Сделать то, что удастся успеть: как кирху Алленбург в посёлке Дружба превращают в музей (фото)

02 июня 2022, 16:00

Кирха Алленбург в посёлке Дружба впервые открылась для туристов. Предприниматель и краевед Геннадий Кострица, известный своими сплавами на байдарках по области, взял её в аренду у РПЦ и задумал превратить в музей и концертный зал. «Новый Калининград» рассказывает о прошлом, настоящем и скором будущем памятника архитектуры.

Кирха в щелку

В кирхе Алленбурга снова звучит орган. Правда, из портативной колонки. С окна на окно перелетают голуби — они свили там гнёзда и греют птенцов. Из щели в стене, к которой раньше примыкал алтарь, бьёт луч света. Стену эту пробили ещё в советское время, когда превращали кирху в зернохранилище. Теперь кирпичную кладку заменяют старые деревянные ворота. В нулевые в Алленбурге пытались обосноваться протестанты — бывшие жители города и их потомки, но в 2010 году здание передали Русской православной церкви в комплекте с другими кирхами, замками и руинами.


«Коллективная молитва»: кто убирает руины кирх в регионе и что об этом думает РПЦ

«Лет десять назад я стал организовывать сплавы на байдарках, — рассказывает Геннадий Кострица. — Один из основных маршрутов у меня проходит по Лаве, и в Дружбе мы с туристами часто устраивали пикники. Я рассказывал им про шлюзы Мазурского канала, водил посмотреть на кирху, и долгое время мы только заглядывали в щели. Думал, как же найти людей, с которыми можно договориться и заходить внутрь». Прошлой осенью Кострице всё-таки удалось выйти на представителей РПЦ, которые пусть не сразу, но отыскали ключи от кирхи. Внутри всё было завалено мусором — расколотыми кирпичами и черепицей, рухлядью, засыпано грязью и пылью. «Десять лет тут никого толком не было. Мы вывезли целый камаз мусора. Были даже остатки зерна с советских времён, — вспоминает Геннадий Кострица. — Судя по всему, все эти годы здесь были открыты окна, поэтому с каждого этажа колокольни мы вытаскивали по пять-шесть мешков с голубиным помётом. За лестницу нельзя было взяться, драили вместе с „Хранителями руин“ окна, полы и стены много-много раз».

Увиденное впечатлило, но не отпугнуло Кострицу от идеи открыть кирху для туристов. Договориться с РПЦ оказалось проще, чем он себе представлял. «Мне сказали: занимайся, восстанавливай, сколько есть сил. Церковь легко отдала её, они заинтересованы в этом, у них нет возможностей объять всё, что им перешло в 2010 году», — считает Кострица. Кирха досталась ему в безвозмездное пользование, но с рядом обременений. Сейчас он не может проводить там реставрационные и противоаварийные работы. «На начальном этапе мы всегда подписываем с арендаторами бессрочный договор, который не даёт им широких полномочий и который можем расторгнуть за три месяца, — пояснил „Новому Калининграду“ руководитель отдела имущественных отношений и строительства Черняховской епархии Пётр Клеванный. — Уже потом, когда видим серьёзные намерения и результаты работы, тогда переходим к более глубокой степени взаимодействия». Кострица всё же планирует провести в кирхе противоаварийные работы и принять участие в региональной программе льготного кредитования для восстановления памятников архитектуры, по которой сейчас идут работу в замке Рагнит в Немане, на заводе «Понарт» в Калининграде, хотят реконструировать немецкую мельницу в Железнодорожном и пр.

Алленбург в Дружбе

Кирхе Алленбурга уже случалось переживать воскрешение. Её построили в самом начале XV века, но практически разрушили во время Первой мировой войны. Заново кирху отстроили к 1925 году. Как утверждает Геннадий Кострица, она вмещала около восьми сотен прихожан, а во время богослужений здесь звучал восемнадцатирегистровый орган. Вторую мировую Алленбургская кирха пережила без потерь. Последний раз её колокола звонили в ночь нового 1946 года, после они бесследно исчезли — так гласит табличка на здании, установленная немецким обществом поддержки Алленбургской кирхи.

Именно оно занималось восстановлением здания в 2000-х. «Немцы выполнили очень ценную работу — заменили часть стропильной системы башни. Благодаря этому мы сейчас можем подняться на колокольню, — рассказывает Кострица. — Приезжал сын бывшего пастора кирхи Питер Райх. Они сделали здесь место для лютеранских богослужений, небольшой музейчик, новую крышу на башне. Вложили сюда серьёзные средства». После передачи кирхи Русской православной церкви в Калининградской епархии заявили, что лютеранская община никогда не оформляла имущественных отношений. РПЦ была готова заключить с протестантами договор, чтобы они продолжили восстановление, «если им важны эти храмы для молитвы, для общения, для приложения любви как к памятникам культуры». При этом отмечалось, что восстановленная кирха могла бы стать православным храмом, а лютеранам в её стенах отвели бы место для молитв, но идея не имела продолжения. Протестанты покинули кирху, оставив церковную утварь, старинные книги и фотографии. «Здесь было много серебряной посуды. Я собрал то, что не успели украсть, для выставки. Воры утащили серебро, но самое ценное здесь для меня — Библия 1893 года, важнее этой книги здесь ничего нет», — говорит Геннадий Кострица.

Музейная коллекция, которую он собирает, будет посвящена не только кирхе, но и Алленбургу-Дружбе в целом. «Алленбург был достаточно большим городом. До войны здесь проживали почти три тысячи человек. Здесь была рыночная площадь, почта, государственный банк, представительства крупных немецких предприятий, большой завод по производству сгущённого молока, на котором работала почти тысяча человек. Несколько других предприятий. Это был живой промышленный городочек с Мазурским каналом, шлюзами, очень хорошей водной логистикой для перевозки грузов, — поясняет краевед. — И о послевоенном периоде есть что рассказать: как и откуда люди сюда переселялись, как начинали строить свою жизнь. В 1945 году Алленбург был практически полностью уничтожен. Из 360 жилых домов к проживанию остались возможными только 34, это следует из донесения военных властей, которые были здесь после 1945 года. Именно потому было принято решение не восстанавливать город, а сделать его сельским поселением».

Глэмпинг на Лаве

Часы на колокольне кирхи починили, и теперь они снова бьют каждый час с 9 до 20. В самой башне организуют выставочные пространства и обещают сделать небольшую кофейню. Основной же зал кирхи должен стать площадкой для проведения музыкальных концертов. «Не использовать это пространство для культурных мероприятий было бы кощунственно. Здесь же прекрасная акустика, — говорит Кострица. — Надо доводить до ума крышу, делать свод, вставлять витражные окна — через них совсем иначе заиграет свет. Современной музыки я здесь не вижу. Мне кажется, это должна быть концертная площадка для классики, каких-то хоровых фестивалей».

«Чебурашка в будке»: как устроен дом смотрителя шлюза Мазурского канала

Вход в кирху платный — 150 рублей (с 10 июня — 200). За эти деньги можно осмотреть здание, послушать рассказ о нём, подняться на смотровую площадку, куда хотят завезти бинокли, но и без них сейчас легко разглядеть птенцов голубей прямо у окон и гнёзда аистов чуть поодаль. Планируется, что летом кирха будет открыта каждый день кроме понедельника с 11 до 17 часов. Неподалёку от неё, на берегу Лавы, Геннадий Кострица хочет запустить к следующему сезону туристический кемпинг. Судя по довоенным картам, у немцев на этом месте располагался гребной клуб. «В прошлом году я выиграл в тендере на аукционе землю. Взял её под рекреационные цели. Сделаем обустроенный берег с возможностью ночлега как в обычных, так и в глэмпинг-палатках. Будет летнее кафе, пляж, байдарки. Я давно мечтал сделать площадки под автокемпинг — надеюсь, [международная] ситуация когда-нибудь изменится», — говорит Кострица.

Он планирует получить полноценный договор на аренду кирхи на 25 лет — за это время даже при не самом большом финансировании можно провести противоаварийные работы. «Если бы хватило моей жизни восстановить кирху, я был бы рад, но здесь нужны очень большие средства. Я сделаю то, что удастся успеть. Мне 50 лет, куда мне более долгая аренда? Своим детям я не буду её навязывать, пусть выбирают сами. Понравится — хорошо, не понравится — нет проблем, — считает Геннадий Кострица. — Тут важен не один человек, а сообщество. В своё время я участвовал в европейском проекте по развитию сельского туризма „Искры надежды для российских деревень“. В его рамках было очень много было сил потрачено на то, чтобы рассказать, что такое ТОС — Территориальное общественное самоуправление в сёлах. Мы ездили по разным странам, смотрели очень успешные практики в Словакии, Польше. Изучали, каким образом там выстроено взаимодействие между местным населением и властью, именно в посёлках и деревнях. Это не альтернатива местному самоуправлению, это обозначение позиции местных жителей, а не депутатов или какой-то ангажированной группы. Это местные жители, которым необходимы изменения, которые готовы смотреть за их реализацией, это их выстраданные решения. Я вижу будущее именно в подобном взаимодействии. А туристам в посёлке будет хорошо тогда, когда будет хорошо местным».

Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте