Время покажет: деятели культуры о назначении директора Кафедрального собора
27 декабря 2016, 17:47
В понедельник, 26 декабря, Антон Алиханов, врио губернатора Калининградской области, назначил на место директора Кафедрального собора Веру Таривердиеву, которая готова работать в соборе по большей части дистанционно, без зарплаты, и при этом намерена создать художественный совет собора и объявила о запуске конкурса на места штатных органистов. «Афиша Нового Калининграда.Ru» собрала мнения представителей культурной сферы города о смене руководителя Кафедрального собора, а также грядущих нововведениях.
Аркадий Фельдман, руководитель областного симфонического оркестра, бывший директор Кафедрального собора:
— Это очень хорошее назначение. Вера Таривердиева имеет возможность поднять статус собора на столичный уровень, потому что у неё огромное количество контактов с выдающимися музыкантами по всему миру. Она делает, и делает правильно, конкурсно, а не так, что непонятно, каким образом здесь вообще появились. Создание художественного совета высокого уровня — хорошая идея. Что значит работать дистанционно? При наших возможностях это не проблема, тем более она намерена в Калининград постоянно приезжать. Насколько я знаю её планы, в них нет
Я, окунувшись в это дело, знаю те проблемы, которые нужно решать. Важно, чтобы собор не был наполнен случайными концертами. Мы значительно увеличили количество музыкальных мероприятий, расширили жанры, дали возможность разным коллективам выступать в соборе. На мой взгляд, сейчас нужно посмотреть, как человек будет работать, и время покажет. Те моменты, о которых она заявила, они очень правильные, она имеет большой опыт ведения фестивалей, в этой среде она достаточно хорошо ориентируется.
Моя должность из собора выведена, я сейчас там официально не числюсь, но сотрудничать, конечно, буду. Моему симфоническому оркестру нужна площадка. Да, в театре мы играем с аншлагами, но и невозможно не пускать оркестры в собор, например народный или духовые оркестры. Ведь, например, духовой оркестр — это тот же орган, только живой. Площадка собора может широко использоваться во всех жанрах, кроме, конечно, таких, которые там не уместны —
Все нормальные люди должны сотрудничать, тут нечего делить. Мы же
Ольга Дмитриева, калининградский художник:
— Это не самое лучшее назначение, но посмотрим через год, что она сможет сделать. Я скептически отношусь к человеку, который собирается на работе бывать не каждый день. Безусловно, таким знаковым учреждением, который является символом нашей области, управлять дистанционно невозможно. Тем более там находится музей имени Иммануила Канта, да и сам остров нужно развивать.
Ни для кого не секрет, кто бывает там на концертах в соборе или знаком с ситуацией состояния самого помещения. Крыша вся в трещинах — нужно проводить экспертизу, в каком состоянии находится здание, нужно искать деньги на эту экспертизу. Этим нужно серьёзно заниматься. Собор в ужасном состоянии после вот этого «однинцовского восстановления». Это делать дистанционно невозможно, нужно в это вникнуть. Это же не только концерты,
Конкурс органистов — здравая вполне мысль. Что касается художественного совета: а какова его цель и в чём будет состоять работа? И потом, художественных совет с участием знаменитостей, живущих за пределами области, как часто тогда он будет собираться? Тоже дистанционно собрания будут проходить? Это вообще непонятные вещи.
Виктор Бобков, директор Калининградской филармонии:
— К любым подобным назначениям я отношусь положительно. Хочу пожелать удачи на этом посту Вере Гориславовне. Время покажет, возможно ли управлять Кафедральным собором дистанционно, могу сказать, что в филармонии вряд ли возможно. Практика проведения музыкальных конкурсов для любых исполнителей существует повседневно, это всегда подтягивает, ставит более высокие планки, поэтому здесь нет ничего такого, выходящего за пределы нормальной практики. Это очень хорошо и правильно, наверное, такие конкурсы должны стать частью любого другого учреждения. Это проходит всегда и везде, такие прослушивания полезны и конкурсантам, и тем, кто их слушает.
Артём Хачатуров, штатный органист Кафедрального собора:
— Мне кажется, что ничего не изменится. У нас до этого был исполняющий обязанности директора Фельдман, который жил в Калининграде постоянно, и мы видим, что многие высказывали недовольство тем, что происходит в Кафедральном соборе, а человек, который будет дистанционно управлять, может
Мне немного странно, почему никто не спросил у Игоря Александровича Одинцова совета, для чего он восстановил этот собор, что он видел в нём, как будто этого человека больше нет. Он очень болезненно реагировал на то, что происходило вокруг собора. Я наблюдаю, что идёт зачистка тех людей, которые работали с ним. Посмотрим, время покажет, пока сложно делать
Мне инициатива с конкурсом на места штатных органистов непонятна. Потому что любой музыкальный конкурс — это явление субъективное. В спорте можно оценивать объективно: кто быстрее пробежал, кто выше или дальше прыгнул. Я не раз в этом убеждался. Планирую участвовать, но ещё посмотрим. Должность штатного органиста я занимаю до 30 декабря, но 30 декабря меня хотят уволить в связи с тем, что я нанёс
Игорь Александрович Одинцов, бывший директор Кафедрального собора:
— Всегда нужно готовить свои кадры. Таривердиева собора совершенно не знает, она хочет создать
Что касается конкурса органистов, предположим, приехали люди из других городов и претендуют на места штатных органистов собора, им же нужно дать квартиры, сможет ли Таривердиева дать квартиры? Артём Хачатуров — единственный, кто знает орган как пять своих пальцев, и его хотят убрать. Орган на процентов двадцать уже уничтожили. Почему нет постоянного органиста в филармонии? Почему туда не проведут конкурс? Куда делся орган музыкального колледжа? Никто не может сказать.
Текст — Анастасия Светогор, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».