Знай свои права и отстаивай их !

В Калининграде стартовал месячник потребителя. А с какими проблемами приходится сталкиваться калининградским потребителям чаще всего, и каковы пути их решения? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела защиты прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора  по Калининградской области Татьяна Покидина.

Татьяна Федоровна, много ли обращений от жителей области поступает в ваш отдел?
Довольно много. Так, в минувшем году поступило около двух тысяч жалоб на некачественные товары и. Эта цифра почти в полтора раза больше по сравнению с 2004 годом. Одной из главных причин роста количества жалоб является нежелание многих предпринимателей и руководителей организаций и фирм добровольно урегулировать с потребителями конфликтные ситуации.  Что касается характера обращений, то чаще всего жалобы поступают на качество услуг ЖКХ. В шести из десяти случаев граждане жалуются на некачественные услуги именно в этой сфере. И связано это не только с износом коммунальной инфраструктуры – как правило, люди недовольны неудовлетворительным состоянием жилого фонда, санитарным состоянием подвалов, подъездов, а также скачками электроэнергии и отказами ЖЭУ в проведении капитальных ремонтов.
А жалуются ли калининградцы на некачественные товары, и если да, то на какие чаще всего?
Естественно, это мобильные телефоны. Очень много приходит людей, и здесь конфликт с предпринимателями налицо. В Калининграде есть 3-4 крупные фирмы, торгующие мобильниками, и положение у всех этих фирм примерно одинаковое. Каждую неделю мы получаем в районе пяти обращений именно по мобильным телефонам.
Помимо мобильных телефонов, можно приобрести массу некачественных вещей или продуктов питания. Но очень часто покупатель теряет или выбрасывает товарный чек. В этом случае искать правду бесполезно?
Ни в коем случае. Отсутствие чека не является основанием для отказа в принятии претензии. Если у вас есть свидетели, готовые подтвердить справедливость ваших слов, этого достаточно для обращения с жалобой. Кроме того, если товар пронумерован или имеет маркировку, можно выяснить, из какой он партии, по товарно-сопроводительным документам.
Часто ли вам приходится отказывать потребителям в удовлетворении их жалоб?
Не часто. Но калининградцы должны знать, что мы не работаем с анонимными обращениями. Кроме того, не регистрируются обращения, в которых отсутствуют сведения об адресе проживания потребителя. Отказом для рассмотрения жалобы может послужить и нарушение так называемого «претензионного порядка». Иными словами, прежде чем обращаться в «Роспотребнадзор», потребителю стоит попытаться самостоятельно решить возникшую проблему с продавцом некачественного товара или услуги. Если же ваши претензии оставлены без внимания, тогда уже можно подавать жалобу в отдел по защите прав потребителя. К слову, стоит отметить, что процент необоснованных жалоб в «Роспотребнадзор» составляет только десятую часть от общего числа обращений.
Какие советы вы можете дать калининградцам, чтобы они по возможности застраховали себя от приобретения некачественных товаров и услуг?
Первый и основной совет – знать свои права и уметь их отстаивать. Дело в том, что позиция «Роспотребнадзора» не «мы защитим вас», а, скорее, «мы поможем вам защитить себя». И второй совет. Часто потребители, сталкиваясь с нарушением своих прав, начинают писать во все инстанции – вплоть до администрации президента. Однако у каждого ведомства свои функции и полномочия. И поэтому для эффективного разрешения своих вопросов нужно обращаться правильно, соблюдая определенные стадии.
Если я правильно поняла, первой стадией должна стать попытка самостоятельно уладить конфликт непосредственно с продавцом некачественного товара или услуги. Если же ничего не получилось, куда конкретно необходимо обращаться в дальнейшем?
Если в течение 10 дней ваша претензия не удовлетворена, нужно обратиться за консультацией в органы местного самоуправления – районные администрации, отдел потребительского рынка мэрии. Если же по тем советам, которые они дадут, в дальнейшем не удается разрешить проблему, тогда уже с письменным обращением можно обратиться на Иванникова,5, в территориальное управление Роспотребнадзора. Наши специалисты консультируют по понедельникам, средам и пятницам с 8 до 12 часов.

Источник: Калининград-Сити

На правах рекламы