Мальчики, рыдающие над кошками, и девочки с волосами цвета оранж

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не резало себе вены и не подсаживалось на наркотики, — скажут некоторые родители. Другие же бьют тревогу. Ненормальная субтильность ребенка, его облик, изображающий вселенскую печаль, и неадекватное поведение, когда он разражается потоком слез при виде голодной кошечки, приведут в шок любого. Однако виной всему не излишняя эмоциональность подростка, а лишь банальная дань моде и его принадлежность к одной из популярных молодежных субкультур — эмо. С другой стороны, невинная на первый взгляд шапочка в красно-желто-зеленую полоску под цвет эфиопского флага в сочетании с дредами может сигнализировать о том, что подросток, причисляющий себя к растафарианской субкультуре, не гнушается «травкой». Как относиться родителям к неформальным объединениям? На этот вопрос отвечает специалист из студии психологической помощи Наталья Владимировна Гарусова.

Молодежные субкультуры (хиппи, панки, готы и другие) кажутся абсолютно естественным явлением в жизни подростков. Этим нужно просто «переболеть». Стоит ли тогда беспокоиться родителям?
— Это зависит от характера субкультурного объединения. Их можно разделить на три группы: социальные (например, фанаты музыкального исполнителя), асоциальные, то есть идущие вразрез условностям общества (футбольные болельщики), и антисоциальные объединения, которые преследуются законом. К последним относятся сатанисты и националистические группы. Их главная опасность для ребенка заключается в факторе применения психотропных веществ с целью зомбирования каждого члена. Ключевым моментом в таких объединениях зачастую становится зависимость. Подросток вступает туда из любопытства. Чуть позже, чтобы полностью подчинить себе его волю, лидер группировки может прибегнуть к использованию наркотиков или алкоголя. Последствия могут быть самыми разными, вплоть до проблем с законом, не говоря уже о том, что у подростка ломается психика. Пока его сверстники учатся и активно добиваются определенных результатов, он упускает возможности получить достойное образование и овладеть востребованной профессией. В дальнейшем, когда принадлежность к той или иной субкультуре потеряет для него привлекательность, это выльется в его разочарованность жизнью.

Как родителям отличить безобидное детское увлечение от принадлежности к опасной группировке?
— Прежде чем впасть в панику, родителям нужно собрать как можно больше информации о группе, в которой состоит их ребенок: о ее лидере, философии и задачах. Подросток может свято верить в то, что он вступил в ряды патриотов и изучает военное искусство для защиты Родины. Однако вполне вероятно, что за такими благими с виду целями будет таиться фашистская идеология. И наоборот, многие молодежные объединения носят характер познавательного хобби. Так, например, если ваш ребенок испытывает особую заинтересованность в произведениях Толкиена, мастерит себе одежду и атрибутику его персонажей, при этом он не погружен с головой в мир хоббитов, тогда его увлечение можно расценить как полезную деятельность, развивающую креативность ребенка. Любое увлечение должно быть нормировано (не больше 25% всего свободного времени ребенка) и направлено на развитие каких-либо навыков.

Какие мотивы толкают детей на вступление в сомнительные объединения?
— Подростков привлекает эпатажная атрибутика «настоящих мужчин»: агрессивность металла, кожи, грубых ботинок и провокационность идей, направленных на противопоставление себя обществу. В группировку попадают, в первую очередь, подростки, которым в их семье не дали ощущения того, что они — личность. Когда родители всецело заняты добыванием денег, когда супруги переживают кризис отношений, наконец, когда на свет появляется новорожденный братик или сестричка, подросток страдает от чувства своей ненужности. В этот момент он особо уязвим и доверчив. Пятилетних малышей постоянно контролируют и оберегают, а вот в семь-восемь лет, когда они начинают проявлять некоторую самостоятельность, родители расслабляются. Между тем дети не перестают нуждаться в пристальном внимании. Если они не видят наставников в своей семье, то обращаются к улице. Здесь вступает в силу закон «первого слова». Когда ребенку нужно заполнить пробел в знаниях, чтобы составить полную картину мира, он безоговорочно поверит первому встречному, открывшему ему глаза на какую-то истину. Хорошо, если это будет член его семьи, а не лицо, заинтересованное в вербовке новых членов для опасной группировки.
Другие причины, способные подвигнуть подростка на вступление в асоциальное или антисоциальное объединение, нужно искать в деспотичности его родителей. У детей, которых в детстве постоянно избивали и подвергали жестоким наказаниям, с самого раннего возраста накапливается много агрессии, требующей выхода. Они оказываются благодатным материалом для группировок с провокационно-воинственной идеологией.
Однако не всегда родителям стоит винить исключительно себя и искать негативные факторы только в неправильном воспитании. Существует и врожденная боязнь подростка взрослеть самостоятельно.

Какие качества характера подростка должны насторожить родителей?

— Подверженность чужому влиянию и внушаемость. Уход от ответственности, неспособность и нежелание принимать решения самому. Заметив в своем ребенке эти черты, родителям стоит отнестись к ним вполне терпимо, ведь мы все абсолютно разные, и далеко не у каждого заложены с рождения лидерские качества. Однако их можно наработать в процессе воспитания или просто в течение всей жизни ненавязчиво подсказывать своему чаду, как ему поступать.

Как оградить ребенка от негативного воздействия антисоциальных объединений на его психику?
— Вы должны знать все об окружении своих детей. Когда ваш ребенок достигает возраста 9-12 лет, установка «чтобы не приводил никаких друзей в дом» начинает работать против вас, потому что во дворе вы не сможете проконтролировать, с кем и как общается ваш ребенок. Родителям подростков тринадцати лет и старше можно прибегнуть к помощи частного детектива. Но ни в коем случае не выдавайте предпринятых мер своему ребенку, иначе вы унизите его своим недоверием.
Если в семье изначально царит атмосфера полного доверия, справиться с подобными проблемами будет легче. Скандалами и воплями родители ничего не добьются. Нужно просто поговорить со своим ребенком откровенно. Общение должно осуществляться на уровне «Взрослый» — «Взрослый», а не «Родитель» — «Ребенок». Это значит, что маме или папе стоит обойтись без нравоучений, упреков и излишних эмоций. Как-то раз моя знакомая застала сына за чтением «Майн Кампф». В жуткой тревоге она тут же разорвала книгу в клочья. Это пример неправильного поведения. Ей нужно было взять себя в руки и спокойно поговорить со своим ребенком. Выяснить, откуда у него появилась эта книга, и кто ему ее посоветовал почитать. Не запрещать, а лишь ненавязчиво объяснить, почему на нее было наложено табу во всем мире. И, наконец, задать ребенку прямой вопрос, зачем ему лично это нужно.

Когда беда уже пришла в дом…
— Не бывает такого, чтобы утром ребенок вышел из дома весь такой опрятненький, чистенький и причесанный, а вечером вернулся с ирокезом. Подросток все равно будет действовать постепенно, осторожно нащупывая почву: он протыкает ухо и проверяет, как на это реагируют его родители, да и реагируют ли вообще. И так далее. В любой ситуации есть своя предыстория. Бить тревогу нужно не тогда, когда ребенок уже в беде, а когда тенденция только намечается. Во всяком случае, не ждать, пока у подростка начнутся проблемы с милицией. Хотя иной раз и негативный опыт с милицией может оказаться действенным в отрезвлении.

Подробнее читайте в журнале «Милана».

Источник: Подробнее читайте в журнале «Милана»

На правах рекламы

[x]