Яхтенные марины, дирижабли и туалеты

Яхтинг в Калининградской области — явление малопонятное. С одной стороны, слово яхта у многих горожан ассоциируется с фамилией Абрамович. С другой — многие жители нашей области бывали в соседней Польше и видели обычных небогатых людей которые, тем не менее, с удовольствием и массово отдыхают на яхтах. Яхты эти, конечно, роскошными не назовешь, в основном это маленькие спортивные швертботы и небольшие семейные круизеры.

Одно дело приехать в Канны и посмотреть на плавучие дворцы, принадлежащие всемирно известным бизнесменам и киноактерам. Тут все понятно — ну какой ты миллиардер-то без яхты, на фуршете с Джонни Деппом и поговорить будет не о чем. Но другое дело заехать случайно на какое-то небольшое озерцо в Польше, и обнаружить там три яхтенных стоянки, несколько десятков яхт и еще спортивную секцию. И старые фольскваген-пассаты польских «абрамовичей» на стоянке. Шаблон начинает разрываться.

pic2_P5140128.jpg
Озеро Golun возле Wdzydze, Республика Польша.

Если вы любите конспирологию, то я подкину вам идейку. Яхтинг воспитывает свободных, здоровых, самостоятельных и решительных людей. Людей, как ни пафосно это звучит, с нестандартной системой ценностей, в которой деньги, имидж, карьера, успешность находятся гораздо ниже дружбы, справедливости, честности. Вы можете сами продолжить, кому в нашей стране мешают такие люди.

Впрочем, статья эта не о прекрасной Польше и не о врагах народа. Статья эта о непостроенной марине в Пионерском. Сегодня как раз появились новости, в которых министр Рольбинов сожалеет, что французский инвестор, уже угрохавший 40 миллионов евро, как обиженная девочка, выключил мобильный телефон. И теперь наше обеспокоенное правительство даже не знает, как его утешить — хоть во Францию лети за казенный счет, вытирай ему, нервному такому, сопли.

Горожане же в комментариях к новостям, как ни удивительно, выразили восхищение, что редко бывает, когда комментируют заявления какого-нибудь министра. Восхищались они тем, что француз-то оказался не промах, и вовремя свинтил из нашего инвестиционно-привлекательного региона, дешево отделавшись. Но статья эта даже не о «кинутом» французе.

Конечно, я всецело за, чтобы у нас кто-нибудь построил марину. И я даже буду не против, если в этой марине будет пятизвездочная гостиница, в ресторане будут подавать свежих устриц, а швартовые концы на причале будут принимать люди в расшитых золотом камзолах. Я также ничего не имею против того, чтобы De Beers и Cartier открыли в Пионерском свои фирменные магазины. Вам уже смешно? Я ничего не передергиваю, гляньте на проект! Там еще SPA-центр, подземная парковка на 3000 (три тысячи) автомобилей и много других удивительно-прекрасных вещей.

pic3_yaht-klub.jpg
Проект марины в Пионерском, иллюстрация с сайта InfoArena.Ru.

Только к реальному развитию яхтинга и туризма все это не имеет никакого отношения. Это просто очень дорогой мега-проект. Где очень-очень много денег. И делается он не для развития туристического потенциала региона, а сами знаете, зачем. Весь пафос, который был вокруг этого проекта, вызывал тошноту своей лживостью.

В Пионерском уже есть маленькая коммерческая яхтенная марина. Это один понтонный причал, на котором может стоять до десяти морских яхт и несколько катеров. На причалах есть вода и электричество. К этой марине также относится небольшая огороженная площадка с будкой охранника на берегу. На этом удобства марины заканчиваются — в ней нет ни душа, ни туалета, ни мастерской, ни магазина. Правильней ее было бы назвать яхтенным причалом, а не мариной.

Причал организовал один известный калининградский предприниматель, который хотел держать свою яхту в Калининграде. А держать ее, увы, было негде. Говорят, помимо прочего, им и его соратниками двигали и разные идеалистические соображения. Они хотели создать хоть какие-то зачатки инфраструктуры в нашей области, так как и раньше, и сейчас морской яхте с осадкой в два метра кроме Пионерского стоять просто негде! А значит, даже какой-нибудь сумасшедший иностранный любитель экзотики просто физически не мог прийти к нам. Более того, вход маломерных судов под иностранными флагами в российские внутренние воды был просто запрещен. Пионерский вчера и сегодня — единственное место в области, где может стоять морская яхта, в том числе иностранная.

pic5_IMG_1110.jpg
 Яхтенный причал в Пионерском.

В идеализм охотно верится, так как яхтенная стоянка на десять бортов с круглосуточной охраной с точки зрения банальной математики изначально убыточна. Ходили слухи, что разные разборки вокруг порта стоили хозяевам яхтенного причала, которые являются в порту просто арендаторами, немалых нервов, средств и начисто отбили всякий идеализм и желание развивать что-либо, связанное с водой. Спасибо, что не закрыли имеющееся. Могли бы свои лодки держать в Гданьске, как многие другие состоятельные калининградцы.

Сама идея марины в Пионерском крайне актуальна. Для горожан — когда «шаблон абрамовича» разорвется окончательно, они захотят отдыхать на своих яхтах на море. Как поляки. А яхты надо где-то держать. Для области — это еще небольшой ручеек туристов, еще небольшой плюсик имиджу. Для европейских яхтсменов — это единственное убежище от Гданьска до Клайпеды. Да можно тысячи причин привести, почему нам там нужна яхтенная марина.

Вот только большинство марин на балтике не имеют ни пятизвездочных гостиниц, ни SPA-центров. Потому, что этими маринами в европе пользуются обычные люди со средним достатком. И все что им нужно — это недорогая надежная стоянка и туалет с душем на берегу. Может быть, кафе. Хотя яхтсмены в массе своей люди непритязательные, они даже за продуктами готовы в город прогуляться. Многие с собой для этого даже возят складные велосипеды.

Но наша непостроенная марина, способная еще и принимать до 200 пассажирских лайнеров в год и обладающая и пассажирским терминалом с пропускной способностью в 3000 человек в сутки, скорее была задумана как огромный причал калининградской игорной зоны. Так что может быть Рольбинов и лукавит, делая крайним Роскомрыболовство. Нет казино — нет марины. А казино, я надеюсь, у нас никогда не построят…

Самое смешное и грустное, что проблема с мариной высосана из пальца. Хотите марину? Дайте предпринимателям поставить еще три понтонных причала. Получите марину на 50–80 мест. И, поверьте, ни один рыбак от этого не пострадает! А то сколько было криков «рыбаков выживают из порта». Посмотрите на спутниковый снимок полупустого порта. Чтобы вы смогли найти яхтенный причал, его пришлось обвести красненьким.

pic6.jpg
Порт Пионерский, снимок экрана Google Earth.

Кто-то серьезно думает, что рыбаки пострадают, если еще три таких причала рядом нарисовать? А может быть кто-то думает, что установить три понтона, и блок с душем и туалетом это деньги большие? Не большие, и именно поэтому это никому в правительстве не интересно. Как ни печально.

Я уверен, что в городе нашлось бы немало предпринимателей, готовых вложить 200–300 тысяч евро своих собственных денег в организацию яхтенной стоянки с минимальной инфраструктурой для 50–80 яхт. Если бы им дали гарантии, что их оттуда не вышвырнут через пару лет во время очередного передела, не будут таскать по судам, и не будут нагибать разные проверяльщики, и не обложат непомерной данью за пользование водой и причальной стенкой. Так как небольшая яхтенная стоянка — бизнес малорентабельный, и нахлебников он не выдержит. Ведь, в конечном счете, все это ложится на плечи судовладельцев, среди которых большинство — обычные небогатые люди.

Не знаю, откуда наше правительство собиралось брать 950 яхт, именно на столько был рассчитано в инвестиционном проекте, но стоянку на 50–80 судов в течении трех лет можно было бы заполнить. За счет лодок, которые теснятся сегодня в яхтклубе на заливе, за счет калининградских лодок, стоящих в Гданьске, за счет новых судов, которые понемногу появляются к Калининграде. И марина в Пионерском была бы при этом рентабельным предприятием с разумными ценами. Более того, Федерация Парусного Спорта обдумывает идею открытия базы подготовки спортсменов в калининградской области, и это тоже могло бы внести свой вклад в заполняемость стоянки.

pic7_IMG_2759.jpg
Порт Пионерский, 2012 год.

Я не пытаюсь лоббировать интересы ни текущих владельцев причала в Пионерском, ни кого-либо другого. Мне все равно, кто там будет зарабатывать деньги. Я только хочу, чтобы в Пионерском была марина. Нормальная, обычная, для людей. И мне кажется, что для того, чтобы она появилась, надо просто дать людям работать, создать минимальные условия. А те, кто придумывает какие-то космические проекты с кинотеатром на 1200 зрителей в виде огромного куска янтаря — прожектеры, которым плевать и на имидж области, и на развитие туризма, и на яхтинг, и на всех на свете.

Рольбинов, Сагаева, Цуканов — почему вы, жители морского региона, не можете помочь сделать реальное нормальное и полезное дело, и вместо этого носитесь с космическими прожектами? Зачем вы участвуете в этом цирке? Какой нормальный инвестор будет строить марину на 950 мест там, где сейчас стоит десять яхт, а во всем регионе и сотни не наберется? Иностранцы к нам побегут свои лодки ставить, или калининградцы так неожиданно и массово разбогатеют, или инвестор готов тридцать лет ждать возврата инвестиций? А если строите причал казино — так и говорите: мы строим причал казино.

А если кто-то в правительстве хочет развивать у нас рекреационный, а не игорный туризм с неизменно сопутствующими ему проституцией и наркотиками, то, чтобы далеко не ходить, посчитайте в калининградском заливе яхтенные стоянки на польской стороне и у нас. Наверняка в голову придет много идей, о том, как и что у нас в области можно и нужно развивать.

[x]