Гибель людей на катере MARIN 530 в Балтийском море

Каждый год мы становимся свидетелями гибели людей на воде. Кажется, еще не так давно трагедия в Куршском заливе унесла жизни сразу пяти рыбаков, чья лодка запуталась в браконьерских сетях и затонула. А гибель людей на льду стала уже, как ни чудовищно это звучит, обычным делом в нашей области. В каких-то случаях причиной гибели был неоправданный риск, грубое пренебрежение запретами и нарушение правил со стороны самих пострадавших. Но если мы вспомним самые громкие чрезвычайные происшествия на воде в этом году в России — гибель «Булгарии», гибель катера на Москве-реке — то в них пострадали совершенно невиновные «сухопутные» люди. Беда на воде может случиться с каждым. Кто и как нас спасет?

Конечно, нас кто-то должен спасти. У нас же есть и МЧС, и Балтийский флот, в конце концов, у нас есть морской порт и морской координационно-спасательный центр. У нас очень много всего морского. И моряков много, и профессиональных спасателей. И все-таки уже минули голодные девяностые, когда спасатели в буквальном смысле за свои кровные деньги заливали бензин, чтобы отправиться на вызов. Кто-то нас обязательно спасет, если будет хоть какая-то возможность. Во всяком случае, так кажется.

Трагедия, разыгравшаяся 22 октября в Балтийском море недалеко от Светлогорска, в сообщении пресс-службы МЧС описана так, что вызывает уважение, какие силы были брошены на поиски пропавшего накануне катера: «в поиске было задействовано 18 единиц техники, в том числе 2 вертолета, 6 плавательных средств, 68 человек личного состава». К сожалению, спасти людей не удалось. Двоих рыбаков, по сообщению «Комсомольской правды», нашли мертвыми в полузатопленном катере. Еще двоих спасателям удалось обнаружить спустя полчаса недалеко от катера.

Официальной информации пока немного, но, по мере анализа публикаций в средствах массовой информации, чувство уважения к спасателям сменяется настоящим ужасом. Давайте проследим хронику событий.

22 октября в 10:00 небольшой каютный катер Marin 530 вышел из поселка Филино с четырьмя рыбаками в Балтийское море на лов трески. В погожие дни, включая позднюю осень, на море из Филино выходит более сотни лодок. Погода была хорошая, ветер умеренный юго-западный, и волны возле Филино почти не было. По прогнозу, к вечеру ветер должен был совсем стихнуть. Очевидцы сообщают, что волна до метра высотой начиналась к западу от мыса Таран, где мыс уже не защищает от ветра и волн.

Перед выходом в море требуется обязательное получение разрешения от погранотряда. Все-таки, пограничная зона. Капитан катера обязан доложить о численности экипажа, сообщить телефон для связи, указать цель выхода и предполагаемое время возвращения.

weather-22oct-1200.jpg
Погодная карта на 12.00 22 октября.

В 12:00 связь с катером прервалась. Не будем останавливаться на причинах, которые могли привести к аварии. Но надо отметить, что были случаи, когда катера такого типа переворачивались даже от волны небольшого встречного судна. Высокий центр тяжести и связанная с ним низкая остойчивость, случайное падение членов экипажа на один борт из-за неожиданной волны, неправильное распределение груза в катере — все это могло стать причиной того, что катер перевернулся или набрал воды через борт, частично погрузившись в воду. Утонуть ему не давали заложенные конструктивно отсеки плавучести.

marin530-oct22-1800.jpg
Тот самый катер, 23 октября 2011 года

Есть сведения, что родственники уже в 15:00 заподозрили неладное и начали бить тревогу. Это звучит логично, но этому нет подтверждения в официальных источниках. Но есть основания полагать, что четверо людей с 12:00 находились в воде с температурой около 10 градусов в полузатопленном катере.

Выжить в такой воде хорошо одетый человек может 3-4 часа. Если они сумели выбраться из воды и подняться на борт полузатопленного катера, то могли, по оценкам экспертов, продержаться в два-три раза дольше.

Так как эксплуатация маломерных судов в темное время суток на море запрещена, то вернуться на берег катер должен был до 19:00. По правилам, судоводитель маломерного судна при возвращении обязан сообщить об этом в погранотряд. Нередко рыбаки, увлеченные погрузкой лодки и сбором снастей, просто забывают позвонить пограничникам, но в этом случае те сами связываются с судоводителем и уточняют, вернулся ли он на берег. На сегодня нет никаких сведений, предпринимали ли пограничные службы попытки связаться с рыбаками. А если предпринимали, то почему не убедились, что судно благополучно вернулось? В поселке Филино есть воинская часть, кто-то мог просто выйти на берег и посмотреть, не стоит ли там, совершенно случайно, машины с прицепом для перевозки катера. А она там стояла...

Катеру, вышедшему из Филино в море, практически некуда деваться. На нем нельзя высадиться на берег, так как он слишком тяжел, чтобы вытащить его из воды, а оставлять его на якорной стоянке в море крайне рискованно. К тому же, на якорной стоянке катер должен стоять на глубине минимум в метр, чтобы не биться о дно на прибойной волне. И как в этом случае выйти на берег сухим?

Так что можно уйти либо в порт Пионерский, где опять же находятся пограничники и требуется их разрешение на вход, либо в порт Балтийск, который находится в 50 километрах от Филино. Иными словами, если катер не вернулся засветло к тому месту, где остался его прицеп, вероятность того, что он по каким-то причинам остался в море, крайне высока. Но в семь часов вечера, уже после заката, когда люди предположительно находились в воде целых семь часов, никто не забил официальной тревоги.

Официально же, сообщение на пульт службы 01 поступило в 21 час. К этому времени прошло уже девять часов с того момента, как с катером потеряли связь. Если люди еще живы, то на счету каждая минута. Но... Из-за темноты, как утверждают источники, спасательную операцию назначают на утро.

weather-22oct-2100.jpg
Погодная карта на 21.00 22 октября.

Есть ли возможность обнаружить катер ночью на предполагаемой площади в 50-100 квадратных километров? Ответ — да. Каждая лодка, даже надувная, должна иметь на борту сигнальные ракеты и фальшфейеры, заметные за несколько миль. Есть и другие способы привлечь внимание. На борту мог оказаться мощный фонарь или сухая зажигалка, которой можно поджечь бензин из топливного бака. Но, к сожалению, сигнальные ракеты мало эффективны, когда тебя никто не ищет. В рассказах потерпевших кораблекрушение можно найти немало случаев, когда люди тщетно пытались обратить на себя внимание идущих мимо случайных судов.

Погода была хорошая, волны и ветра уже практически не было. Дойти до мыса Таран из, например, Пионерского, на скоростном катере можно за 15 минут. За час можно было бы описать круг и вернуться в порт. И при этом риск жизни спасателей был бы минимальным, а вероятность обнаружить людей, если они еще живы — не нулевая. Опытные спасатели знают, что течение идет вдоль берега, и дрейфующий катер следует искать где-то между Филино и Пионерским.

Жуть берет, когда думаешь о людях, ждущих в полузатопленном катере спасения каждую минуту, и об их родственниках, которые пытаются что-то сделать на берегу, поднять кого-то на поиски... Но спасательную операцию назначили на утро. Вот только правда ли это?

Координационно-спасательный центр Калининград выпустил экстренное сообщение о потерянном судне. По международной автоматизированной системе оповещения NAXTEX оно первый раз вышло в эфир... в 08:22 следующего дня! Это был экстренный выпуск вне расписания. А во время штатных выпусков, ни в 03:30, ни в 07:30, этого сообщения не было.

У спасателей свои инструкции и свои соображения, во сколько нужно выходить в море спасать людей. Говорят, что чтобы в небо поднялся вертолет, нужно прямое разрешение из Москвы, и Москва не дает разрешения на полеты в темное время суток. Но почему же сообщение было передано только в восемь утра на следующий день? И, более того, как грустное напоминание о трагедии, его передавали все воскресенье и понедельник... Может быть, причина в том, что до 8 утра никто и не думал никого искать?

Есть непроверенные сведения, что в десять часов вечера морской координационный центр начал передавать сигнал PAN-PAN по радиосвязи, но упоминания об этом, или каких-либо других действиях спасателей до наступления утра, в официальных источниках нет.

В девять часов утра, по сообщениям официальных источников, спасатели немалыми силами отправились на поиски катера. И уже через час нашли его. Двое погибших рыбаков были обнаружены в катере. Еще двух рыбаков в течении получаса нашли в одной миле от катера. Все погибшие были в спасательных жилетах. К шести часам вечера тела рыбаков уже увезли с пирса Пионерского, а катер погрузили на трейлер. Операция закончилась.

Возникает вопрос, почему именно в девять, а не в десять, не в одиннадцать и не в двенадцать? Рассвет в тот день наступил в 08:24, но гражданские сумерки, когда уже можно выполнять работы без искусственного освещения, начинаются на 35 минут раньше. Видимо, кто-то понимал, что если уж выжили, то и еще часик подождут. А если нет — чего торопиться...

По предварительным данным, рыбаки погибли от гипотермии. А значит, они минимум несколько часов боролись за жизнь в холодном море. На берегу о них переживали родные. Но спасательная операция началась не в 12 часов, когда с катером потеряли связь. Не в 19 часов, когда наступили сумерки, и экипаж не доложил в погранотряд о возвращении. Не в 21 час, когда поступил вызов в 01. Нет, спасать их отправились только 9 утра, через 21 час после потери связи....

Что можно рекомендовать владельцам катеров и моторных лодок, выходящих в море? Надейтесь только на себя, а это значит:

— надевайте спасательный жилет, желательно оборудованный огнем, а не светоотражающими полосками;
— имейте при себе герметично упакованный мобильный телефон;
— имейте на борту положенный набор сигнальных средств, а в дополнении к нему сигнальный фонарь.

И, в любом случае, на берегу всегда должен быть человек, знающий о вашем маршруте и экипаже. Человек, который не растеряется в случае непредвиденных ситуаций.

А гибелью экипажа катера теперь занимается Северо-Западное следственное управление на транспорте. Узнаем ли мы истинную хронику этой трагедии, будет ли кто-то привлечен к ответственности за гибель людей? Или, как обычно, трагедия только станет поводом для закручивания гаек в любительском рыболовстве, яхтинге и отдыхе на воде? Поживем - увидим.
[x]