Энергосбережение: калининградский аспект

Незаметно прошло два года с момента принятия Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Срок, в принципе, небольшой, но вполне достаточный, чтобы сделать хотя бы предварительные выводы о том, как развивается энергосбережение в нашем регионе.

Процесс пошел

Безусловно, закон дал новый импульс развитию энергосбережения, и сегодня мы наблюдаем достаточно бурный процесс в этой области. За это время вышло в свет постановлений Правительства РФ и прочих распорядительных документов, посвященных вопросам энергосбережения, больше, чем за все предыдущие годы, все торговые площадки пестрят предложениями по конкурсному отбору исполнителей на проведение энергетических обследований, реализацию энергосберегающих мероприятий. Бурно обсуждаются результаты многочисленных энергосберегающих проектов и программ энергосбережения, заработала огромная сеть энергоаудиторских компаний, объединенных в систему саморегулируемых организаций, всерьез заговорили об энергосервисных контрактах. В нашей области в ноябре 2010 года была разработана программа энергосбережения, которая подверглась масштабной критике за отсутствие конкретики. В декабре 2011 года региональная программа была откорректирована с учетом всего комплекса мероприятий по энергосбережению как в промышленном секторе, так и в секторе жилищно-коммунального хозяйства. Вопросами энергосбережения в нашем регионе помимо саморегулируемых энергоаудиторских организаций занимаются: «Ассоциация энергосбережения Калининградской области», НП «Региональный центр энергосбережения», федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Региональное энергетическое агентство». Совсем недавно к этому перспективному направлению присоединился «Региональный центр энергосбережения» при БФУ им. Канта. Казалось бы, налицо реально запущенный, можно сказать, необратимый процесс, направленный на реализацию важнейшей государственной задачи – снизить к 2020-му году энергоемкость ВВП на 40 %. И все-таки присутствует какой-то неприятный осадок, который не дает в полной мере расцвести здоровому оптимизму по поводу успешного развития энергосбережения в нашей области, да и стране. От всего происходящего отдает пустой «кампанейщиной» и формализмом.

Что в планах?

В результате выполнения целевых мероприятий региональной программы энергосбережения до 2013 года должны быть установлены счетчики используемых энергоресурсов и проведены энергетические обследования во всех бюджетных учреждениях. Планируется также проведение информационной кампании по энергосбережению для населения и управляющих компаний, обучение ответственных за энергосбережение в бюджетных организациях и энергоменеджеров муниципалитетов в 2011-2012 годах, организация конкурсов по энергосбережению среди различных категорий потребителей энергоресурсов, выполнение пилотных проектов с демонстрацией современных энергосберегающих технологий для муниципального уличного освещения и в школах. Запланирована финансовая поддержка малоимущих граждан в целях установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. На все это требуются целевые средства из областного бюджета.

В 2012 году – 32297,37 тыс. руб.

В 2013 году – 19330,0 тыс. руб.

В 2014 году – 13683,0 тыс. руб.

Но на 2012 год в бюджет на реализацию региональной программы энергосбережения не заложено ни цента. Почему? Да все потому же: когда верстался бюджет, не было программы конкретных дел, а когда появились дела – бюджет был принят. Причем принят с пятнадцатипроцентным дефицитом. Так что денег нет, и пока не предвидится. А если региональный бюджет не финансирует собственную программу, то региональное правительство и не может подать заявку в Министерство энергетики РФ на получение субсидий на реализацию мероприятий программы энергосбережения из федерального бюджета. Цена вопроса – 11-15 миллионов рублей на 2012 год. Успеем ли до конца года найти выход из этого тупика? Хочется отметить, что согласно федеральному закону об энергосбережении персональную ответственность за его реализацию на местах несут губернаторы. Они обязаны ежегодно отчитываться на Госсовете за сэкономленные энергоресурсы.

«Черная дыра» вокруг нас

По мнению энергетиков, «черная дыра», где бесследно исчезают энергоресурсы в России, – это здания, сооружения и все жилищно-коммунальное хозяйство в целом. Ведь на обеспечение коммунальной инфраструктуры расходуется более 40 % всей производимой энергии. Поэтому в обновленном законопроекте «Об энергосбережении» большое внимание уделяется именно данному сектору экономики. Главное изменение касается производства ламп накаливания мощностью более 100 Вт. С января 2011 года на их производство введен запрет. Данная мера, по расчетам Минэкономразвития, поможет сэкономить от 10 до 20 %. Если учесть, что на освещение в год страна расходует 150 млрд кВт.ч, то экономический эффект в денежном выражении составит 60 млрд рублей. Но и здесь есть подводные камни. На прошедшей в феврале в «Балтик Экспо» выставке «Энергооборудование и энергоресурсы» была проведена видеоконференция с другими регионами России по обмену опытом энергосбережения. Так вот, руководитель Челябинского центра энергосбережения поделился печальным опытом. Установив на одной из улиц города светодиодные светильники, экономии муниципалитет не обнаружил. Оказалось, что они не соответствуют указанным на них характеристикам. Пришлось создавать лабораторию для проверки продукции. Есть аналогичные примеры и в нашем регионе.

В который раз начинаем сотрудничество?

В Калининградской торгово-промышленной палате в конце февраля состоялся круглый стол в рамках проекта «Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии Калининградской области». Сей проект осуществляется под эгидой Балтийского форума развития и финансируется европейской комиссией. Поделиться опытом в решении проблем в области энергосбережения приехали специалисты из Финляндии, Швеции и Дании. И если в ТПП такое мероприятие проходит впервые, то опыт международного сотрудничества у региона уже внушительный. Только как-то не приживаются зарубежные энергосберегающие технологии на нашей земле. В 1999 году шведы в кредит установили на ул. Ялтинской в Калининграде котельную на биотопливе (на древесной щепе), несколько раз она по разным причинам меняла собственников, а в 2007 году все ее оборудование распилили на металлолом. Содержать ее оказалось дорого. В том же 2007 году на одном из домов по ул. Интернациональной в Калининграде на деньги городского УКСа с широким освещением в СМИ чешской компанией был установлен солнечный коллектор. Но жильцы им уже давно не пользуются. Сей факт подтвердила управляющая компания. А тех, кто устанавливал коллектор на бюджетные средства, его судьба уже не интересует. Очень целевое использование средств. Аналогичный случай. В 2008 году в лагере им. Гайдара в Светлогорске на крыше столовой были установлены солнечные батареи из 12 установок. Ни в правительстве области, ни в одной из энергосберегающих компаний об их судьбе мне ничего не смогли сказать. Еще пример. В начале 2000-х в нашем регионе в районе поселка Куликово был установлен ветропарк. Ветряки в рамках того же международного сотрудничества были подарком датской стороны «Янтарьэнерго». Но электроэнергия, произведенная этими ветроустановками, используется только на 25 процентов. Причины тоже разные – то ветер слабый, то слишком сильный. Если бы этот ветропарк был установлен на инвестиционные средства коммерческой структуры, то проект не окупился бы никогда. С одной стороны, формальный подход к энергосберегающим технологиям налицо. Но проблема не только в этом. Богатые страны энергосбережение рассматривают в рамках природоохранного партнерства северного измерения. Они-то хорошо знают, что возобновляемые источники энергии дороже и воспроизводство тепла и электричества такими источниками компенсируется государствами этих стран. В основе западного энергосбережения лежит задача сохранения экологии, создание благоприятной среды обитания для своих граждан. Российский закон об энергосбережении не предусматривает никаких компенсаций со стороны государства. Мы, как всегда, идем своим путем.

А как экономит промышленность?

На данный момент наблюдается формальное отношение к энергоаудиту и со стороны промышленных потребителей. Скептическое отношение собственников объектов к повышению энергоэффективности, энергосбережению приводит к нежеланию и непониманию, для чего необходимо заниматься снижением энергозатрат. С одной стороны, промышленники жалуются на непомерно высокие тарифы, с другой – отказываются даже предоставлять информацию о своем энергопотреблении. Год назад департамент Министерства развития инфраструктуры разослал 120(!) писем на промпредприятия региона с просьбой сообщить о своих энергосберегающих планах. Ответ пришел только от 14. Значит, остальные экономить не хотят? И никаких законодательных рычагов заставить их перейти в режим экономии на сегодняшний день нет.

Между тем для того, чтобы были выполнены качественные, энергосберегающие мероприятия, обоснованные технически и экономически, необходимо провести детальный энергоаудит, который включал бы в себя составление топливно-энергетических балансов энергообъекта. Важно также правильно организовать учет потребляемых ресурсов. В законодательстве уделено внимание данному вопросу, но также уже внесены изменения, отодвигающие срок обязательной установки приборов учета. Так, например, в условиях отсутствия полного учета тепловой энергии, особенно в ЖКХ, невозможно точно определить уровень фактических потерь в теплосетях. В различных источниках эта величина оценивается от 14 % до 60 %. На сегодняшний день потенциал снижения этих потерь определить невозможно.

В общем, гладко только на бумаге

Закон №261-ФЗ повторяет ошибку предыдущего. Авторы этого закона, видимо, решили, что можно, как в добрые советские времена, добиваться чего-либо одними призывами. Рассчитывать на то, что их подхватят и воплотят в жизнь только потому, что их провозгласили в законе, крайне легкомысленно. Чтобы в полной мере оценить ошибочность выбранного пути, может, стоило бы обратиться к опыту зарубежных стран?

Экспертный совет

Как вы оцениваете ход реализации ФЗ «Об энергосбережении» в нашей области?

Сергей Молчанов, директор « Центра энергоэффективности БФУ им. Канта»

– Пессимистично. Объясню, почему. В прошлом году на
реализацию региональной программы по энергосбережению правительство
области выделило 0,5 миллиона рублей. В этом – неизвестно. Запланировано 32 миллиона, но в бюджет эти деньги не заложены. По закону до конца 2012 года каждое бюджетное учреждение должно оформить на свое здание энергетический паспорт. Их у нас более 1000. Проводить энергетические обследования они могут за счет бюджета, а автономные – из собственных средств. Но ведь на обследование требуется время, а для тепловизионного обследования необходима разница температур наружного воздуха и внутреннего в здании не менее 15 градусов (т. е. следующий отопительный сезон). Можем не успеть. Более того, у нас не разработана единая методика обследования, чтобы все процедуры проводились одинаково для обеспечения гарантированного качества. Ведь энергоаудиторских компаний в регионе много. Наш центр приобрел автоматизированную государственную информационную систему для учета и контроля всех мероприятий в области энергосбережения. Но темпы ее внедрения со стороны правительства КО пока низкие. Так что, скорее, мы находимся на стартовой позиции.

Сергей Шерстюк, руководитель рабочей группы Общественной палаты Калининградской области по вопросам ЖКХ и энергетики:

– К сожалению, закон Калининградской области об энергосбережении сырой, по нему трудно работать. Поэтому у нас пока имитация бурной деятельности, а заинтересованности нет. Нет никаких стимулов. В этом году на реализацию закона в бюджет области не заложено ни копейки. А вот в Твери, к примеру, заложили 1,5 миллиарда рублей. Более того, нет готовых специалистов не только в бюджетных учреждениях, но и в муниципалитетах. Общественная палата не раз обсуждала проблемы реализации закона и вносила предложения региональной власти по созданию специального агентства в правительстве. Ведь энергосбережение касается не только школ и больниц, но и промышленного сектора, ЖКХ. А все эти отрасли подчиняются разным министерствам. Поэтому по темпам реализации закона об энергосбережении наша область сегодня находится на третьем снизу месте среди регионов РФ.

Любовь Рязанова, исполняющая обязанности директора НП «Региональный центр энергосбережения»:

– Как оцениваю темпы? Порядок и последовательность проведения энергетического обследования регламентируется Федеральным законом 61-ФЗ, там есть четкие инструкции. Процесс, что касается бюджетной сферы, идет, на мой взгляд, активно. Да и компаний, которые занимаются энергоаудитом, у нас достаточно. Вот только качество энергоаудита определить сегодня сложно. Нет единого сметного документа, определяющего расчет цен на энергоаудирование. Не хватает в бюджетных организациях и специалистов, которые могли бы грамотно собрать данные о своих объектах, то есть сформулировать техническое задание. Это, конечно, тормозит процесс. Без оптимизма относятся к энергосбережению и промышленные предприятия. Реализация закона затянется надолго в связи с элементарными проблемами финансирования.

Борис Затопляев, президент Ассоциации энергосбережения Калининградской области:

– Темпа, на мой взгляд, еще нет, хотя федеральный закон был принят два года назад. К сожалению, первая региональная программа по энергосбережению не была наполнена конкретикой и не была подтверждена финансово. Вторая программа, более реалистичная, принята только в декабре прошлого года. Но и с ее финансированием пока ясности нет. Хотя наша ассоциация работает над этой проблемой уже несколько лет, отсчет я бы начал вести с декабря 2011 года. Так что поживем – увидим.

Александр Ногай, директор Калининградского филиала «Российского энергетического агентства» Минэнерго РФ (РЭА):

– Ситуация с реализацией федерального закона в нашей области сложилась непростая. Сегодня сложно давать какие-либо оценки хода реализации и промежуточных результатов, т. к. официальных данных – постановления о целевом бюджете на региональную программу по энергосбережению – нет. Нельзя из ничего сделать что-то. Но наше агентство по-прежнему готово оказывать содействие: по инициативе филиала на ДД1 состоялось 3 выездных совещания между руководством РЭА и правительством КО; подписаны протоколы о взаимодействии, по сути представляющие дорожную карту по реализации всего комплекса вопросов взаимодействия. В частности, по поручению федерального центра РЭА разработало механизм реализации мероприятий по энергосбережению в условиях отсутствия на эти цели средств в бюджетах муниципалитетов и у владельцев промышленных объектов. Для этого была создана федеральная энергосервисная компания, которая готова инвестировать энергосберегающие проекты. Возврат денежных средств будет осуществляться за счет экономии на потреблении энергоресурсов. Эти предложения направлены в правительство области. Мы ждем обсуждения форматов взаимодействия.

Владимир Потапов, заместитель начальника департамента регулирования вопросов энергосбережения, топливно-энергетического комплекса, недропользования и водных отношений правительства Калининградской области:

– Мы пока находимся на начальной стадии системной организации энергосбережения. Ведь до принятия федерального закона об энергосбережении 2009 года совсем незначительная часть бюджетных учреждений имела приборы учета потребляемой тепловой энергии и воды. Сейчас они устанавливаются повсеместно, проводится энергоаудит зданий и организаций. Сдерживающим фактором является недостаток финансирования. Эти первоочередные мероприятия дадут нам возможность учесть фактическое энергопотребление и готовить планы конкретных энергосберегающих мероприятий по рекомендациям энергоаудиторов. Следующий этап – реальная программа действий по утеплению зданий и модернизации оборудования. Дальнейшие шаги связаны с внедрением возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов. Хочу заметить, что Европа, на которую так любят все ссылаться, шла к нынешнему уровню энергосбережения 30 лет.

Текст: Наталья Будоян

Фото: Ольга Данилова

www.stroyint.ru

Источник: Журнал СтройИнтерьер

На правах рекламы