Кадры и ЗОЖ: стратегия развития здравоохранения Калининградской области

27 мая 2016, 10:50

Кадры и ЗОЖ: стратегия развития здравоохранения Калининградской области

Министр здравоохранения Калининградской области Людмила Сиглаева в среду представила членам общественного Совета при министерстве новую стратегию развития здравоохранения региона.

Рождаемость, как во Франции

В первой части стратегии изложен анализ демографической ситуации в Калининградской области, состояния здоровья населения, ресурсов и эффективности существующей системы здравоохранения. Во второй части — сформулированы цели, приоритеты, основные направления и мероприятия, этапы ее реализации.

Основная концепция стратегии обозначена в самом начале документа — она предполагает изменение парадигмы в области общественного здравоохранения — главные акценты теперь будут перенесены на задачи улучшения здоровья и создания условий для его сохранения.

 Концепция новой программы развития здравоохранения на период до 2020 года отражает усилия министерства здравоохранения Калининградской области на создание эффективной системы общественного здравоохранения, направленной на сокращение потерь общества от заболеваемости и преждевременной смертности, на улучшение здоровья населения, формирование приверженности к культуре здорового образа жизни, ответственности гражданина и общества в целом за состояние здоровья, сбалансированной с уровнем развития экономики.
По демографическим показателям Калининградская область пока еще отстает от России, но некоторые результаты, как утверждают в минздраве, показывает не хуже европейских. В частности, рождаемость в регионе за последние пять лет выросла с 11,8 до 12,7 промилле; смертность снизилась с 13,3 до 13,2 промилле. При этом уровень смертности остается выше среднероссийских показателей, рождаемости — ниже.

Людмила Сиглаева отметила, что во Франции в 2015 году уровень рождаемости составил 12,73 на тысячу человек, смертности — 8,48 промилле. В Великобритании — 12,29 и 9,3 промилле; в Германии — 7,9 (рождаемость) и 10,08 (смертность) соответственно. 11.jpg

Что касается младенческой смертности, то она также снизилась — с 7,9 промилле (в 2014 году умерло 75 детей в возрасте до года) до 6,07 промилле (98 детей в 2015 году). Случаев материнской смертности в 2015 году в Калининградской области не было.

Ожидаемая продолжительность жизни в настоящее время увеличилась с 69,9 лет (в 2011 году) до 70,28 лет (в 2014 году). К 2020 году она должна составить 76 лет. Министр здравоохранения призналась, что непонятно, откуда был взят такой показатель. «Но задача поставлена, надо её достигать», — сказала Сиглаева.

От чего умирают

Структура смертности в Калининградской области, как отметила министр здравоохранения, не претерпевала изменений последние пять лет. В 2015 году в Калининградской области показатель общей смертности населения составил 13,2 на 1000 населения — в регионе скончалось 12842 человек.

Первое место в структуре смертности занимают болезни системы кровообращения: в 2015 году умерло 5824 человек (45,2% от общего числа умерших). 

Второе место занимает смертность от новообразований: в 2015 году умер 1901 человек (14,8% от общего числа умерших). Смертность от новообразований составила 195,8 случая на 100 тысяч населения — на 11,5% меньше, чем в 2014 году. 

На третьем месте смертность от внешних причин. В 2015 году умерло 1265 человек (9,8% от общего числа умерших). Рост смертности от внешних причин связан с увеличением числа погибших в результате всех видов несчастных случаев (2015 год — 144 человека, 2014 год — 137 человек), погибших в результате ДТП (2015 год — 92 человека, 2014 год — 68 человек), умерших от случайных отравлений алкоголем (2015 год — 195 человек, 2014 год — 190 человек).

Чем болеют

Заболеваемость в Калининградской области выросла — в 2011 году этот показатель составлял 1364,5 на 1000 населения, в 2015 году — 1369,4 на 1000. В структуре причин заболеваемости лидируют болезни органов кровообращения, дыхания и мочеполовой сферы.


2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Численность взрослого населения
776764
779376
784112
788388
789926
 — болезни системы кровообращения
108219
118626
111203
118071
157459
139,3
152,2
141,8
149,8
199,3
 — болезни органов дыхания
149578
138755
152855
131856
116481
192,6
178,0
194,9
167,2
147,5
 — болезни мочеполовой системы
83760
85688
87684
84092
85927
107,8
109,9
111,8
106,7
108,8
 — болезни органов пищеварения
73588
63148
64979
69906
76311
94,7
81,0
82,9
88,7
96,6
 — болезни эндокринной системы
37346
43355
42262
44212
51597
48,1
55,6
53,9
56,1
65,3
 — инфекционные и паразитарные болезни
45298
40223
41449
44951
40508
58,3
51,6
52,9
57,0
51,3
 — новообразования
32048
35363
37153
35921
39124
41,3
45,4
47,4
45,6
49,5
 — травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
42132
58586
54623
53772
38273
54,2
75,2
69,7
68,2
48,5
 — болезни нервной системы
22841
27418
23838
26691
35912
29,4
35,2
30,4
33,9
45,5

Что касается заболеваемости злокачественными новообразованиями, в 2015 году у 3302 жителей региона онкология выявлена впервые. По данным минздрава, отмечается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями на 2,7% к 2014 году.

22.jpg

На первое место среди онкологических заболеваний вышел рак груди (14,6%), на втором месте — злокачественные новообразования кожи (с меланомой) (12,9%), на третьем месте — онкология кишечника (12,05%). 

Людмила Сиглаева обратила внимание на то, что в предыдущие годы лидирующее место занимали злокачественные новообразования кожи, но в 2015 году на первое место вышла онкология молочной железы. При этом, по словам министра, в поликлиниках маммографы работают не в полную мощь, а пациенток врачи не отправляют к гинекологам, как того требуют инструкции. «Пропала настороженность, ее нужно возвращать», — констатировала министр здравоохранения.

Кроме того, рассказала министр, у нее возникают вопросы по поводу диагностики онкологии, когда врачебные консилиумы дают заключения об отсутствии проблем у пациентов, у которых через некоторое время диагностируют онкологию.

На вопрос представителей общественного Совета по поводу очередей больных раком в диагностическом центре Калининградской областной больнице Людмила Сиглаева сообщила, что на прошлой неделе в минздраве прошло совещание, посвященное ситуации с онкологической помощью. «Диагностические центры не должны работать в одну смену. Как и тяжелое диагностическое оборудование должно использовать постоянно», — сообщила министр.

Кроме того, при электронной записи будет формироваться лист ожидания пациентов, которые не попали к врачам, пообещала Сиглаева. По ее словам, персонал медучреждения будет видеть людей, которые не смогли получить помощь, и решать вопрос об их дальнейшей маршрутизации. Министр добавила, что это будет делаться параллельно со строительством онкологического центра.

Инвалидов меньше

В Калининградской области проживает 976439 человек, из них число инвалидов — 20470 человек. Число лиц, впервые признанных инвалидами снизилось: среди взрослого населения на 25% (с 6941 до 5214), среди детского населения на 9,6% (с 427 до 386).

На 1 января 2016 года численность детей-инвалидов составила 3084 человека. В общей численности детей Калининградской области доля детей-инвалидов составляет 1,72%. Впервые признаны инвалидами 386 детей. Основные причины детской инвалидности — психические расстройства (в том числе умственная отсталость), болезни нервной системы, врожденные пороки развития, болезни эндокринной системы, нарушения слуха.

Министр здравоохранения во время презентации стратегии обратила внимания на то, что медицинские учреждения не всегда направляют людей на оформление инвалидности.

«Был прием в Черняховске. Зашел мужчина, перенесший инфаркт. Он сидел в очереди некоторое время, но у него все равно была одышка. Рассказал, что тратит каждый месяц на лекарства 12 тысяч рублей из пенсии, которая составляет всего 13 тысяч. При этом участковая поликлиника говорит, что у него все хорошо», — обратила внимание министр и призвала медучреждения внимательнее относиться к пациентам, которым необходимо давать статус инвалидов.

Основные проблемы

Анализ демографии и состояния здоровья населения Калининградской области позволил выявить серьезные проблемы, отметила Людмила Сиглаева. Низкие показатели рождаемости и высокие показатели младенческой смертности свидетельствуют о том, что одним из приоритетов политики здравоохранения Калининградской области должны стать охрана здоровья детей и женщин детородного возраста.

Анализ структуры и причин смертности, заболеваемости и инвалидности показал, что приоритетом государственной политики в области здравоохранения должно стать улучшение здоровья населения трудоспособного возраста, причем акцент должен быть сделан на борьбу с онкологическими заболеваниями, заболеваниями системы кровообращения и внешними причинами смертности, говорится в стратегии.

Нездоровый образ жизни, а именно высокая распространенность алкоголизма, табакокурения и наркомании требуют усиление пропаганды здорового образа жизни и являются посылом к ограничительным и запретительным мерам по распространению алкогольной продукции и табачных изделий.

По словам Людмилы Сиглаевой, мировая практика показала, что показатели смертности напрямую зависят от уровня финансирования медицины. В Калининградской области за последние годы финансирование системы здравоохранения существенно выросло — с 7,4 млрд рублей в 2011 году до 10,9 млрд рублей в 2015 году.

Людмила Сиглаева

«Несмотря на ежегодное увеличение финансовых средств, выделяемых на реализацию территориальной программы государственных гарантий, немаловажной проблемой остается дефицит указанной программы, — отметила министр. — Для покрытия дефицита привлекаются в том числе средства медицинских организаций от оказания платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования». В 2015 году расходы больниц и поликлиник за счет платных услуг составили 733,2 млн рублей.

Обратила Сиглаева внимание и на то, что в Калининградской области недостаточно эффективно работает профилактическое звено — это связано с тем, что к каждому амбулаторному участку прикреплено очень много населения. Кроме того, жители Калининградской области обращаются за медицинской помощью только при развитии заболеваний. «Все это отрицательно влияет на эффективность медицинской помощи и в конечном результате на сохранение здоровья населения», — полагают в минздраве.

Поликлиники и амбулатории перегружены, не все врачебные участки укомплектованы врачами-участковыми. У пациента не всегда есть возможность иметь постоянного врача, знающего всю историю его заболевания, способного обеспечить постоянное наблюдение и своевременно направить пациента для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Кроме того, минздрав проанализировал ситуацию со службой скорой помощи, родовспоможением, организацией высокотехнологических видов помощи, ситуацию в сельской местности и т. д. Проблемы везде свои, но есть основная общая — это отсутствие квалифицированных медицинских кадров.

На 1 января больницы и поликлиники были укомплектованы врачами на 85,7%; медсестрами — на 89,2%; санитарками — на 95,0%. Каждый третий врач в системе здравоохранения — пенсионер. 

По состоянию на 1 января 2016 года дефицит врачей и среднего медицинского персонала в лечебных учреждениях государственной системы здравоохранения составил 626 специалистов, из них врачебных вакансий — 322, среднего медперсонала — 304. Недостаточная обеспеченность медицинских организаций кадрами наиболее остро ощущается в первичном звене — это участковые врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры.


Десять наиболее востребованных вакантных должностей:


Специальность
Кол-во вакансий
Врачебный медицинский персонал
врач-терапевт участковый
65
врач-педиатр
34
врач-анестезиолог-реаниматолог
15
врач-педиатр участковый
38
врач скорой медицинской помощи
10
врач-невролог
10
врач-терапевт
14
врач-оториноларинголог
8
врач-фтизиатр
11
врач-офтальмолог
11
Средний медицинский персонал
фельдшер скорой медицинской помощи
39
медицинская сестра
57
медицинская сестра палатная
32
медицинская сестра участковая
45
Медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)
6
медицинская сестра-анестезист
15
лаборант
11
медицинская сестра процедурной
12
фельдшер
51
рентгенлаборант
6

Минздрав констатировал, что привлечение медработников неразрывно связано с вопросами предоставления жилья. За пять лет медикам была выделена 161 служебная квартира, в том числе 95 — из специализированного жилищного фонда Калининградской области, 66 — из муниципального жилищного фонда.

Кроме того, в 2015 году 15 специалистам с высшим медицинским образованием государственных медицинских организаций Калининградской области производится компенсация платы за наем жилого помещения. Также в области построены 4 офиса врача общей практики с двумя двухкомнатными квартирами, 2 офиса врача общей практики с двухкомнатной квартирой, врачебная амбулатория с двухкомнатной квартирой. Это позволило обеспечить жильем 11 медработников. В 2015 году установлены 4 офиса врача общей практики с 5 двухкомнатными квартирами для специалистов, работающих в сельской местности.

Перечень проблем, с которыми сталкивается в настоящее время система здравоохранения Калининградской области, оказался весьма обширным. На первом месте в списке — отсутствие экономически эффективных механизмов управления в медицинских организациях. На втором — недостаточность финансовых средств для реализации программы госгарантий, что не позволяет оказывать медуслуги населению в соответствии с порядками и стандартами.

Третья проблема — отсутствие экономически целесообразной тарифной политики, которая позволила бы формировать мотивацию для организации медпомощи пациентам и т. п.

Кроме того, минздрав обозначил еще целый букет проблем и отметил, что особенно чувствительны для населения проблемы в организации первичной медико-санитарной помощи, а именно:

 — перегруженность и недостаточная результативность работы амбулаторно-поликлинического звена;

 — недостаточная преемственность в лечебном процессе между стационаром и поликлиникой;

 — несовершенство системы записи на прием к врачу;

 — отсутствие эффективной системы диспансерного наблюдения за больными, страдающими хроническими заболеваниями;

 — низкий уровень оказания неотложной и паллиативной медицинской помощи, медицинской реабилитации;

 — недостаточный уровень оснащения медицинским оборудованием медицинских организаций, что не позволяет обеспечить выполнение стандартов и порядков оказания медицинской помощи. (Особенно остро стоит вопрос с оборудованием межрайонных центров, кабинетов первичной диагностики рака).

Среди ключевых проблем в области управления медицинскими кадрами следует отметить: низкую зарплату медработников, уравнительные подходы к оплате труда медперсонала, низкую социальную защищенность и престиж медицинской профессии, невысокое качество преподавания в медицинских вузах, невозможность прохождения курсов повышения квалификации и низкую эффективность этих курсов. А также отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкую информированность медработников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении и медицинском страховании и невысокий профессиональный уровень среднего медицинского персонала.

Также минздрав отметил низкую компьютерную грамотность медицинского персонала, что затрудняет развитие информатизации в сфере здравоохранения.

Цели стратегии

Список мероприятий, благодаря которым минздрав собирается решать проблемы, едва умещается на десяти печатных листах. В самом начале списка обозначены задачи — в частности, ликвидация очередей в поликлиниках «путем увеличения числа участковых педиатров, участковых терапевтов и врачей общей практики, оптимизации их рабочего времени и совершенствования системы управления потоками пациентов в ЛПУ».

По мнению разработчиков стратегии, необходимо уменьшить количество прикрепленного взрослого населения до 1,2 — 1,5 тысяч человек, детского — до 600–800 детей на 1 участок, что позволит уменьшить нагрузку на участковых врачей. 

Кроме того, минздрав намерен повысить доступность высокотехнологической помощи, улучшить информированность пациентов о правилах ведения здорового образа жизни, правилах приема лекарств, назначенных врачом; правилах образа жизни с хроническими заболеваниями.

Одна из задач — создание благоприятной, «дружественной» среды для пациентов «путем проведения разъяснительной работы среди медицинских работников, а также путем усиления контроля над медицинскими работниками по этому направлению и повышением их мотивации к вежливому обращению с пациентами».

Также минздрав намерен повысить заинтересованность населения в сохранении своего здоровья и здоровья своих близких и т. п.

Отдельным блоком в стратегии значится строительство и реконструкция объектов здравоохранения, необходимых региону. 

Строительство и реконструкция объектов здравоохранения

333.jpg


В поликлиниках планируется оптимизировать рабочее время врача «путем перераспределения обязанностей между врачом и медицинской сестрой, рационального распределения потоков пациентов, оптимизации системы льготной лекарственной выписки, введения должности помощников врачей». В структурах поликлиники должны появиться консультативно-диагностическое отделение и реабилитационное отделения, стационар «на дому», отделение дневной неотложной помощи, дневной стационар.

Что касается кадровой проблемы, то для ее решения необходимо в первую очередь «повысить заработную плату работников здравоохранения как минимум до уровня 80% от заработной платы в экономике и проводить ее ежегодную индексацию».

Кроме того, по мнению минздрава, необходимо отправлять медиков на обучение за государственный счет, предоставлять дополнительные социальные льготы, например бесплатные путевки в санатории, увеличить размер сельских надбавок к заработной плате, предоставлять социальное жилье (разработать специальную программу по данному направлению).

Одной из основных задач министерство здравоохранения видит формирование здорового образа жизни. Для этого в частности предполагается проводить воспитательную работу среди населения (особенно детей, подростков, молодежи) через СМИ, а также внедрять соответствующие образовательные программы в вузах, школах и детсадах

Кроме того, в регионе должна проводиться комплексная антитабачная и антиалкогольная образовательно-информационная кампания и т. д. Также предполагает разработать рейтинги для публичной оценки вовлеченности различных министерств, ведомств и иных организаций в реализацию программ по охране здоровья, ввести соревновательную компоненту.

Благодаря всем эти мерам к 2020 году в Калининградской области должна снизиться смертность, уменьшиться заболеваемость, улучшиться доступность медпомощи, а средняя продолжительность жизни вырасти до 76 лет. Правда, о том, сколько денег планируется выделить на реализацию всех задач, в стратегии ничего не сказано.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru», слайды предоставлены минздравом Калининградской области.

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте