Заложники Храброво

Пока кредиторы аэровокзального комплекса пытаются поделить имущество обанкротившейся «КД-авиа», малый бизнес в аэропорту терпит убытки от чрезмерно высоких арендных ставок и недостатка клиентуры.

Загнали в ловушку

Не так давно Андрей Мациевский открыл в аэропорту один из магазинов Couverture, торгующих шоколадом ручной работы. Однако торговую точку пришлось закрыть из-за нерентабельности. Арендные ставки составляли свыше 5 тыс. рублей за кв. метр. «Я считаю, что аэропорт на сегодняшний день нерентабельное место для ведения бизнеса. Если бы здание аэровокзала было приведено в порядок, а пассажиропоток был на уровне тех времен, когда в регионе работала «КД-авиа», то вести бизнес в этом месте было бы выгодно. А сегодня загонять людей в здание, которое находится в ужасном состоянии, под аренду в 5 с лишним тысяч рублей за квадратный метр — это просто издевательство над бизнесом. Мы же не золотом торгуем, в конце концов», — возмущается Мациевский. Несколько месяцев назад по тем же самым причинам аэропорт покинул «ИнтерПрогрессбанк», размещавший там свой офис. Руководство банка обратилось к дирекции аэровокзала с просьбой снизить арендные ставки, но получило отказ. В подобном положении сегодня оказались практически все бизнесмены, арендующие торговые площади в здании аэровокзала. Предприниматели не скрывают, что едва сводят концы с концами, однако открыто комментировать свою позицию отказываются. «Условия, в которых пребывает сегодня бизнес в аэропорту, неприемлемы, неудобны, некомфортны и дороги. Я сомневаюсь, что сегодня много желающих там работать», — говорит руководитель АНО «Новый мир» и лидер инициативной группы «КД-авиа» Александр Шацкий. По его словам, в бытность «КД-авиа» стоимость аренды в аэропорту составляла 2,5-3,5 тыс. рублей за кв. метр в зависимости от территории.

Тень отца Гамлета

По словам Александра Шацкого, сегодня торговых мест для аренды в аэропорту на 40 % меньше, чем раньше. «ЗАО «Аэропорт Храброво» не может быть легальным субарендатором, оно это понимает, а потому не расширяет торговые площади. Оно пытается выжать все соки из существующих арендаторов и регулярно выматывает им нервы, постоянно меняя условия договоров аренды», — комментирует лидер инициативной группы «КД-авиа».

Довольно скудно представлена торговля и в так называемом секторе duty free. На данный момент здесь действует только один оператор — «Вайтнауэр Филипп». «Сейчас зоны duty free в аэропорту нет, потому что практически не осталось международных рейсов, кроме Риги и Киева. На этот период часть сектора С закрывается и превращается в стерильную зону без зоны беспошлинной торговли. «Филипп» оставляет некий облик duty free, потому что он один и тот же товар в одном и том же магазине продает и тем, кто летит международными рейсами, и тем, кто летит внутренними рейсами», — говорит Александр Шацкий. По его словам, «Филипп» остается в аэропорту в надежде, что в перспективе он будет развиваться.

«Ему не важно, что происходит в аэропорту и сколько стоит аренда, важно то, что скоро станет лучше», — считает Шацкий. Из этих же соображений в октябре в здании аэровокзала открыли шоколадный магазин Granvel Владимир Ивкин и Игорь Иванов. Предприниматели планируют зарекомендовать себя как добросовестные арендаторы и наладить отношения с руководством. «В настоящий момент аэропорт у нас несколько отсталый. Я думаю, что с началом года он будет развиваться. Хотя там такая ситуация, что все может поменяться, и мы понимаем, что мы рискуем. Но бизнес — это всегда риск», — отмечает Владимир Ивкин. Бизнесмены вложили в открытие торговой точки более 1 млн рублей. С учетом величины арендной ставки, которая в пять раз выше, чем в «Кловер Сити Центре», где у предпринимателей работает еще один магазин, сроки окупаемости инвестиций они назвать затрудняются. «Мы будем готовы ответить на этот вопрос не раньше марта следующего года, когда станет более или менее ясно, что будет с аэропортом», — прокомментировал Игорь Иванов.

«Сегодня бизнес в аэропорту существует скорее в рекламных целях, чем в экономических, — рассуждает Александр Шацкий. — В такой логике, например, работают магазины янтаря. Остальные арендаторы часто меняются». По его словам, за этот год три раза сменились магазины продовольствия, дважды менялся арендатор аптеки, мороженое и мелкие торговые точки больше 2-3 месяцев не выдерживают.

«Самым прибыльным бизнесом, как ни странно, является упаковка багажа да еще, пожалуй, платная парковка», — говорит Шацкий. По его мнению, платный паркинг — «самый яркий пример беспредела, учиненный субарендатором комплекса, который создал некомфортную ситуацию как для жителей региона, так и для бизнеса». «Если бы человек не отсчитывал по 50 рублей за каждый час припаркованного автомобиля, он, возможно, воспользовался бы услугами кафе, которое как раз и рассчитано на встречающих и провожающих», — рассуждает Александр Шацкий. По его словам, бывший хозяин «КД-авиа» Сергей Грищенко не планировал оборудовать платный паркинг. «Аэропорт стремился привязать к себе клиентов и работал в логике агрессивного захвата рынка в авиа- отрасли. А делать платную парковку, грести за это деньги, тем более никак ее не оборудовав, не планировалось. На этой территории тоже можно было бы разместить какие-то услуги», — говорит руководитель АНО «Новый мир».

«Подъезды к аэропорту должны иметь аварийные выезды. Сегодня их нет. Если допустить террористическое происшествие, то вопрос эвакуации будет затруднен. Это имеет отношение к имиджу аэропорта», — считает он.

«Аэропорты европейских городов — это масштабные торговые точки, это очень перспективная территория для любого бизнеса. Но я с болью могу сказать, что сегодня в Храброво открывать бизнес невыгодно, потому что аэропорта как такового нет. Есть его тень, как тень отца Гамлета. Возможно, аэропорт хотел бы работать лучше и зарабатывать больше, но, не имея начинки, способной приносить прибыль, он не способен осилить эту задачу», — резюмирует руководитель АНО «Новый мир».

Ждут собственника

В настоящее время собственники аэропортового комплекса — компании «КД-авиа» и «Международный аэропорт Калининград» — проходят процедуру конкурсного производства. С февраля 2010 года эксплуатацией и обслуживанием аэропорта Храброво занимается наземный оператор ЗАО «Аэропорт Храброво», основные акционеры которого, по словам Шацкого, аффилированы с Банком Санкт-Петербург, в свое время кредитовавшим «КД-авиа» под залог ее акций и имущества.

ЗАО «АПХ» арендует аэропортовый комплекс у «КД-авиа» и ЗАО «Международный аэропорт Калининград» и рассчитывает стать единственным оператором в аэропорту Храброво после завершения процедуры банкротства «КД-авиа». Тогда же начнется и реконструкция аэропорта. Региональный министр Александр Рольбинов заявил, что, пока не определится «внятный собственник» аэропорта, правительство и инвесторы не будут финансировать объект. В настоящее время здание аэропорта пребывает в плачевном состоянии.

«Сложно вести переговоры с приличными компаниями, когда с потолка течет вода и тазики с ведрами стоят», — прокомментировал ситуацию региональному порталу Rugrad.eu Александр Рольбинов. По его словам, процесс реконструкции комплекса займет около двух лет. Помимо достройки аэропорта за федеральные деньги планируется удлинить взлетно-посадочную полосу с 2,5 до 3,2 км. Правительство РФ планирует направить на развитие аэропортов в Северо-Западном федеральном округе 60 млрд руб. Что же касается частных инвесторов, то они, по словам чиновников, уже есть и ждут окончания процедуры банкротства «КД-авиа» и ЗАО «МАК». Впрочем, этот процесс, по мнению Александра Шацкого, в настоящее время зашел в тупик, поскольку вокруг имущества аэропорта ведется масса судебных споров, и завершатся ли они к концу года — неизвестно.

Текст: Виктория Большакова

Источник: Журнал "Бизнесберг"

На правах рекламы

[x]