Проект "Торговцы и промышленники" осуществляется совместно порталом "Новый Калининград.Ru" и Калининградской торгово-промышленной палатой. В нем мы рассказываем об успешных примерах развития своего дела, знакомим читателей с неординарными подходами к организации бизнеса и теми, кто эти подходы придумывает и реализует.
Член Калининградской торгово-промышленной палаты ООО «Янтарная Ариэль» работает с 2001 года. Находится она на улице Клавы Назаровой в типичном производственном здании советской постройки. И все три этажа, которые занимает компания, посвящены детям. Здесь шьют детский трикотаж.
Ставка-невеличка
«Мы выпускаем продукцию для детей — от новорожденных и до подростков, — рассказал генеральный директор предприятия Олег Ковалёнок. — Делаем это уже десять лет. Шьем, фактически, для всей страны. Мы сразу, еще на стадии организации, ориентировались на российский рынок. Нашу продукцию можно купить от Владивостока до Санкт-Петербурга».
Основной ассортимент продукции компании предназначен для детей до 5 лет. Но примерно 10-15% продукции рассчитано на подростков и взрослых. «Мы изначально ориентировались на производство одежды для маленьких, — пояснила директор по производству Елена Ковалёнок. — На рынке очень мало детской продукции, сертифицированной и безопасной».
Ассортиментный ряд составляет порядка двух тысяч наименований, и практически все они выпускаются. «У нас есть модель, которую мы шьем уже 10 лет, — уточнила Елена. — Мы сами удивляемся этим заказам. Конечно, базу составляют всего пять моделей: ползунки длинные, короткие, две модели кофточек, распашонка. Но и остальная продукция пользуется спросом». Правда, в 2009-10 годах было падение спроса. «С 2010 года у нас стали меньше закупать из-за кризиса примерно на 15%, — считает Олег. — Разорились несколько крупных закупщиков, мелкие тоже частью ушли, частью урезали закупки. В этом году ощущаем влияние кризиса. Обострилась конкуренция. Мы не повышали цену на свою продукцию полтора года, но сейчас очень сильно подорожал хлопок, и соответственно, полотно. Борьба идет за копейки». Но постепенно, уверены Ковалёнки, ситуация нормализуется. В осенний сезонный спрос традиционно высокий. «У нас пики падения спроса приходятся на Новый год и лето. Так что все отдыхают, а мы работаем над новыми идеями», — рассмеялась Елена.
Кадровый голод
Коллектив «Янтарной Ариэли», что совершенно ожидаемо, преимущественно женский. За все время нашего визита мы увидели только одного мужчину — генерального директора. Есть еще грузчики, но они были на обеде. «У нас работает много людей зрелого возраста, предпенсионного, — заметила технолог Наталия Козлова. — Молодежи не слишком много. Мы сами обучаем своих работников, сотрудничаем со школами, Центром занятости. Вот сейчас, на летних каникулах, у нас трудятся школьницы — и нам хорошо, и они зарабатывают: мы им платим зарплату, а еще и Центр занятости доплачивает».
Перспективы роста на предприятии есть — некоторые конструкторы, которые разрабатывают одежду, не так давно пришли сюда обычными швеями. «Конечно, у нас работают и люди с соответствующим профессиональным образованием, — уточнила Елена Ковалёнок. — А некоторые учатся заочно в профильных вузах, можно сказать, мы их направили». Но кадров предприятию не хватает. «Мы закрыли один цех, так как не могли найти людей», — пояснила Елена.
Компания пробовала начать работу в Черняховске, но опыт оказался неудачным. «Мы рассчитывали на жен военных, домохозяек, которые хотят работать, но не могут найти места, — поделилась директор по производству. — Думали, что сможем обучить людей и запустить производство. Подобрать толкового технолога и начальника производства не получилось. Поэтому пришлось отказаться от этой идеи».
С миру по нитке
Трикотажное полотно, из которого шьется одежда, сертифицируется после того, как компания его закупила. «С этого года государство полностью переложило затраты на сертификацию на нас, производителей одежды, — отметила Елена Ковалёнок. — Мы за свой счет проводим независимую экспертизу». А процесс это непростой. Дело в том, как сказал Олег Ковалёнок, для каждой категории готовой продукции существуют свои стандарты. «Полотно производится для общего применения, а вот мы обязаны установить, подходит ли оно для наших целей, — пояснил он. — Для постельного белья одни требования, для взрослой одежды другие,для детской более жесткие, а для одежды для новорожденных — самые строгие. Чем больше возраст потребителя, тем меньше требования». Сертифицируются и готовые изделия. «Проверяются швы, прочность, — описала процесс Наталия Козлова. — Мы и сами проверяем, и отдаем независимым экспертам. Требования к детской одежде очень высокие».
Полотно в основном используется польское. К сожалению, как отметили руководители предприятия, на российских производствах почти все оборудование устаревшее, поэтому качество отечественного редко соответствует нужному уровню. «Российское трикотажное полотно мы не используем, оно не подходит по требованиям, — сообщила Елена. — И краска лезет, и усадка слишком большая, и выцветает сильнее. К тому же, российское полотно чаще текстильное, а нам нужно трикотажное».
Оборудование здесь тоже в основном импортное. «Мы полностью завершили процесс обновления техники, сейчас у нас очень хорошее оборудование, — уверена Ковалёнок. — Конечно, начинали мы работу на российских швейных машинах. Они были шумные, быстро изнашивались. После модернизации качество сразу улучшилось — швы стали прочнее, одежда дольше носится». Сейчас, помимо швейных машин, у «Янтарной Ариэли» есть аппараты для установки кнопок,пуговиц, приклеивания стразов, термопечати рисунков. «Мы можем вышивать узоры, делать аппликации, — пояснила она. — Мы ездим по выставкам, следим за мировыми тенденциями. Вот недавно я вернулась с выставки во Флоренции, где показывали высокую детскую моду!». Предметом особой гордости генерального директора Олега Коваленка является плоттер — широкоформатный принтер для распечатки раскройных листов. Благодаря этому устройству процесс раскроя очень ускорился, а расход материалов уменьшился. Кроятся будущие ползунки и распашонки на огромном столе с помощью электроножа. В раскрой идут сразу несколько десятков слоев полотна.
От идеи до прилавка
На «Янтарной Ариэли» не только кроят и шьют детскую одежду, но и разрабатывают модели. «Мы сами придумываем фасоны, — с гордостью отметила Елена Ковалёнок. — Наш конструкторский отдел их воплощает в конкретные модели, потом мы на „худсовете“ их рассматриваем и принимаем».
В планах создание коллекции детской одежды. «Мы участвуем в выставках, получаем награды, целая стена в дипломах, — рассказал Олег Ковалёнок. — Но пока это были отдельные, разрозненные модели. Теперь мы хотим попробовать разработать и выпустить коллекцию, объединенную одной идеей, в которой все вещи будут иметь что-то общее. Художник уже работает над этим проектом». Планируется, что уже в сентябре эту коллекцию покажут на выставке. А затем она отправится в магазины. В том числе и в четырех фирменных в Калининграде.