Мебельный бизнес – на грани краха?

Калининградский рынок мебели фиксировал бурное развитие до 2006 года. Затем свои коррективы внесли новая редакция Закона «Об ОЭЗ», а после и кризис. Стабильность оказалась нарушена, более того, ситуация может измениться в ближайшее время. С одной стороны, кризис заметно опустил рынок продаж. С другой – после окончания переходного периода действия ФЗ «Об ОЭЗ» № 13 отрасль нашего региона может стать неконкурентоспособной.
Становление и развитие
Не секрет, что мебельный бизнес стал бурно развиваться в нашей области в 1996 году именно после принятия первой редакции Закона «Об Особой экономической зоне». Преференции, которые получил местный производитель, дали нашим товарам возможность конкурировать на российском рынке. Режим свободной таможенной зоны позволил превратить кустарный промысел в настоящий сектор промышленного производства Калининградской области. Одна из основных особенностей калининградской мебельной отрасли состоит в том, что становление мебельных производств происходило с нуля. Фабрики либо реконструировались из старых заводских помещений, либо строились заново. Правда, в начале 90-х наши мебельщики в основном перепродавали в Россию мебель, собранную из импортных комплектующих. Уже тогда продукция по многим позициям не уступала европейской, что подтверждалось бесчисленными дипломами и наградами, которыми она была удостоена на региональных и международных выставках. Затем у соседей-поляков был заимствован первоначальный опыт производства, из Польши же были перенесены на калининградскую почву модели менеджмента и маркетинга в мебельном бизнесе. Закон «Об ОЭЗ» требовал, чтобы доля добавленной стоимости в производстве мебели составляла не менее 15 процентов. Это требование стимулировало создание и развитие мебельного кластера. Предприниматели стали закупать новое оборудование: станки и поточные линии. Многие фабрики превратились во внушительные производственные комплексы, покрывающие значительную часть цикла, а наличие мелких и средних мануфактур определяло мобильность мебельной отрасли, что, в свою очередь, давало возможность быстро реагировать на происходящие колебания. Рост спроса и объемов производства заставил усовершенствовать системы сбыта и логистики. Фабрики как самостоятельно занимались сбытом продукции, развивая свои розничные сети и представительства в области и на территории России, так и стимулировали продажи своих дилеров и дистрибьюторов. Однако динамика развития резко замедлилась в 2006 году.

Закон нажал на тормоза

Принятие в 2006-м году нового закона об особой экономической зоне резко затормозило развитие не только мебельного, но и других производств региона. Новая редакция закона на переходный период дала производителям мебели некоторые послабления. Раньше в декларации на вывоз нужно было указывать и код продукции, и долю добавленной стоимости. С 2006 года – что-то одно: или код, или долю. Естественно, часть мебельных предприятий стала работать на смене кода. Необходимость углублять производство отпала, а стало быть, и вкладывать средства в развитие производства стало неинтересно. Но эта ситуация продлится до 2016 года. Если сегодня калининградская мебель вывозится на остальную территорию России без налогов, то через четыре года их надо будет платить. Или российский рынок для нас закроется. Более того, в прошлом месяце президенты России и США договорились о вступлении нашей страны в ВТО. Очевидно, что требования наших новых партнеров по бизнесу о снижении пошлин на ввозимую в Россию импортную мебель будут удовлетворяться. Сегодня затруднительно предположить, как быстро и на сколько. Технические согласования, а значит, и торг будут длиться еще некоторое время. Соседство с Европой и проведенные исследования заграничных рынков позволили калининградским мебельщикам выработать не схожий с другими, конкурентоспособный мебельный ряд. Калининградская мебель сегодня позиционируется как качественная, европейская, красивая, многообразная и интересная. Но конкурировать по цене с российской она не сможет. Если эта перспектива вызывает тревогу у мебельного сообщества, то с уменьшением доли добавленной стоимости президент Ассоциации калининградских мебельщиков Михаил Майстер категорически не согласен. Он утверждает, что глубина переработки сырья в нашем регионе выше, чем у зарубежных и российских мебельщиков. В первую очередь потому, что у них сложилась узкая специализация. Одна фабрика занимается сушкой древесины, другая распилом, третья окраской и т. д. А в наше области все это делается на одном производстве.

Какие перспективы?

17 мая в Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания, в рамках которых были обсуждены результаты деятельности и перспективы дальнейшего развития особой экономической зоны в Калининградской области. Региональная делегация, в состав которой вошли представители профильных ассоциаций, выступила в ходе слушаний с рядом предложений по улучшению социально-экономической ситуации в Калининградской области и обеспечению устойчивой динамики ее развития. Одной из основных региональных инициатив стало предложение калининградской стороны о продлении на пять лет переходного периода для юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые ведут свою деятельность на основании Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» в первой редакции (ФЗ № 13). По словам представителей Калининградской области, для восстановления экономического потенциала региона и выхода инвестиционных возможностей отдельных предприятий на докризисный уровень необходимо не менее 3-4 лет, что потребует сопоставимого продления действия переходного периода, нацеленного на перестройку региональной экономики, приостановившуюся в кризисный период. В условиях разработки нормативной базы для функционирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации было предложено разработать и внести изменения в Таможенный кодекс в части распространения положений таможенного режима реимпорта на товары, подвергнутые переработке в особой экономической зоне в Калининградской области. Кроме того, было предложено подписать соглашение о сохранении до 2031 года действия Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» в рамках Таможенного союза. Парламентарии предложения выслушали и взяли паузу на обдумывание. За время паузы в области сменился губернатор. Конечно, калининградская сторона в лице бизнеса надеется, что переходный период будет продлен. А если нет? Готовых рецептов, как выживать бизнесу, сегодня нет ни у кого.

Проблемы отрасли

Осенью 2008 года, когда только начался кризис, президент Ассоциации калининградских мебельщиков Михаил Майстер называл основной проблемой мебельщиков отсутствие собственных производственных площадей. По его словам, мебельщикам приходилось бороться за специализированные площадки с производственниками из других отраслей, и в результате производители мебели были вынуждены «скупить все коровники в радиусе 40 км от Калининграда». В 2010 году проблемой номер один для калининградских производителей мебели является отсутствие спроса на продукцию. Ее недавно так же озвучил президент Ассоциации калининградских мебельщиков. Проблема отсутствия у мебельщиков производственных помещений, остро стоявшая перед отраслью в докризисный период, больше, по словам Михаила Майстера, не является основной. «Кто-то достроил новое помещение, кто-то расширился за счет арендованных площадей. С началом кризиса уменьшился спрос на промышленные помещения и уменьшилась цена аренды, таким образом, предприятия смогли увеличить свои площадки», – характеризует ситуацию президент ассоциации. В августе 2010 года уходящий со своего поста губернатор Георгий Боос удовлетворил ходатайство самого Михаила Майстера о переводе земельного участка площадью 10,4 тысячи квадратных метров в поселке Константиновка Гурьевского района из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для размещения на нем предприятия по производству мебели. Сегодня он проводит реконструкцию коровника в поселке Константиновка и готовит площадку под производство.

Лукавая статистика

По официальной статистике в последние годы происходит некоторое замедление темпов развития мебельной отрасли. Однако эти данные не дают полной картины происходящего на мебельном рынке. По оценкам экспертов, отчеты Госкомстата РФ по объемам производства мебельной продукции серьезно отличаются от фактических показателей. Разночтение связано с тем, что весомая часть статистических данных по разным причинам не попадает в поле зрения Госкомстата. А именно потому, что предприятия, работающие «по упрощенке», не обязаны подавать информацию в Росстат. Они и не подают. В результате в стране никто толком не знает, кто чего и в каких количествах производит. Статистические данные по отрасли сильно различаются и в зависимости от источника. Никто не спорит с утверждением, что калининградская мебель известна всей стране. Однако в различных публикациях приводятся такие цифры: «По данным министерства промышленности Калининградской области, доля производства мебели в структуре промышленности региона составляет 13 %, а экспорт мебели из Калининграда – более 6 % всего российского мебельного рынка». Или «по статистике на российских покупателей приходится до 85 % продаж калининградской мебели».
На официальный запрос журнала «СтройИнтерьер» в министерстве промышленности Калининградской области дали другую статистику. В 2009 году доля производства мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки, в общем объеме отгрузки составляла 1,79 %, а за январь-май 2010 года – 1,3 %. В министерстве экономики подтвердили эти цифры, уточнив, что мебельная отрасль никогда не занимала в структуре региональной экономики более 1,7 %. Михаил Майстер к официальной статистике тоже относится скептически. По его мнению, цифры, приведенные ассоциацией, более соответствуют реальной ситуации. Ведь мебельное сообщество само пытается понять, что собой представляет мебельный рынок, поэтому информацию собирает более тщательно. Например, ассоциация запросила у таможенных органов данные о вывозимой по таможенным декларациям мебели и посчитала возможные объемы производства в регионе. Не секрет, что часть продукции отгружается по трансфертным ценам, это где-то 12-15 %. Внутренний продукт, который производится в подвалах и гаражах, по прикидке президента ассоциации составляет 10-15 %. Нет точной статистики, как повлиял кризис на устойчивость мебельного кластера в нашей области. Опять же, по мнению Михаила Майстера, количество мебельных компаний сократилось где-то на 5 %. Во властных структурах эту цифру не могут ни подтвердить, ни опровергнуть.

Сколько мебели вывозится за пределы региона?

И все-таки при желании конкретные цифры можно получить. Например, в торгово-промышленной палате есть своя статистика. Правда, здесь подсчет ведется в килограммах. Так вот, за девять месяцев 2010 года с территории Калининградской области было вывезено 42 460 729 кг мебели. Товарные позиции в соответствии с ТН ВЭД ТС: 9401 «Мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части» и 9403 «Мебель прочая и ее части».
Грузоотправителями данного вида товара являются 97 предприятий Калининградской области:
ООО «Аквелла», ООО «Альтер», ООО «Ардик-мебель», ООО «АРТ комфорт», ООО «Атолл», ООО «Балт Вуд», ООО «БалтВояж», ООО «Балтийская мебель», ООО «Балтийская Мебельная Компания», ООО «Балтик Трейд», ООО «Балтик Форм», ООО «Балтик-Трейд», РООИКО «Вдохновенье», ЗАО «Велле-Класс», ООО «Восход», ООО «Галеон», ООО «Гермес Плюс», ООО «Гор-Мебель», ООО «Диаманд», ООО «Евромебель», ООО «Запад Импэкс Плюс», ООО «ИД Мебель», ООО «Инвалид-М-Плюс», ООО «Компания Интердизайн», ООО «Интертрэйд», ООО «Карвеон-Калининград», ООО «Карго профи», ООО «КББ Китчен», ООО «Князь Багратион», ООО «Континент Фактор», ООО «КС-мебель», ООО «Л.О.В. – компании», ООО «Майстер-Мебель», ООО «Максик», ООО «Максик и Классимо», ООО «Манн-Сервис», ООО «Мебель Форм», ООО «Мебель до 16 и старше», ООО «Мебель Импэкс», ООО «Мебель-Евромодель», ООО «Мебель-Классик КМК», ООО «Мебельный Двор – Калининград», ООО «Мебельный салон «Уют», КРООИ «Мебельщик», ООО «Мебельщик Люкс», ООО «МеталлЭкспо-39», ООО «МПФ «Емельянов», ООО «Мультипак», ООО «Народная мебель», ООО «НВ-Пласт», ООО «НМК», ООО «Обертайх», ООО «Одрикс», ЗАО «Оккервиль», ООО «Ольхон», ООО «ОПТМАРКЕТ», ООО «Орфей-Сервис», ООО «Офис-Стиль», ООО «Партнер», ООО «ПИКОМ-ПРОФИТ», ООО «Прагматика плюс», ООО «Прагматика-сервис», ООО «Прегель-Строй», ООО «ПРИБАЛТ», ООО «Прогресс», ООО «Пуро», ООО «Рапира», ООО «Роллсервис», ОАО «НПО «Рыбтехцентр», ООО «Седиа», ООО «Сельга», ООО «Сигмасервис», ООО «Симэкс Лтд», ООО «Стобус», ООО «Талант», ООО «Телеком-Сервис», ООО «Техномебель», ООО «Фабрика дверей «Оптим», ООО «Фабрика мебели 555», ООО «Фалке-Мебель», ООО «Фауст», ООО «Феликс-ГМФ», ООО «Формула Дивана», ООО «Футура», ООО «Футура импорт», ООО «Футура Итал», ООО «Футура Калининград», ООО «Цемлита», ООО «Центр новых технологий», ООО «Чинно Чиллини», ООО «Экспортмебель», ООО «Экспостиль», ООО «Экспостиль Плюс», ООО «Электро Сити», ООО «Элифант», ООО «Эридан», ООО «Эстетика центр»

Сами мебельщики говорят, что в области работает около двухсот предприятий по производству мебели. Можно предположить, что не вошедшая в статистику ТПП часть компаний работает на внутреннем рынке. В таком случае хотелось бы знать: сколько налогов в местный бюджет приносит мебельный кластер? А как еще посчитать полезность бизнеса для региона? Ведь правительство области должно понимать, за что оно борется, отстаивая интересы местных предпринимателей в федеральных органах власти.

Текст: Наталья Будоян
Фото: Ольга Данилова

Источник: Журнал "СтройИнтерьер"

На правах рекламы

[x]