Проект «Торговцы и промышленники»: «Мягкая основа»

Проект "Торговцы и промышленники" осуществляется совместно порталом "Новый Калининград.Ru" и Калининградской торгово-промышленной палатой. В нем мы рассказываем об успешных примерах развития своего дела, знакомим читателей с неординарными подходами к организации бизнеса и теми, кто эти подходы придумывает и реализует.

Член Калининградской торгово-промышленной палаты ООО «Янтарная Ариэль» работает с 2001 года. Находится она на улице Клавы Назаровой в типичном производственном здании советской постройки. И все три этажа, которые занимает компания, посвящены детям. Здесь шьют детский трикотаж.

Ставка-невеличка
«Мы выпускаем продукцию для детей — от новорожденных и до подростков, — рассказал генеральный директор предприятия Олег Ковалёнок. — Делаем это уже десять лет. Шьем, фактически, для всей страны. Мы сразу, еще на стадии организации, ориентировались на российский рынок. Нашу продукцию можно купить от Владивостока до Санкт-Петербурга». 

Основной ассортимент продукции компании предназначен для детей до 5 лет. Но примерно 10-15% продукции рассчитано на подростков и взрослых. «Мы изначально ориентировались на производство одежды для маленьких, — пояснила директор по производству Елена Ковалёнок. — На рынке очень мало детской продукции, сертифицированной и безопасной».

1.jpgАссортиментный ряд составляет порядка двух тысяч наименований, и практически все они выпускаются. «У нас есть модель, которую мы шьем уже 10 лет, — уточнила Елена. — Мы сами удивляемся этим заказам. Конечно, базу составляют всего пять моделей: ползунки длинные, короткие, две модели кофточек, распашонка. Но и остальная продукция пользуется спросом». Правда, в 2009-10 годах было падение спроса. «С 2010 года у нас стали меньше закупать из-за кризиса примерно на 15%, — считает Олег. — Разорились несколько крупных закупщиков, мелкие тоже частью ушли, частью урезали закупки. В этом году ощущаем влияние кризиса. Обострилась конкуренция. Мы не повышали цену на свою продукцию полтора года, но сейчас очень сильно подорожал хлопок, и соответственно, полотно. Борьба идет за копейки». Но постепенно, уверены Ковалёнки, ситуация нормализуется. В осенний сезонный спрос традиционно высокий. «У нас пики падения спроса приходятся на Новый год и лето. Так что все отдыхают, а мы работаем над новыми идеями», — рассмеялась Елена.

Кадровый голод
Коллектив «Янтарной Ариэли», что совершенно ожидаемо, преимущественно женский. За все время нашего визита мы увидели только одного мужчину — генерального директора. Есть еще грузчики, но они были на обеде. «У нас работает много людей зрелого возраста, предпенсионного, — заметила технолог Наталия Козлова. — Молодежи не слишком много. Мы сами обучаем своих работников, сотрудничаем со школами, Центром занятости. Вот сейчас, на летних каникулах, у нас трудятся школьницы — и нам хорошо, и они зарабатывают: мы им платим зарплату, а еще и Центр занятости доплачивает».

Перспективы роста на предприятии есть — некоторые конструкторы, которые разрабатывают одежду, не так давно пришли сюда обычными швеями. «Конечно, у нас работают и люди с соответствующим профессиональным образованием, — уточнила Елена Ковалёнок. — А некоторые учатся заочно в профильных вузах, можно сказать, мы их направили». Но кадров предприятию не хватает. «Мы закрыли один цех, так как не могли найти людей», — пояснила Елена.

Компания пробовала начать работу в Черняховске, но опыт оказался неудачным. «Мы рассчитывали на жен военных, домохозяек, которые хотят работать, но не могут найти места, — поделилась директор по производству. — Думали, что сможем обучить людей и запустить производство. Подобрать толкового технолога и начальника производства не получилось. Поэтому пришлось отказаться от этой идеи».

3.jpgС миру по нитке
Трикотажное полотно, из которого шьется одежда, сертифицируется после того, как компания его закупила. «С этого года государство полностью переложило затраты на сертификацию на нас, производителей одежды, — отметила Елена Ковалёнок. — Мы за свой счет проводим независимую экспертизу». А процесс это непростой. Дело в том, как сказал Олег Ковалёнок, для каждой категории готовой продукции существуют свои стандарты. «Полотно производится для общего применения, а вот мы обязаны установить, подходит ли оно для наших целей, — пояснил он. — Для постельного белья одни требования, для взрослой одежды другие,для детской более жесткие, а для одежды для новорожденных — самые строгие. Чем больше возраст потребителя, тем меньше требования». Сертифицируются и готовые изделия. «Проверяются швы, прочность, — описала процесс Наталия Козлова. — Мы и сами проверяем, и отдаем независимым экспертам. Требования к детской одежде очень высокие».

Полотно в основном используется польское. К сожалению, как отметили руководители предприятия, на российских производствах почти все оборудование устаревшее, поэтому качество отечественного редко соответствует нужному уровню. «Российское трикотажное полотно мы не используем, оно не подходит по требованиям, — сообщила Елена. — И краска лезет, и усадка слишком большая, и выцветает сильнее. К тому же, российское полотно чаще текстильное, а нам нужно трикотажное».

Оборудование здесь тоже в основном импортное. «Мы полностью завершили процесс обновления техники, сейчас у нас очень хорошее оборудование, — уверена Ковалёнок. — Конечно, начинали мы работу на российских швейных машинах. Они были шумные, быстро изнашивались. После модернизации качество сразу улучшилось — швы стали прочнее, одежда дольше носится». Сейчас, помимо швейных машин, у «Янтарной Ариэли» есть аппараты для установки кнопок,пуговиц, приклеивания стразов, термопечати рисунков. «Мы можем вышивать узоры, делать аппликации, — пояснила она. — Мы ездим по выставкам, следим за мировыми тенденциями. Вот недавно я вернулась с выставки во Флоренции, где показывали высокую детскую моду!». Предметом особой гордости генерального директора Олега Коваленка является плоттер — широкоформатный принтер для распечатки раскройных листов. Благодаря этому устройству процесс раскроя очень ускорился, а расход материалов уменьшился. Кроятся будущие ползунки и распашонки на огромном столе с помощью электроножа. В раскрой идут сразу несколько десятков слоев полотна.

От идеи до прилавка
На «Янтарной Ариэли» не только кроят и шьют детскую одежду, но и разрабатывают модели. «Мы сами придумываем фасоны, — с гордостью отметила Елена Ковалёнок. — Наш конструкторский отдел их воплощает в конкретные модели, потом мы на „худсовете“ их рассматриваем и принимаем».

В планах создание коллекции детской одежды. «Мы участвуем в выставках, получаем награды, целая стена в дипломах, — рассказал Олег Ковалёнок. — Но пока это были отдельные, разрозненные модели. Теперь мы хотим попробовать разработать и выпустить коллекцию, объединенную одной идеей, в которой все вещи будут иметь что-то общее. Художник уже работает над этим проектом». Планируется, что уже в сентябре эту коллекцию покажут на выставке. А затем она отправится в магазины. В том числе и в четырех фирменных в Калининграде.

Текст - Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото - Кирилл КЛЕЙКОВ, "Новый Калининград.Ru".