Демонтаж с возвратом: Солнечные часы в Светлогорске решили разобрать для реставрации

25 мая 2023, 12:36

Демонтаж с возвратом: Солнечные часы в Светлогорске решили разобрать для реставрации
Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Солнечные часы, установленные на променаде в Светлогорске, потребуется демонтировать для реставрации. Проект, разработанный калининградской компанией «ЭкспертПроектРеставрация», получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Документ опубликовали на сайте областной службы охраны памятников.

Специалисты сочли общее техническое состояние пролетного строения, на котором расположена мозаика, «недопустимым», а состояние памятника — «неудовлетворительным». В акте экспертизы указано на отсутствие смальты в отдельных местах панно и изменившийся наклон гномона — стержня, по тени которого определяется время в солнечных часах. Кроме того, просадка пролета привела к отслоению карт панно от основания и образованию перепадов между ними.

«Реставрационный ремонт не изменяет существующие композиционные приемы, не изменяет предметов охраны объекта культурного наследия. По согласованию с автором часов (Н.П. Фроловым) принято решение о сохранении авторского ремонта часов периода 2005 года, за исключением поля звездное небо, выполненного из стеклянной глянцевой смальты», — говорится в акте историко-культурной экспертизы.

В рамках реставрации мозаичный набор, гномон и шар снимут и перевезут в мастерскую. Существующее металлическое ограждение будет демонтировано. Предполагается, что панно будут разбирать по блокам. Предварительно мозаику расчистят, промоют и обследуют. На лицевой стороне панно каждый блок обклеят папиросной бумагой в несколько слоев, чтобы сохранить целостность структуры. С внутренней стороны мозаичных блоков должны будут удалить слой бетона. Подрядчику также предстоит в числе прочего изготовить утраченные цвета смальты.

«Реставрация шара заключается в ремонте информационной таблички, расшивке швов смальтового набора, укреплении проникающими составами существующего основания и расшивке полимерными мастиками швов», — говорится в документе. В рамках реконструкции променада для установки памятника должны будут подготовить новое пролетное строение, обустроить основание в форме круга толщиной 30 см и постамент для установки шара. Мозаичный набор вернут на место после завершения этих работ.


«Предлагаемые проектные решения не создают угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия и могут быть признаны работами по сохранению объекта культурного наследия», — говорится в заключении экспертов. В нем также отмечается, что реставрация позволяет сохранить художественный и авторский замысел памятника и обеспечивает его поддержание «в надлежащем техническом состоянии».

Солнечные часы «Зодиак» в стиле советского модернизма — работа авторского коллектива под руководством Николая Фролова. Памятник был создан в 1974 году в рамках строительства и обустройства лестничного спуска. Часы выполнены из каменной смальты в технике римской мозаики, созданной по схеме обратного набора. За оригинальность композиции и точность отображения времени памятник занесли в книгу рекордов Гиннеса. Около солнечных часов установлена скульптура «Шар» из мозаики. На ней закреплена бронзовая пластина с подробным описанием всех элементов часов и поправок на каждый месяц года.

Последний раз памятник реставрировали в 2005 году, после чего его внешний облик несколько изменился. При проведении работ вместо аутентичной мозаики была использована стеклянная глянцевая смальта. В 2017 году Солнечные часы в Светлогорске признали выявленным объектом культурного наследия, а в 2022-м — объектом культурного наследия регионального значения.

В связи с реконструкцией променада в Светлогорске региональная служба охраны памятников предлагала несколько сценариев для Солнечных часов. Первый вариант — снятие мозаики, реставрация и возвращение на прежнее место. Второй вариант — передача в музей. Автор скульптуры Николай Фролов выступил за ее сохранение на прежнем месте. «Мозаика всегда связана с той основой, на которой она лежит, — заявлял художник на встрече с чиновниками. — Это не картина, которую можно взять и перенести. Это очень сложный элемент, который состоит из тысячи маленьких тессеров. Более глупого и дурацкого решения, чем перенос, я не представляю. Это [предлагают] люди неграмотные совершенно».

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте