Таксидермист: если ты решил сделать чучело своего кота, с тобой что-то не так
03 марта 2018, 09:31
Профессиональных музейных таксидермистов в Калининградской области совсем немного. Если быть точным, всего один — старший специалист сектора природы Калининградского
Рыжий кот и другие добытчики материала для чучел
— Жил у нас при музее кот Рыжик. Он был гегемоном ближайших дворов, всех гонял, часто появлялся с рваными ушами, и вообще был крайне самостоятельным. Все его очень любили. Буквально за стенкой у нас находится электрическая подстанция, которая постоянно привлекала котов то ли своим теплом, то ли ещё чем. Они любили найти щелку и залезть туда. В итоге в обесточенный район периодически приезжала аварийка и вынимала поджаренные останки
На одной из девятиэтажек недалеко от нашего музея жила семья пустелег, маленьких соколов. У нас в коллекции не было самца пустельги. Старенькая непрезентабельная самка была, а красивого сокола для рассказов о городской экологии не было. А это очень интересно, это единственный сокол, который живет у нас в городе. И вот я иду на работу, подхожу к Рыжему, говорю: «Рыжий, смотри, пустельги летают, а у меня нет такой птицы». И пошёл дальше. Не помню, как долго я возился в мастерской, выхожу — сидит на пороге Рыжий, перед ним — хотите верьте, хотите нет — самец пустельги. Рыжик, это мне? Он
А вообще погибших, сбитых животных приносят самые разные люди, помогают охотники. В
«Если ты пришел делать чучело из домашнего животного, тут явно что-то не так»
— Основные заказчики — это музеи, художественные школы, ну и коллекционеры, охотники. В одной художественной школе дети постоянно отрывали хвост моему попугаю ара. Приходилось регулярно реставрировать.
Недавно я делал остеологический материал — череп и шейные позвонки жирафа — для юннатского отдела зоопарка. Кстати, у жирафов самые длинные позвонки среди животных. Интересно, что у всех млекопитающих одна схема шейного отдела позвоночника — у всех семь позвонков. Начиная от кита и дельфина, заканчивая человеком.
Бывало, хозяева животных просили сделать чучела своих питомцев. В таком случае я говорю: «Вы смотрели фильм „Окно в Париж“? Вот посмотрите и больше не приходите». Там главная героиня — таксидермист. Посмотрите, все сразу поймете. Домашнее животное — кот, собака — это практически член семьи. И если ты пришел делать из него чучело, то тут явно
Os penis и «олений жемчуг»
— Это коллекция косточек из половых членов животных. Самая крупная из них принадлежит белому медведю, который сейчас находится на ледоколе «Красин». Дальше — бурый медведь, гималайский, волк, енотовидная собака, лиса и,
Подготовка шкурки: препарировать, выделать, продубить
— Приступая к работе, первым делом необходимо осмотреть животное, имеющиеся на нем дефекты. Может быть повреждена шкура, шерсть, утеряны перья. И если мелкие дефекты можно устранить, то крупные — это уже никуда не годится. Приходится браковать материал.
Потом идет «препаровка», то есть аккуратная съемка шкуры через небольшие разрезы. Снял шкуру, остается туша. С нее снимается чертеж. Главное в чертеже — определить расстояние между суставами, длину конечностей, все охваты, объемы. Чем подробнее чертеж, тем более жизненной, реалистичной будет скульптура. При этом важно снимать чертежи именно с обесшкуренного животного, потому что шерсть дает дополнительный объем и большую погрешность.
После снятия шкурку надо засолить и хранить несколько дней на холоде. После — постирать и обезжирить. Остатки жира всегда привлекают насекомых. И даже великолепная тонкая работа в итоге будет съедена кожеедом или молью, если шкурка неправильно подготовлена.
Для меня главное, чтобы прошла кислотная выделка, чтобы шкура была продублена, законсервирована и способна впитывать в себя другие растворы. В частности, инсектициды, чтобы защитить её от вредителей, насекомых.
Мышцы и «колбаски» из деревянной стружки
— Параллельно готовим скульптуру. Сейчас с этим проще — можно купить готовую в Москве или Питере и потом «подогнать» её. Это подходит для трофейных вариантов, для охотников. Там стандартные размеры и позы. Работа для музея, создание
Конечно, для музея чаще делаю скульптуры сам, хотя иногда беру и заготовки. Их удобство в том, что ты лишаешься львиной доли тяжелой физической работы, которая выматывает тебя ещё до того, как ты приступишь к настоящему творчеству. А так ты берешь манекен, подгоняешь его под размеры шкуры по чертежам и занимаешься конкретно животным. Заготовки позволяют бросить все силы на тонкую доработку, точное воспроизведение животного.
Шкурка выделана, пропитана, скульптура готова, ты уже поломал голову, в какой позе животное будет стоять, что и как ты завернешь, когда ты побегал
«Чуть неправильный угол — у животного появляется астигматизм»
— Когда у тебя готов манекен, когда ты все собрал, ты занимаешь творчеством. Хорошо выделанную шкуру, пропитанную начинаешь надевать, зашивать, приклеивать, работаешь с мелкой пластикой. Очень важно передать выражение глаз: чуть неправильный угол — у животного появляется косоглазие, астигматизм. Если у животного есть особенности рисунка на шкуре, надо очень скрупулёзно до миллиметра подвигать кожу, фиксировать булавочками, чтобы кожа сохранила ровные линии, чтобы не было перекосов. Иногда глаз замыливается и ты не замечаешь неточностей, а потом приходишь на следующий день, хватаешься за голову и начинаешь всё исправлять, пока не высохло.
Изготовление одного чучела зависит от размеров животного. Есть этапы, длительность которых никак не изменишь. Например, принесли мне хорька, я его препарировал, почистил. Теперь как минимум сутки он должен пролежать в дубильном растворе. Для небольшого хорька суток хватит. Потом я достаю шкурку и дорабатываю ее, дочищаю. И после она должна снова провисеть сутки, а то и двое, пропитаться инсектицидами. Всего дня
Самый тяжелый момент в работе, тяжелый физически и, скажем так, не очень чистоплотный — это, конечно, обработка шкуры. Мездрение снять и обрезать — это да, неприятно. Но самое, конечно, неприятное, это когда
Как ни странно, но даже с мертвым животным важно найти контакт. Я всегда говорю: «Ты прости меня, я не виноват в твоей смерти. Мне тебя принесли. Я постараюсь воссоздать твой облик». И знаете, помогает.
«Господи, как можно такой гадостью заниматься»
— Несомненно, таксидермист должен уметь рисовать и чертить. Слава богу, у меня есть
Надо очень хорошо знать анатомию животного, его повадки. Хорек может изогнуться как угодно. Они, в
Таксидермии я обучался в рижском музее природы. На выборе профессии сказалась учеба на биологическом факультете. Все это было близко. Правда, когда на практическом занятии я первый раз чайку резал, думал: «Господи, как можно такой гадостью заниматься». А потом появилась цель воссоздавать, воспроизводить. Но, конечно, невозможно точно повторить то, что сделал Бог.
Мне нравится видеть результат своих трудов, нравится, когда в музей приходят дети, бегут к животным, им рассказывают о них. Плохо, когда, как говорит мой питерский коллега Юрий Стариков, «покемонов» делают, неумелые работы. Дети должны видеть красоту природы, а не человеком сделанные уродства.
Я занимаюсь таксидермией 30 лет. Раньше мне присылали студентов из университета на обучение. Они год побегают: «Николай Иванович! Буду вам помогать». Я потрачу год, а потом —
Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград».