Лекарь с головы до ног: комедия «Мнимый больной» в Калининградском драмтеатре
30 сентября 2016, 16:55
Московский режиссер Никита Гриншпун к открытию
Господин Арган серьезно болен. Нам очевидно, что ипохондрией. Врачам и, собственно, самому господину Аргану кажется, что самыми разными и опасными болезнями, от которых отлично помогает специальная гимнастика, иглоукалывание и — обязательно — клистир. Дом господина Аргана стерильно бел: сразу и не поймешь, где парадная зала, а где спальня, совмещенная с палатой. Вторая жена господина Аргана, зная о тяжёлом состоянии супруга, предусмотрительно носит глубокий траур: к смерти нужно быть готовой в любую минуту, перед опасной хворью и клистир беспомощен. Впрочем, чёрный кринолин легко снимается, под ним обнаруживаются чулки и озорные траурные панталоны: все умирают, жизнь продолжается, и мы будем продолжать ее, как в том анекдоте, «медленно и печально». Анжелика, дочь господина Аргана влюблена в Клеанта, ведет себя как мартовская кошка и к медицинским причудам отца привыкла. Служанка Туанетта совсем распоясалась: содержимое ночного горшка хозяина ее волнует меньше всего, постоянные процедуры и шарлатанство врачей раздражают, да и сама она, если будет нужно, вонзит в тело Аргана пару острых иголок, впрочем, без вреда для здоровья. Сам господин Арган ни шагу не делает без «носителей клистира»: двух медбратьев; к спине одного намертво прикреплена канистра с «целительным раствором», второй не расстается с аккордеоном — шаг влево, и вот господин Арон вместе со своими врачами танцует танго, шаг вправо — и мелодия танго превращается в блатной мотив.
Режиссер Никита Гриншпун остроумен, тонок и язвительно точен. Он сам здесь не просто режиссер, а, как в тексте пьесы сказано, «лекарь с головы до ног» и, кажется, готов залечить (во всех смыслах) до смерти и зрителя, и актера.
Он начинает вкрадчиво и аккуратно: вы идете на Мольере, «на классику», поэтому получите то, что отчасти ожидаете: вот вам мольеровские парики, вот костюмы, вот известный, практически слово в слово воспроизведенный текст. О том, что за несколько месяцев репетиций и тяжелой работы из этих самых «мольеровских париков» режиссер при помощи труппы выбил весь нафталин — вы узнаете уже по ходу действия.
Он с удовольствием роется в массовой культуре, достает оттуда то, что так или иначе касается медицины: от «ангелов в белых халатах» до
Он изобретательный придумщик, очаровательный выдумщик, интеллектуальный шутник. И видно, что каждая придумка доставляет ему самому колоссальное удовольствие. Вот те же «ангелы» — это музыканты, которые сидят не в привычной оркестровой яме, а словно парят над сценой. Музыканты в белых халатах и медицинских шапочках играют с небольшого балкона, который крутится вместе с декорациями.
Вот к Анжелике приводят свататься племянника доктора Пургона, и это сватовство, знакомство с молодым доктором, который тоже способен излечить от всего чего угодно — настоящая презентация. На экран проецируются кадры из жизни назойливого жениха, Пургон рассказывает: «Он тверд в споре, непоколебим в своих взглядах, никогда не меняет своих суждений и отстаивает то или иное положение, пользуясь всеми изворотами логики». На экране — лицо Гриншпуна, расплывшееся в дурацкой улыбке — мол, а вот и я, всем привет!
Вот к господину Аргану приходит брат, пытается отговорить его от постоянного лечения. В
Несмотря на то, что этой комедии много чего намешано, послание режиссера донельзя ясно и прозрачно.
На любую неприятность (читай: болячку или заразу) найдется свой лекарь: шаман с бубном, специалист по иглоукалыванию, пасечник с роем пчел, медбрат в белом халате с клизмой наперевес или голос Елены Малашевой из телевизора, да кто угодно.
И довериться можно, конечно, и клизме, но можно все же себе, здравому смыслу, что бы там ни говорили на главных каналах, или профессионалу. Труппа Калининградского драматического театра удивила: актеры, они стали
Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков