку, организацию стоянок, заправку топливом и даже организацию отдыха.

Вице-президент объяснил, что Федерация парусного спорта не сможет выполнять функции оповещения, так как это общественная организация, которая не имеет не только диспетчерской службы, но и даже официального телефона, куда бы можно было позвонить. Но отметил, что готов поддержать создание агентирующей компании на базе Федерации.

Президент КОФПС Константин Малецкий также выразил готовность содействия и информирования яхтсменов о правилах пересечения границы и требуемых документах.

Пункт пропуска: пока что временный
Ну и третий вопрос, который также, хоть и в меньшей степени, чем первые два, волнует яхтсменов — это, конечно же, тот самый пункт пропуска в Рыбачьем. Инвестор проекта, директор фирмы «Маггис-трейд» Олег Николаенко рассказал, что пункт пропуска для маломерных и коммерческих пассажирских судов в полном объеме планируется запустить к апрелю 2017 года. Открытие пункта, работающего по временной схеме, состоится, по его словам, с небольшой задержкой из-за позднего согласования всех требований в середине мая 2013 года.

«Руководство области, таможня и пограничники настроены оптимистически по вопросу открытия пункта пропуска в Рыбачьем на регулярной основе. На сегодняшний день оптимизм вселяет и факт наличия инвестора, который готов по минимальной схеме открыть пункт, а также произвести реконструкцию мола», — рассказал вице-губернатор Александр Рольбинов.

Представитель Министерства иностранных дел Литовской Республики Зенонас Куметайтис восхищение инвестору выразил фразой: «Откуда у девушки столько смелости?»

На правильном курсе
В итоге собравшиеся отметили положительную тенденцию навигации по Куршскому заливу: в августе 2012 года новый маршрут лично протестировал губернатор региона Николай Цуканов. О желании пройти на катере по Куршскому заливу он заявил в апреле 2012 года на совместной с МИД Литвы пресс-конференции. Вслед за губернатором флотилия из трех калининградских яхт прошла маршрутом из Калининграда в Ниду, а затем и туроператоры региона опробовали это направление. С ответным визитом регион посетила литовская яхта.

Представитель Музея Мирового океана Алексей Шуткин также поделился положительными моментами судоходства по заливу. «С 2011 году мы начали плотную работу с морским музеем Клайпеды по организации взаимных визитов на старых репликах судов. За это время музей накопил большой опыт перехода в пункте пропуска Рыбачий, и в прошлом году куренас посетил Дангескую флотилию, пройдя также все стадии оформления на литовско-русской границе», — рассказал Шуткин.

Представители парусных федераций, конечно, не получили все ответы на вопросы о судоходстве по Куршскому заливу и пересечению границы, но подвели итог, что всех собравшихся объединяет стремление к этому. И выразили надежду, что положительные позиции этого направления и всей акватории региона будут только укрепляться.

Текст, фото — Екатерина ПИГУЛЕВСКАЯ

Комментарии к новости

Cобытия