Принудительное прекращение прав на землю

Принудительно права на земельный участок прекращаются в случаях:
- изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
- конфискации земельного участка;
- реквизиции земельного участка;
- ненадлежащего использования земельного участка.
Впервые понятие, что же считается государственными и муниципальными нуждами, появилось в ст. 49 Земельного кодекса РФ. К ним относятся исключительные случаи, связанные с выполнением международных обязательств России, размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения и иными обстоятельствами прямо установленными федеральными законами и законами субъектов РФ. К таким обстоятельствам относятся случаи, связанные с обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых, созданием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного их размещения (п. 3 ст. 79 Земельного кодекса РФ), случаи, связанные с застройкой в городских и сельских поселениях в соответствии с генеральными планами этих поселений, правилами землепользования и застройки (п. 3 ст. 83 Земельного кодекса РФ), случаи, связанные с созданием и расширением государственных природных заповедников, заказников, памятников природы, национальных парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (п. 5 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
Порядок и условия изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируется ст. 279, 281 и 283 Гражданского кодекса РФ, ст. 55, 62 и 63 Земельного кодекса РФ. В зависимости от того, для чьих нужд изымается (выкупается) земельный участок, решение принимается Российской Федерации, субъектом РФ или муниципальным образованием не позднее чем за год до предстоящего изъятия (выкупа). По желанию гражданина, у которого изымается (выкупается) земельный участок, ему предоставляется взамен равноценный земельный участок, возмещается стоимость жилых, производственных и иных зданий, строений и сооружений, находящихся на изымаемом (выкупаемом) земельном участке, возмещаются в полном объеме убытки, в том числе упущенная выгода, а собственнику земельного участка еще и рыночная стоимость земельного участка.
Порядок конфискации земельного участка (безвозмездное изъятие у его собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление) регулируется ст. 243 Гражданского кодекса РФ, ст. 50 Земельного кодекса РФ, ст. 44, 45, 52 и 73 Уголовного кодекса РФ и ст. 63 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Конфискация  применяется только в качестве дополнительного вида наказания, при условном осуждении не назначается. Не подлежат конфискации земельные участки, на которых расположены не подлежащие конфискации дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения сельского или подсобного хозяйства.
Порядок реквизиции земельного участка (временное изъятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти в целях защиты граждан, общества и государства от угроз чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, авария, эпидемия и т.п.) с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков) регулируется ст. 242 Гражданского кодекса РФ и ст. 51 Земельного кодекса РФ. При невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка или предоставляется равноценный земельный участок.
Порядок принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования регулируется ст. 237, 238, 240, 252, 273, 284 и 285 Гражданского кодекса РФ, ст. 44-48, 54 Земельного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Основаниями для принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования являются:
- использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;
- не использование земельного участка по целевому назначению для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в течение трех лет;
- использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
- не устранение совершенных умышленно земельных правонарушений (загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы, нарушение установленного режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения);
- систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
- систематическая неуплата земельного налога (в течение двух и более лет подряд).
Принудительное прекращение прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после наложения административного взыскания в виде штрафа. Размеры штрафных санкций установлены в ст. 7.1, 7.2, 7.10, 7.18, 8.3, 8.6, 8.7, 8.8, 9.4, 9.5, 10.1-10.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Принудительное прекращение прав на земельный участок осуществляется по решению суда по заявлению органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.