Таможенный союз может оставить Калининградскую область без ОЭЗ

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал существовать с 1 января 2010 года, но таможенный контроль будет снят лишь с 1 июля 2010 года. Полгода страны берут на то, чтобы построить систему единого контроля, наладить информационный обмен между таможнями и согласовать прочие процедуры. Таможенный союз означает ликвидацию внутренних таможенных барьеров на границах трех стран, по сути, формирование нового рынка с совокупным населением более 160 млн. человек. Россия, Белоруссия и Казахстан согласовали тарифы более чем по 11 тысячам товаров, сообщает "Российская газета".


В 90% случаев за основу взяли пошлины, действующие в России. По мнению экспертов, введение единого таможенного тарифа, отмена таможенных пошлин и снятие экономических ограничений позволит России, Белоруссии и Казахстану к 2015 году увеличить ВВП почти на 15%. Прибыль России от создания Таможенного Союза оценивается в 400 млрд. долл., а Белоруссии и Казахстана - по 16 млрд. долларов. С другой стороны, таможенный союз подразумевает уравнивание всех правил игры, и если Россия будет настаивать на упразднении особых экономических зон, работающих в Белоруссии, то и братская республика правомерно потребует уничтожения особой экономической зоны в Калининграде.

Министерство экономики России и ФТС разработали Концепцию Соглашения по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Соглашение должно регулировать функционирование таких зон на территории трех государств. Региональное министерство экономики и Калининградская торгово-промышленная палата отстаивают мнение о том, что это соглашение не должно регулировать вопросы функционирования ОЭЗ в Калининграде, то есть все должно остаться так, как есть – Закон об ОЭЗ должен работать до 2016 года по своему переходному варианту. 

"Со второго полугодия 2010 года вступит в силу новый, теперь уже единый таможенный кодекс Таможенного союза. Он предусматривает изменение порядка таможенного регулирования, в частности в нем определено, что регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны, на территориях Особых экономических зон будет осуществляться путем заключения отдельного соглашения между тремя государствами-членами таможенного союза, - рассказал вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Чемакин. - Это дает возможность рассматривать каждую ОЭЗ в отдельности. Ведь на территории Казахстана, Белоруссии и России есть Особые экономические зоны, имеющие свои национальные и производственные особенности. Калининградская зона, как никакая другая имеет свои национальные и географические особенности". 

По мнению Чемакина, при попадании на рынок таможенного союза продукции особых экономических зон стран-союзниц можно получить неравную, а порой и недобросовестную конкуренцию. Правилам особых зон придеться придавать единый статус или уровнять, считает экспепрт. При этом при попытке найти компромисс, ряд производителей, предприятий и производств, которые развиваются и работают на территории Калининградской области, могут быть лишены доступа на рынок таможенного союза. 

"Мы предлагаем в полной мере сохранить тот переходный период, который определен ФЗ-16, - до 2016 года, и общий режим Особой экономической зоны до 2031 года – то есть сохранить положения закона, которые предполагают, что в 2016 году завершится переходный период. Но до 2016 года признавать товары, производимые в Калининградской области и выпускаемые в свободное обращение таможенными органами без уплаты налогов, товарами таможенного союза, - заявил Чекмакин. - Остается вопрос: какое отношение со стороны наших белорусских и казахских коллег будет к калининградским товарам, получившим сертификат происхождения в калининградской ОЭЗ и выезжающим на общее пространство таможенного союза? С точки зрения национального законодательства такие товары имеют свободное хождение на территории РФ. Но, не прописав их статус на межгосударственном уровне, мы столкнемся с ситуацией, когда и белорусские, казахские контролирующие органы будут подходить к этим товарам, как к непонятным, не попадающим ни в целом под действие таможенного кодекса, ни под соглашение по особым экономическим зонам". 

Таким образом, считает эксперт, товар, произведенный в Калининградской ОЭЗ, в Белоруссии будет считаться иностранным товаром. Бизнесмены же считают, что и при сохранении льгот их продукция вступит в неравную конкурентную борьбу с белорусскими товарами.

 "Если взять, к примеру, рыбопромышленный комплекс Калининградской области, то 90% предприятий работают по закону об ОЭЗ первой редакции. Две компании стали резидентами ОЭЗ по редакции закон от 2006 года. Поэтому прекращение действие закона об ОЭЗ повлечет за собой остановку рыбопромышленного комплекса. Для Калининградской области это будет, наверное, самый сложный период в её истории", - считает глава Светловского городского округа Сергей Лютаревич.

"Действие закона об ОЭЗ нужно сохранить. Создается впечатление, что руководители федеральных структур собрались нас разменивать, как монету. Калининградским мясопереработчикам сложно будет конкурировать с предприятиями в белорусских особых экономических зонах. Года три назад я был Белоруссии, и мне рассказали об условиях открытия предприятий в их особых зонах. Предприятию выделяют электрифицированную и оснащенную всей инфраструктурой территорию – стройтесь сходу! Со стороны местного руководства – полное содействие. Я не исключаю, что они могут создать серьезную конкуренцию нашим компаниям, основная масса которых ориентирована на Россию. Этот вопрос для нас достаточно щекотливый", - заявил президент регионального союза мясопроизводителей Роман Есипов.

Необходимость транзита продукции через Литву, по мнению безнесмена, станет решающим ударом.

"Для белорусских производителей мы не конкуренты. Они будут спокойно поставлять в Россию свои товары, избавленные от тех барьеров, которые ест у нас. Соответственно, ОЭЗ в Белоруссии будут развиваться и цвести, а мы будет тухнуть в собственном соку. Для справки – на мясоперерабатывающих предприятиях региона работает около 5 тысяч человек. Кроме того, в Белоруссии работает упрощенный таможенный контроль. Белорусская таможня ведет гораздо более мягкий контроль тех предприятий, которые имеют высокую степень прозрачности и хорошую репутацию. У нас наоборот - 100% выгрузка, 100% ветеринарный контроль и таможенный контроль - на машину 500-600 евро дополнительных расходов. Когда-то и у нас были своеобразные «белые» таможенные списки, и предприятия из этих списков не давали повода для претензий и не допускали нарушений. Но федералы запретили, и сейчас ко всем применяется жесткий контроль", - считает Есипов.

"Действительно, на уровне чиновников мелкого и среднего ранга федеральных министерств характерно не полное знание калининградской проблемы. Я думаю, все же сейчас не стоит паниковать, потому что абсурдные решения не могут быть приняты, это - из области фантастики. Нужно просто адекватно оценить и своевременно отреагировать, - заявила региональный министр экономики Александра Смирнова. - Мы подготовили обращение Губернатора Калининградской области Министру экономического развития Эльвире Набиуллиной с просьбой личного контроля принимаемых решений. Второе обращение направлено Министру финансов Алексею Кудрину. В нем мы разъясняем, последствия существенного изменения положения закона об ОЭЗ. Это и уменьшение нашего ВРП, и регион придется ежегодно дотировать. Минфин России понимает, в какую «копеечку» это выльется".

По сведениям Смирновой, у участников переходного периода большая часть налогов – это НДС. Это значит, федеральный бюджет недополучит порядка 15 миллиардов рублей. И это лишь прямой эффект, не отражающий социальных последствий, считает Смирнова.

"Соответствующее письмо мы направили также национальному координатору Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств Игорю Шувалову. Мы намеренно теперь обращаемся к первым лицам, которые как раз у нас были и понимают ситуацию. Мы подключили ТПП России и Калининградскую торгово-промышленную палату, которые поддерживают интересы бизнеса, и, я думаю, вместе нам удастся переломить ситуацию. В рамках программы максимум мы боремся за свободный доступ калининградской продукции к белорусскому рынку. При принятии решений обо всех ОЭЗ, Калининградскую ОЭЗ нужно выделить отдельно – так, как она сейчас существует абсолютно отдельно для России, так и для таможенного союза она должна существовать как совершенно отдельное образование. Думаю, в какой-то мере нам удастся этого добиться", - заявила министр.
Источник: "Российская газета"

На правах рекламы

[x]