Модернизация ЖКХ: два старта впустую?

Первый старт реформе ЖКХ дало принятие в 2004 году Жилищного кодекса: возникли предпосылки для рыночных отношений собственников жилья и коммунальных служб, появились частные управляющие компании. Следующим шагом должно было стать создание рыночных отношений в сфере инфраструктуры – она уже много лет требует неотложной реконструкции, при нынешней тарифной политике одних госсредств на это не хватает. В результате коммунальной реформы в Калининграде не осталось ни одной муниципальной управляющей компании, обслуживанием домов занимаются частные фирмы, которые должны выбирать жители на общих собраниях собственников. Что имеем?

Второй старт тоже оказался неудачным

В ноябре 2010 года, будучи президентом, Дмитрий Медведев провел удаленный прием граждан, который был посвящен проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Буквально на следующий день президиум госсовета в Сыктывкаре утвердил меры для решения этих проблем, что было названо новым стартом реформы ЖКХ. Президиум одобрил крупные мероприятия: принятие к февралю 2011 г. ФЦП «Комплексная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 гг.»; к марту – нового закона «О водоснабжении и водоотведении в России»; к апрелю – комплекса мер по привлечению в ЖКХ частных инвестиций. Их цель – реконструкция и модернизация инфраструктуры коммунального хозяйства. Правительство должно было создать стандарты работы и критерии ее качества, а также механизм расщепления платежей граждан между ресурсоснабжающими и управляющими компаниями. Руководитель департамента ЖКХ Минрегиона Ирина Булгакова многообещающе заверяла, что основная задача комплексной программы состоит в том, чтобы запустить кредитование отрасли. ФЦП так и не принята, потому что в верхах два противоречащих подхода к реформированию ЖКХ. Один поддерживает Минэкономразвития – инвестировать в модернизацию инфраструктуры, привлекая кредиты и частные компании. Другой – продолжать накачивать коммунальный сектор бюджетными средствами для последующей распилки.

Подход первый – расщепление нужно, чтобы избежать дальнейшего роста долгов управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. Сейчас эти долги постоянно растут – компаниям выгодно задерживать деньги: можно положить их в банк и заработать на процентах. Автоматическое расщепление позволит сразу передавать ресурсоснабжающим организациям уплачиваемые гражданами деньги. По данным Минрегиона, как правило, это 70 % от суммы, уплачиваемой за ЖКХ, и только 30 % – средства УК.

Подход второй – расщепление платежей – означает передачу контроля над финансовыми потоками от частных управляющих к подконтрольным муниципалитетам расчетно-кассовым центрам, это давно лоббируют местные власти. Новый этап реформы во многом противоречив: в руководстве страны явно крайне недовольны темпами создания рынка в ЖКХ, он пока совершенно не сказывается на реконструкции инфраструктуры, но вряд ли наращивание административного давления поможет делу.

Одним словом, стандартов работы в сфере ЖКХ сейчас нет никаких. У нас даже в Жилищном кодексе нет термина «управление», хотя управляющие компании есть.

Как потрачены миллиарды ЖКХ в нашем регионе?

Министерство финансов Калининградской области недавно отчиталось, что объем финансирования жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году составил 4 млрд 17 млн рублей, что на 16 % больше по отношению к 2010 году. На капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья в прошедшем году было выделено 250 млн рублей. Из них 162 миллиона – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, а 88 млн рублей – софинансирование расходов за счет средств областного бюджета (из местных бюджетов на капитальный ремонт направлено 30,5 млн рублей). За счет средств ФЦП развития Калининградской области 322 млн рублей было направлено на газоснабжение поселков, 1,9 млрд рублей было выделено на строительство очистных сооружений в Калининграде, Советске и Багратионовске, а также станции обезжелезивания в Гвардейске и насосной станции в Пионерском. 101 млн рублей был направлен на строительство полигонов твердых бытовых отходов в районе пос. Жаворонково Гусевского района и мусоросортировочного комплекса. Эти природоохранные сооружения позволят складировать и утилизировать мусор города Советска, Неманского и Славского районов.

Новая скандальная инициатива

Законопроект о региональных фондах капремонта жилья, вызвавший немало споров, Госдума России, в которую поправки в Жилищный кодекс РФ поступили во второй раз, отправила на обсуждение в субъекты. Он подразумевает принципиальные изменения в системе сбора и расходования средств, поступающих от жильцов на капремонт. В частности, собственникам квартир придется ежемесячно платить на эти нужды по ставке, которую установят региональные власти. При этом верхний предел участия жильцов в финансировании ремонтных работ может достигать 100 % от общей суммы затрат. На сегодняшний день она составляет в среднем в зависимости от решения собственников от 5 % до 20 %, а остальное субсидирует государство. Перечислять за ремонт должны будут все владельцы жилья вне зависимости от его возраста, что позволит оплачивать капремонт старых зданий за счет семей, которые приобрели квартиры в новых домах.
Документ подвергся серьезной критике со стороны членов Общественной палаты и ряда депутатов нижней палаты российского парламента. По их мнению, законопроект содержал антиконституционную норму в части исключения обязательства государства по капремонту домов, построенных до 1991 года, где квартиры были приватизированы жильцами. Затем он был отозван и в доработанном виде вновь внесен на рассмотрение Госдумы РФ. Согласно регламенту прохождения законопроектов данный документ относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому на апрельском заседании Госдумы принято решение о получении отзывов по нему от регионов. У представителей профессионального сообщества в сфере ЖКХ документ одобрения не нашел. Так, по мнению исполнительного директора «Национального объединения саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью» Дениса Назарова, он является самым спорным законопроектом Госдумы СФ РФ шестого созыва. «Казалось бы, нет ничего сверхъестественного в решении переложить обязанность по ремонту жилья на тех, кто в нем живет. Сейчас собственники квартир оплачивают эти работы из своего кармана. Но все дело в том, что по предлагаемым правилам мы будем платить «не за себя, а за того парня», – отметил Денис Назаров. – Иными словами, деньги мы будем собирать не на ремонт своего дома, а в общий котел, из которого они будут уходить в первую очередь на ремонт старых домов. Более того, такой порядок финансирования капремонта является ни чем иным, как скрытым налогом. Причем налогом, который мы будем платить вне зависимости от того, в старом или новом доме живем – и безо всякой гарантии результата. Если сегодня мы платим деньги управляющей компании, которая по закону должна отчитываться перед жильцами за каждый потраченный на дом плательщика рубль, то завтра будем иметь дело с региональными фондами, которые и будут аккумулировать наши ежемесячные взносы на капремонт. А распределять средства из этого фонда, определять графики проведения ремонта будут чиновники из муниципалитета. Конечно же, обязательный платеж на капитальный ремонт должен быть, но он должен быть привязан к конкретному дому, а не оказываться в общем котле. По этому поводу мы сейчас готовим публичные предложения к законопроекту».
Назаров отметил, что сейчас важна реакция региональных властей, чья позиция, надеются они, совпадет с доводами оппонентов этого закона и здравым смыслом

Администрация Калининграда решила договориться с коммунальщиками

Администрация Калининграда решила утвердить на территории города одинаковые для всех управляющих компаний условия управления многоквартирными домами. Для этого была разработана концепция взаимодействия муниципалитета с УК. Данный документ был опубликован на сайте городской администрации, обсуждался и дорабатывался в рабочих группах. Результатом этой работы стало Соглашение о взаимодействии между администрацией городского округа «Город Калининград» и управляющими компаниями. Соглашение, подписанное 14 июня, призвано повысить качество и эффективность содержания многоквартирных домов, создать равные для всех управляющих организаций условия работы, в том числе и предусмотренных положениями статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации. После подписания соглашения уполномоченным представителем городских властей и руководителями управляющих компаний, работающих в городе, на рынке услуг управления многоквартирными домами наконец-то появились единые стандарты оказания услуг населению. Администрация будет помогать управляющим компаниям, подписавшим соглашение, с содержанием и ремонтом жилого фонда, организовывать обучение и повышение квалификации сотрудников УК. Список компаний, решивших сотрудничать с местными властями, будет размещен на сайте городской администрации www.klgd.ru.

А региональное правительство решило оплатить установку счетчиков

«Правительство Калининградской области приняло решение откорректировать областной бюджет таким образом, чтобы найти возможность выделения бюджетных средств для установки общедомовых приборов учета безвозмездно. Пока только в городе Калининграде», – сообщил руководитель рабочей группы Общественной палаты по ЖКХ и энергетике Сергей Шерстюк на заседании Общественного совета 21 мая.

Такое решение было принято в связи с низкой активностью населения в решении этого вопроса, несмотря на то, что закон предписывает установить общедомовые приборы учета до 1 июля 2012 года. На сегодняшний день в Калининграде из шести тысяч приборов установлено лишь 750.

Каким образом можно решить проблему с установкой приборов учета в остальных муниципалитетах, общественники так и не смогли определить. «С каждым годом нагрузка на население юридически возрастает. Этим законом государство диктует собственнику, что он должен сделать в собственных сетях. Получается, когда государство еще в прошлом веке передавало в собственность квартиры, оно обязалось отремонтировать все остальное за свой счет. До сих пор этот закон есть. А тут еще дополнительно ложится нагрузка по установке приборов учета», – посетовал Шерстюк.

По его словам, закон предусматривает дистанционное снятие показаний, однако выполнить это требование в Калининградской области не представляется возможным. «Ну, вы знаете, что население, которое установило приборы учета, установило самые простые – китайские, потому что люди не хотят платить большое количество денег», – пояснил Сергей Шерстюк. Он также отметил, что в развитых странах расходы по установке приборов учета возложены на управляющие компании, однако для России подобное распределение неприемлемо. «Не факт, что «Водоканал» и «Теплосеть» установят приборы, у них ведь тоже денег нет», – прокомментировал представитель региональной Общественной палаты.

А управляющие компании ведут битву с ТСЖ за клиента

По информации и. о. председателя комитета городского хозяйства Юрия Кондратьева, только в Калининграде выявлено 37 конфликтных ситуаций, причем все они сводятся к тому, что право управлять одним домом оспаривают между собой как минимум две структуры (ТСЖ или управляющие компании). Наибольшее число конфликтов (17) – в Московском районе, наименьшее (9) – в Ленинградском. Анализ конфликтных ситуаций показал, что основной причиной их возникновения являются ошибки при вхождении в управление МКД, допущенные управляющими организациями и ТСЖ. Причиной затягивания сроков разрешения конфликтов, как правило, является возникновение споров между участниками конфликта.

За время наблюдения за выявленными конфликтными ситуациями городским властям удалось урегулировать часть из них. Зачастую это становится возможным благодаря изначально определившейся и устойчивой правовой позиции районных администраций, выполняющих функции собственников муниципального жилья, а также большой информационной работе, проводимой местными властями с собственниками квартир в МКД. Тем не менее, иногда даже наличие судебных решений не всегда обеспечивает разрешение конфликта. Так, пока не исчерпан ряд конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью управляющих организаций ООО «ЖЭУ-23» в Ленинградском районе (МКД), ООО «МУП РСУ-24» и ООО «УКБР № 1» в Московском районе. Поэтому в целях внесудебного урегулирования конфликтов на ранней стадии их возникновения одной из первостепенных задач, которую администрация намерена решить в течение ближайшего месяца, станет создание и организация работы согласительной комиссии с участием представителей городских властей, Государственной жилищной инспекции Калининградской области, ТСЖ, УК и ресурсоснабжающих организаций.

Текст: Наталья Будоян
Фото: Ольга Данилова 

www.stroyint.ru 

На правах рекламы
Источник: Журнал «СтройИнтерьер»

На правах рекламы