Успех без эйфории

Региональный директор - директор Калининградского филиала открытого акционерного общества «Северо-Западный Телеком» Андрей Кулаженков рассказал корреспонденту "Калининград.Ru"о  новых услугах связи,  об изменениях, которые  произойдут в телефонной связи, о проекте прокладки кабеля по дну Балтийского моря в Россию и  о развитии телекоммуникаций в районах области.

"В ожидании тактических решений"

- Андрей Алексеевич, как отразился экономический кризис на деятельности "СЗТ" в Калининграде?

- Наверное, так же, как и на всех. Да, в ОАО «СЗТ» произошло секвестрование бюджета, в первую очередь, с точки зрения инвестиций.

Каждый наш сегодняшний шаг мы обдумываем с особой осторожностью, но, тем не менее, проекты дальнейшего развития телекоммуникаций в Калининградской области существуют. Мы продолжаем вкладывать  денежные средства в строительство новых линий, осуществлять замену устаревших станций. Просто темпы развития по сравнению с прошлым годом немного замедлились.

- Очень болезненный вопрос сегодня - кадровый. Коснулось ли "СЗТ"  сокращение персонала, если да, то как вы пытаетесь его предотвратить?

- Именно кризисного сокращения персонала в нашей компании нет, ведь связь – такая сфера, где специалисты, буквально, «на вес золота».

Отмечу, что на протяжении последних лет в ОАО "Северо-Западный Телеком" идет структурная реорганизация, и каждый год происходят изменения, связанные, в частности, с заменой оборудования.

За этим следует оптимизация бизнес-процессов и персонала. Вместе с тем, я хочу это особо отметить, оптимизация персонала не влечет за собой сокращение фонда оплаты труда. Наоборот, в прошлом году впервые за несколько лет он был увеличен в соответствие с ростом выручки.

- Объективно, "СЗТ" - один из самых крупных игроков телекоммуникационного рынка в Калининграде. Как бы вы оценили его реакцию на затяжное пике российской экономики?

Все крупные игроки этого рынка, в принципе, взаимодействуют с определенными сегментами рынка. У кого-то это магистральный рынок с небольшой диверсификацией бизнеса в розницу, у кого-то - только услуги связи населению. У ОАО «СЗТ»  - розничный рынок (в основном), поэтому, повторюсь, на нас кризис сказался косвенно, мы достаточно оперативно нашли контрмеры.

- Каков ваш прогноз относительно выхода нашей экономики из кризиса, каковы перспективы на ближайшее время?

Это сложный вопрос - у каждого ведь это ближайшее время разное. В среднесрочной перспективе - до года  думаю, произойдут серьезные позитивные изменения. Если говорить о совсем ближайших месяцах, то я не вижу поводов для того, чтобы ситуация улучшилась. Я думаю, что реально рост экономики можно ожидать с начала следующего года. Это мое ощущение, может быть, субъективное, но сформированное на основе большого массива информации.

"Все услуги должны быть комплексными"

- В ближайшее время  ОАО "СЗТ" готовится предложить калининградцам комплекс услуг triple play на основе новой технологии PON (passive optical network, пассивные оптические сети). В чем преимущества этой технологии перед традиционными способами доступа в Интернет?

- Сегодня в развитии телекоммуникационного рынка существует явный тренд - все услуги должны быть комплексными. Есть понятие «triple play», когда по одному абонентскому каналу потребителю предоставляется голосовая связь, передача данных и телевидение. Понимая, что мы должны повышать ценность наших основных продуктов, а именно услуги «Авангард», в мае нынешнего года  вывели на рынок  услугу «Авангард-ТВ» - цифровое телевидение IP-TV.

Я сам являюсь ее пользователем и тестирую регулярно, лично проверяю качество.

Услуга оказалась достаточно востребована даже в Калининграде, где высокий уровень проникновения кабельного и спутникового ТВ. На сегодняшний день, со дня запуска услуги у нас уже более 600 абонентов.

 В ближайшее время мы вторыми на Северо-западе после Санкт-Петербурга, планируем запускать наш новый проект   на основе технологии PON - пассивные оптические сети. Каждому абоненту  где он находится, будь то квартира или офис, ставится оптическая розетка.   Оптоволокно дает практически безграничные возможности ширины полосы передачи данных для абонента. И для этого у нас достаточно технологических мощностей.

Мы не стали делать каких-то промежуточных решений в виде витой пары по технологии FTTB, а вместо этого  решили сразу сделать несколько шагов вперед. В Петербурге эта технология апробируется уже в течение года, и достаточно успешно, там стремительно растет количество абонентов. Мы рассчитываем на то же самое и в Калининграде.

- За все приходится платить - за надежность, за ширину канала. Какова стоимость услуги?

- Точные цены я назвать сейчас не буду, потому что тарифная политика зависит от большого количества факторов. Но я хочу сказать, что услуги на базе технологии PON не будут стоить дороже тех услуг, которые мы предоставляем сегодня.

- А каковы планы по развитию PON?

- На 2009-2010 год у нас планируется серьезная инвестиционная программа по развитию этой технологии в Калининграде. В этом году мы готовимся  запускать технологию пассивной оптической сети в более чем 10 тысячах квартир.  На следующий год планируется подключение  еще 12 тысяч.

- ОАО "СЗТ" в Санкт-Петербурге очень плотно сотрудничает со строителями в деле продвижения услуги PON. Работаете ли вы в этом направлении?

- Да, это очень серьезное направление, и за последние годы Калининградский филиал ОАО «СЗТ» наладил прочное взаимодействие со строителями жилой недвижимости. В следующем году планируется обеспечить доступ к нашим услугам в 50% вновь построенных домов. Более того, мы не собираемся останавливаться на этом и ведем переговоры по всем наиболее значимым      новостройкам которые сегодня реализуются в городе Калининграде. Для человека, который приобретает квартиру, изначально оборудованную услугами связи от компании ОАО «СЗТ», это является своего рода  бонусом. Кроме того, для новых жильцов мы предоставляем так называемые пакеты "Новоселье+" со скидками - фактически, человек получает весь пакет: телефон, цифровое телевидение и высокоскоростной интернет всего за 700 рублей за подключение.

- А как складывается ситуация в сегменте развития услуг для корпоративных клиентов?

- Сегодня на рынке корпоративных клиентов мы предлагаем услуги телефонии и доступа в Интернет, а также различные пакетные предложения под торговой маркой "АльянсPRO".  Большое количество коммерческих структур заинтересованы в качественных услугах связи, наша компания предлагает им комплексные предложения, которые не в состоянии дать наши конкуренты. Одним из неоспоримых преимуществ ОАО «СЗТ» в том, что услуги связи, предлагаемые нами, действуют на территории всей Калининградской области.

Наша компания активно вкладывает инвестиции в развитие волоконно-оптических линий связи на территории всей области.

Строительство идет и сейчас, и мы надеемся, что к концу нынешнего года завершим строительство собственной оптики во всех районных центрах.

Это серьезные шаги с точки зрения повышения доступности и привлекательности наших услуг именно в области, где практически нет наших конкурентов.

- В районах такой серьезный спрос на услуги связи?

Конечно, ведь жители области нуждаются в качественных услугах связи, как и калининградцы.  В районах мы снизили цены, увеличили доступность услуг связи. При этом  не гонимся за сверхприбылью, а понимаем, что лучше получить  абонента на годы и потом с ним работать. Сегодня по ценовой доступности все районные центры, за исключением Полесска, работают по ценам Калининграда.

"На одной телефонии бизнеса не сделаешь"

- В этом году вы предложили калининградцам услугу "Авангард-ТВ". Насколько она оказалась востребована?

-Эта цифра ежемесячно будет увеличиваться. Интерес к услуге «Авангард – ТВ»  существует. Развитие услуги будет зависеть от тех сервисов, которые мы сможем предложить в дальнейшем.

То, что есть сегодня - это стартовый пакет. Рассматриваются варианты партнерских проектов с компаниями, которые готовы делать региональный контент, и это не обязательно телестудии или телеканалы, это могут быть просто сайты с каким-то потоковым мультимедийным контентом. Он будет интегрирован в нашу систему IP-TV, и по нашим линиям связи будет доставляться до любого абонента.

Кроме того,  достаточно серьезно продолжаем работать над услугой video on demand (видео по запросу). У нас уже достаточно значительная библиотека фильмов, причем не только кино прошлых лет (хотя и у него есть своя аудитория), но и новинки. Это направление тоже будет обязательно востребовано.

По мере  продвижения IP-TV мы и сами учимся работать с этой услугой, ведь она новая и  тяжело мгновенно отойти от телефонной связи, которой занимались десятилетиями, и вдруг стать передовиком телекоммуникационного рынка. Но вместе с тем учимся достаточно быстро, надеясь, что у нас это получается.

- 600 абонентов - довольно много. Вырисовался ли какой-то среднестатистический портрет потребителя?

Это прогрессивные, продвинутые люди, которые разбираются в новых технологиях. Просто использовать эту услугу как канал телевизора, наверное, смысла не имееет. Вся прелесть IP–TV  -  в его интерактивности. Возможность выбора того, что и когда ты хочешь смотреть. Наличие меню, с помощью которого можно узнавать о программах.

Эта возможность присутствует и в спутниковом вещании, но ведь у нас совершенно другой ценовой диапазон.

IP-TV мы планируем вводить постепенно и не рассчитываем, что она станет тягачом доходов компании. Данная услуга призвана повысить лояльность клиентов, так как теперь от одного оператора можно будет получать весь комплекс услуг и не думать, что нужно заплатить отдельно за Интернет, телефон и телевидение.

- Сейчас невооруженным глазом видно, что «СЗТ» - это не только услуги телефонной связи, как Вы позиционируете Компанию сегодня?

- Сегодня мы предоставляем услуги телефонии, передачи данных и цифрового телевидения. «СЗТ» - телекоммуникационная компания, которая охватывает весь спектр услуг связи. Ведь вы сами замечаете как услуги связи сегодня конвергируются, и часто в сознании пользователей уже не отделишь телефон от Интернета. Скоро и цифровое телевидение войдет в перечень обязательных домашних атрибутов. На одной телефонии сегодня бизнеса не сделаешь, необходимо создавать комплексные предложения.

- И то, что сотовые операторы сейчас начинают разворачивать домовые сети - это признак того, о чем вы говорите?

- Конечно, сотовые операторы пытаются тоже зайти на Интернет-рынок, потому что они уперлись в потолок - им дальше развиваться только в своем сегменте некуда. Так же и мы - не надеемся, что заставим каждого человека купить по два стационарных телефона, это безумие. Но дать по телефонному проводу или оптоволокну услугу triple play - это осуществимо. А в будущем возможно и «quadro play» - добавление четвертой услуги, так называемого "умного дома". Человек, находясь в любой точке мира, может контролировать происходящее в квартире: поведение детей, приняла ли бабушка лекарство  и пр. Эволюция очевидна. Так что темпы развития у нас сегодня просто атомные.

Кстати, хочу отметить - неплохо зная сегодняшнюю ситуацию в целом по России, могу сказать, что мы один из тех регионов, которые сейчас на передовой. Калининград по уровню развития телекоммуникаций находится на ступень выше многих регионов России, а по уровню конкуренции сопоставим с Санкт-Петербургом.

- А какие объективные к тому причины? Каждый может сказать "хорошо работаем", но ведь не все зависит от игроков рынка.

- В первую очередь - специфика региона, менталитет жителей региона.

Очевидно, сказывается близость к Европе. Люди прогрессивные, частые визиты за рубеж дают возможность сравнивать. Когда человек знает, как бывает хорошо, он уже не согласен на худшее, поэтому рынок готов потреблять высокотехнологичные услуги и платить за них. Недаром аналитики говорят, что потребитель готов сегодня все большую долю от своего дохода платить за услуги коммуникаций. Люди понимают, что будущее – за ними.

Помните, говорили, что с появлением телевидения умрет театр, кино? Но этого не произошло, а глобальные сети способны дать доступ ко всему этому.

- Технологии ограничены физическими возможностями. Весной говорилось о том, что разрабатывается проект прокладки кабеля по дну Балтики, чтобы связываться с Россией, минуя посредников в соседних государствах, снизить тем самым стоимость услуг для конечного потребителя. Эта идея еще жива?

- Абсолютно жива. Работа там не прекращалась, она идет на протяжении последних двух лет. Дело в том, что это очень серьезный проект, даже не в цене дело, а в масштабе, взгляните на "Северный поток", к примеру. Механизмы, которые приходится задействовать и проблемы, которые необходимо решать для его реализации - совсем другого уровня, межгосударственные.

С точки зрения доступности связи в регионе - мы совершенно не отстаем от общероссийских показателей. Единственная серьезная проблема не ценовая. Она заключается в том, что все информационные потоки проходят через территорию сопредельных государств. Понятно, что там стоит оборудование, которое транслирует и усиливает сигналы. С точки зрения ведения серьезного бизнеса и решения государственных задач -  это неприемлемо. Именно об этих аспектах говорят в первую очередь, когда обсуждают проект прокладки кабеля по дну Балтики. Системы госуправления не могут идти через каналы, которые контролируются какими-то третьими сторонами.

С точки зрения цены - я думаю, что с приходом третьего магистрального оператора, "Синтерры", начались такие масштабные демпинговые акции, которые позволяют операторам покупать ресурсы достаточной емкости.

Другой вопрос, что операторам будет очень сложно догнать нас - за три года мы накопили такую базу, что даже если сегодня остановим все продажи и не будем ничего делать, нас уже невозможно будет обогнать.

Но могу вам обещать, что сидеть на месте мы не будем, и все равно будем развиваться.

- Но конкуренты ведь не дают впасть в эйфорию от успехов?

Конечно. Но свою миссию мы видим не в том, чтобы победить конкурентов, а в том, чтобы дать всем доступную и качественную связь.

- Кстати, о конкурентах, качественной связи и о победе. Весной разгорелся конфликт, в результате которого пострадавшими стали Ваши абоненты, которые не могли дозвониться на номера, начинающиеся на 7. Сейчас эта проблема решена?

Это очень неприятная тема. Конфликтные ситуации с тем оператором, который имеется в виду, существуют у "Северо-Западного Телекома" на протяжении ряда нескольких лет, то затухая, то разгораясь с новой силой. Зимой-весной этого года отношения со «Связьинформом» перешли в достаточно острую форму - компания "Связьинформ" начала действовать, на наш взгляд, совершенно варварскими методами. И первыми пострадали наши абоненты, которым перекрыли доступ к номерам на 7. Это делалось как программным способом, так и физическим - простыми отключениями.

Согласитесь, нецивилизованный подход.

Мы не можем отвечать подобным образом, поэтому, как законопослушная компания, обращаемся в надзорные органы, и с их помощью пытаемся решать эти проблемы. Мы обратились в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая рассудила ситуацию. На сегодня все требования, которые предъявлялись Роскомнадзором к нам, были выполнены в полном объеме.

«Связьинформ» свое предписание не выполнил, и мало того продолжает перекрывать возможность нашим абонентам звонить на свои номера, уже, конечно, не в таком масштабе, как было весной. Напомню, что весной дозвониться до «семерок» не могло более 20 тысяч наших абонентов.

Мы в первую очередь заботимся о своих абонентах и о качестве наших услуг, и хотим, чтоб наши абоненты нам  доверяли. Без ложной скромности могу сказать - зная не понаслышке региональный рынок, «варясь» в нем ежедневно, я вижу, что сегодня по соотношению "качество/доступность (как ценовая так и географическая)" равных нам нет - и это не субъективный взгляд.