Паруснику «Седов» исполняется 100 лет. Вспоминаем главное из его истории (фото)

23 марта 2021, 14:40

Парусник «Седов» отмечает вековой юбилей. Ровно 100 лет назад, 23 марта 1921 года, состоялась его торжественная церемония спуска на воду в Киле. В Балтийской государственной академии Рыбопромыслового флота вспоминают главные вехи истории барка. 

Новый четырёхмачтовый барк получил название «Магдалена Виннен II» в честь жены заказчика судна, основателя и владельца судоходной компании Фридриха Адольфа Виннена. «Немецкий судовладелец планировал для своей „Магдалены“ работу на линиях, соединяющих порты Европы с портами Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. Но вскоре наступили 30-е, а вместе с ними — мировой экономический кризис. Один за другим суда становились на прикол, а их команды — на биржу труда. Компания Виннена продала несколько своих парусников по бросовым ценам. В 1936 году наступил черёд и „Магдалены Виннен“. Ее приобрела пользовавшаяся государственными дотациями фирма „Норддойчер Ллойд“. Барк переименовали в „Коммодор Йонсен“ и перестроили, превратив в учебное судно», — рассказали в академии.

После Второй Мировой войны по решению Потсдамской конференции союзники разделили военный и вспомогательный германский флот. В качестве компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда Советский Союз получил барки «Падуя» (сегодняшний «Крузенштерн»), «Горх Фок» («Товарищ-ІІ») и «Коммодор Йонсен», названный позже в честь полярного исследователя Георгия Седова.

«В январе 1946 года „Седов“ был передан советскому Военно-морскому флоту. Несмотря на послевоенную разруху и ограниченность материальных ресурсов, средства на восстановление парусника были выделены, — поясняют в БГА РФ. — Особых вливаний потребовали пришедшие в ветхость за годы войны такелаж и парусное хозяйство. Необходимо было подготовить и обучить экипаж. К тому же Балтика всё ещё была полна мин, и плавание такого крупного корабля с неопытными курсантами на борту стало бы безрассудством».

Впервые после войны учебный парусник отправился в рейс в 1952 году. С 1957 года «Седов» начал выполнять функции ещё и океанографического судна. «В ходе исследований экипаж и научные сотрудники стёрли немало „белых пятен“ с карты Атлантического океана. Полученные в тот период данные до сих пор используются для составления прогноза ветровых волн в разных областях Мирового океана», — рассказывают в академии.

В 1966 году барк как учебное судно для плавсостава рыбопромышленного флота перешёл в Минрыбхоз СССР. В этой роли он прослужил десять лет. Портом приписки «Седова» стала Рига. «В начале 70-х годов барк переживал трудные времена. В ожидании давно назревшего ремонта почти четыре года простоял в Ленинграде. Замаячила перспектива пустить судно на иголки, но на защиту ветерана встали известные моряки и авторитетные личности. [Офицер Военно-морского флота] Пётр Сергеевич Митрофанов смог в очередной раз доказать пользу и возможности „Седова“, предложив, уже под эгидой Госкомрыболовства, использовать судно в качестве учебного парусника для моряков рыбопромысловой отрасли», — отмечают в БГА РФ.

В 1983 году во время очередного рейса «Седов» зашёл в Бремерхафен. Советские моряки пригласили на борт бывших членов немецких команд парусника, в том числе одного из его первых владельцев.

В апреле 1991 года парусник передали Мурманскому государственному техническому университету и перевели из Риги в Мурманск. В 2012 году «Седов» отправился в свою первую кругосветную экспедицию. В 2017-ом судно снова сменило порт приписки — барк передали Калининградскому государственному техническому университету. В 2019-2020 годах «Седов» совершил ещё одну кругосветку. Она была посвящена 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас судно проходит плановый ремонт, чтобы в год своего 100-летия совершить новые учебные рейсы.

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте