Управляющие рухлядью, плач перевозчиков и как в первый раз

27 ноября 2012, 22:41

Важные события вторника: в Калининграде за могуществом энергетических компаний скрывается полувековая техническая рухлядь, опасная для жизни; городские автоперевозчики готовы выставить властям ультиматум: если не поднимут тариф на проезд, то льготников они перевозить больше не будут; а власти Калининграда и области снова с удивлением не успевают к концу года потратить по плану бюджетные деньги. 

mano.jpgУправляющие рухлядью
Пока на востоке области возводят «современную» атомную электростанцию, в Калининграде 61-летняя женщина погибает на ТЭЦ-1 среди оборудования почти полувековой давности. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело — по мнению правоохранительных органов, правила безопасности при проведении работ были нарушены.

Около 6 часов утра многие жители услышали странный хлопок. В это время на ТЭЦ-1 произошла авария. Город был аварийно отключен от энергоснабжения и тепла. Губернатор Николай Цуканов написал в твиттере по этому поводу, что «все аварийные службы на месте, ситуация под контролем, к сожалению, один человек погиб». 

Позже стали известны страшные подробности. Аварийное отключение произошло около 06 часов во вторник на подстанции, обеспечивающей электроснабжение самой ТЭЦ-1. Из-за несработавшего резервного генератора произошло отключение двух работающих насосов, подающих воду в городские теплосети. После этого вновь поступающая вода перестала подаваться в сети, в паровом котле создалась зона высокого давления. Пар прорвал трубу. Оператор станции оказалась под потоком кипятка, от полученных травм женщина скончалась на месте происшествия.

Погибшая работала на предприятии 32 года. «Янтарьэнерго» (ТЭЦ-1 — дочерняя компания предприятия) пообещало выплатить семье жертвы ее годовой заработок. «Мы не имеем права оставлять без внимания эту трагедию. Электроснабжение подстанции было восстановлено за 13 минут. Не выдержала гидравлического удара чугунная задвижка, которой 46 лет, и такого металла у нас, к сожалению, много. Это сигнал, что просто ремонтом, латанием дыр уже не обойтись. Нужна замена изношенного оборудования», — заявил руководитель «Янтарьэнерго» Игорь Маковский.

Отметим, что до начала 2012 года ТЭЦ-1 входила в структуру «Янтарьэнерго», после этого генерирующая компания была отделена как дочерняя структура. «В этом году в тарифе не была заложена инвестиционная составляющая. Но инвестиционная программа идет. Конечно, какое-то оборудование меняется, но этого недостаточно», — резюмировала ситуацию пресс-секретарь «Янтарьэнерго» Лидия Пименова.

Так случилось, что в этом году «Янтарьэнерго» активно была вовлечена в политические интриги. В 2011-м руководитель этого предприятия Михаил Цикель вовсю включился в публичную войну за региональное отделение партии «Правое дело» Михаила Прохорова с командой Арсения Махлова, Соломона Гинзбурга и Константина Дорошка. Отставка Цикеля тоже сопровождалась конфликтом. Его бывший политический противник Константин Дорошок передал в СМИ данные региональной Службы по тарифам о нарушениях в работе компании, с которыми Михаил Цикель не согласился. 

Первый заместитель прошлого руководителя, короткое время занимавший пост директора «Янтарьэнерго» после ухода Цикеля, Борис Сокушев тоже оказался в этом году в центре пикантного скандала: он выписал главному бухгалтеру и заместителю руководителя «золотые парашюты» в 8,5 млн рублей.

С приходом в МРСК Георгия Бооса «Янтарьэнерго» — дочерняя структура холдинга, — и вовсе стала напоминать правительство прошлого созыва. Некоторые функционеры того времени оказались в Совете директоров. Казалось бы, так может вести себя только сильное предприятие, которое своими финансовыми активами создает хорошую почву для политических интриг. Да и внешний вид «визитной карточки» компании — головной офис «Янтарьэнерго», реконструированное по всем архитектурным канонам здание — не позволяет говорить о какой-то нехватке средств.

На поверку оказалось, что боровшиеся за кресло Цикеля, да и сам экс-руководитель, были своего рода принцами на бобах, руководителями старья, которое «ремонтируется, но в недостаточном объеме». И если нынешний совет директоров отказался от оплаты своего труда за руководство столь «финансово успешной» компании, то про прошлое руководство мы подобного не слышали.

Следователи установят, что именно стало причиной катастрофы: устаревшее оборудование, нарушение правил охраны труда, системные сбои в работе предприятия или что-то другое. Но помимо правды с точки зрения закона и экономики есть и обывательская сторона этого дела. И с этой стороны никак не понять, почему деньги, даже если их было немного, шли на высокие зарплаты управленцам и их красивые кабинеты. Ведь совершенно непонятно, зачем руководителям свежеотремонтированные стены и новые столы, когда их подчиненные работают на оборудовании, которое буквально рассыпается на части, как это и произошло сегодня утром.

Отметим, что дряхлая инфраструктура — беда не только «Янтарьэнерго». Сегодня в Калининграде на совещании при участии генпрокурора Юрия Чайки было отмечено плачевное состояние ряда других предприятий жилищно-коммунального комплекса региона. Вероятно, управляющим этих структур стоит задуматься о модернизации раньше, чем их принудят к тому человеческие жертвы.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

traff_3.jpgПлач перевозчиков
Во вторник на свое первое заседание собралась не так давно созданная и самая малочисленная комиссия Горсовета Калининграда по развитию дорожно-транспортного комплекса, возглавляемая, напомним, депутатом (а в свободное от депутатства время гендиректором группы компаний «БалтАвтолайн») Сергеем Донских. На заседание пришло около десятка перевозчиков, в том числе член правления саморегулируемой организации транспортников Владимир Гренц, который почти два года назад пал жертвой кампании по борьбе с коррупцией в правительстве Калининградской области. Возглавлявший дорожно-транспортный департамент правительства Гренц в итоге «ушел по собственному желанию» и вернулся к своему транспортному бизнесу. Впрочем, по заверениям экс-чиновника, его фирма перевозками пассажиров в Калининграде не занимается, поэтому в мэрии во вторник он представлял вроде как не свои интересы, а остальных перевозчиков.

«Ситуацию с автоперевозками нельзя назвать хорошей, произошел рост цен на топливо, повышаются зарплаты, издержки на ремонт транспорта, при этом тариф на проезд остается прежним, — сказал член правления СРО Владимир Гренц (экс-начальник департамента транспортного комплекса правительства области — прим. „Нового Калининграда.Ru“). — В 2004 году тариф был 10 рублей при стоимости бензина 12,8 рублей за 1 литр. В 2012 году — 12 рублей при стоимости бензина 31 рубль за 1 литр, в то время как в тарифе заложены расходы на бензин из расчета 23 рубля за 1 литр».

По словам Гренца, саморегулируемая организация просила обратить внимание на ситуацию руководство области и города, и 2 ноября направила письмо губернатору Николаю Цуканову, однако ответа пока не получила.

«Мы также, начиная с апреля, подавали в региональную службу по тарифам документы, обосновывающие необходимость повышения тарифов, но решение пока не принято, — добавил Гренц. — Сегодня в Калининградской области самый низкий тариф на проезд в общественном транспорте по Северо-Западу. В такой ситуации транспортные компании больше не могут осуществлять перевозки льготников по таким тарифам».

Перевозчики сообщили, что в Псковской области проезд стоит 16–18 рублей, в Мурманской области — 17 рублей, в Санкт-Петербурге — 28 рублей. Владимир Гренц заявил, что минимальный тариф за проезд, на который рассчитывают калининградские перевозчики — 15 рублей.

Руководитель компании «Вест Лайн» Виктор Сизенко добавил, что из-за экономических проблем у перевозчиков наблюдается нехватка водителей, нарушение режима их работы, прекратилось обновление подвижного состава. «С нового года мы должны будем страховать жизнь и здоровье пассажиров, а это по 50 тысяч рублей на один автобус. Кроме того, нужно менять тахографы, внедрять систему ГЛОНАСС», — добавил Сизенко.

В общем, если верить транспортникам, то проблем у них масса. Компенсации, которые им платит городской бюджет за перевозку льготников — мизерные (стоит напомнить, что они обходятся бюджету в 100 млн рублей в год), да и сами пенсионеры, по мнению перевозчиков, могли бы платить за свои социальные проездные поболее, чем 100 рублей в месяц.

Как обычно, любопытным заявлением отличился председатель Горсовета Александр Пятикоп, который несмотря на то, что является рядовым членом комиссии, сидел в президиуме рядом с Ярошуком и Донских.

«Обратите внимание, что до выборов президента, главы города, депутатов областной Думы тарифы сдерживались. Сейчас есть уникальное время между выборами, когда можно сделать шаг по их повышению, причем резать кошку по частям бесполезно, — сказал Пятикоп. — Да, это будет происходить с рубкой у населения».

Но в итоге порыв Александра Пятикопа повысить тариф по максимуму, пока не настали новые выборы, слегка зарубили, решив остановиться на 15 рублях за проезд. Перевозчиков поддержал мэр Калининграда. По словам Ярошука, решение о повышении тарифа принимает областная служба, однако он «будет биться» за рост стоимости проезда. «Но после повышения тарифов буду требовать с вас и расторгать договоры на перевозку из-за нарушений. Вы не представляете, сколько сейчас поступает жалоб от населения на работу общественного транспорта. Это даже не сотни, а тысячи обращений», — сказал Ярошук.

Первый замруководителя региональной службы по тарифам Елена Виноградова, в свою очередь, сообщила, что документы от перевозчиков действительно к ним поступили, но они пока «находятся на рассмотрении». Она также уточнила, что служба рассчитывает тариф по определенным методикам, однако окончательно решение будет приниматься на заседании правления службы.

Стоит отметить, что заявление главы Горсовета по поводу политических мотивов неповышения тарифов не совсем соответствует действительности. Напомним, что в последний раз стоимость проезда в общественном частном транспорте повышалась летом прошлого года — как раз между выборами в Горсовет и Госдуму. Цены на проезд в муниципальном транспорте выросли осенью 2011 года, за пару месяцев до выборов в Госдуму и несколько месяцев до выборов президента.

Напомним также, что это не первый такой шаг навстречу перевозчикам, которые делают городские власти. Около месяца назад они согласились не повышать для них коэффициенты единого налога на вмененный доход, оставив их на уровне чуть ли не 2005 года.

Но что интересно, до сих пор никто не предъявил ни одной конкретной цифры: какие на самом деле налоги платят транспортные компании в бюджет, кто из них и сколько получает денег за перевозку льготников. Даже замруководителя службы по тарифам признала, что до сих пор не имеет информации о «натуральных показателях» перевозки пассажиров. То есть, все эти разговоры и сетования реальными цифрами не подтверждены, но городские власти продолжают поддерживать транспортников.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

cukanov_tv.jpgКак в первый раз
Два уровня власти в Калининградской области во вторник сделали удивительные открытия. Оказывается, адресная инвестиционная программа (АИП) Калининграда к концу ноября выполнена всего на 38,9% от годового лимита, выяснилось на оперативном совещании в городской мэрии. И областной бюджет за месяц до конца года в расходной части выполнен чуть более, чем наполовину, как стало известно уже на правительственной оперативке. В результате этого невероятного феномена изначально дефицитный (-11,1 млрд руб.) бюджет к концу ноября чудесным образом обернулся профицитным (+1,9 млрд руб.)

То есть, конец года уже не то что на носу, а буквально «пылит в глаза», а у нас не все денежки освоены. Вернее, вообще почти не освоены. 

И это просто удивительный какой-то феномен, судя по поведению чиновников и депутатов всех уровней. Как будто никогда такого не бывало до нынешнего года. Как будто всегда все запланированное строилось-ремонтировалось-вводилось и... (нужное вставить), а вот в этом году что-то не смогли.

Правда, на этой же правительственной оперативке выяснилось, что и прошлый, почти второй для нынешнего главы региона, бюджетный год заканчивался со скрипом — тогда исполнение расходной части составило 55%.

А если покопаться в недалекой истории, то выяснится, что наши власти всегда ведут себя как куркули. Совершенно для них обычное дело получить по итогам года доходов больше, чем планировалось, а потратить меньше, чем собирались.

Вот, например, для Калининграда в 2011 году дефицит планировался на уровне 4 млрд рублей, при этом за 9 месяцев его накопилось всего 100 млн рублей, а расходы были исполнены на уровне 55% — 9 млрд 400 млн рублей. При этом доходов было получено примерно столько, сколько и должно было быть по плану — чуть менее, чем на 70% от годового плана или 9 млрд 300 млн. И, между прочим, плохое исполнение расходной части тоже было связано с низкими темпами исполнения инвестиционных программ. За три квартала 18 муниципальных программ были исполнены на 39%, АИП — на 44%. По итогам 2011 года дефицит бюджета Калининграда составил всего 1 млрд 702 млн рублей, по доходам бюджет был исполнен на 99%, а по расходам — 83,3%.

И в области общественными финансами рулят тоже большие экономы. В декабре 2010 года, через три месяца после прихода Николая Цуканова на ДД,1, выяснилось, что областная инвестиционная программа за 9 месяцев была исполнена лишь на 50%. И опять планово дефицитный бюджет стал профицитным в размере 2 млрд рублей. Конечно, интонации этому году задавал совсем не Николай Николаевич. Но и в 2011 году, когда он стоял у кормила, ситуация повторилась почти в деталях. И 2012 год, как уже стало понятно, тоже не выбивается из этого ряда.

Возможно, что-то переменится с 2013 года. Все-таки незабвенный ЧМ-2018 бежит к нам семимильными шагами. И просто так не израсходовать на него бюджетные деньги не удастся. А там, глядишь, и на остальные бюджетные траты финансы будут выделяться вовремя и в полном объеме. 

Хотя не исключено, что по привычке наши власти решат «удивить» не только самих себя, но и другие, более высокие этажи всем известной вертикали.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте