«Доходы упали в 10 раз»: калининградские автоперевозчики просят помощи у администрации президента

21 марта 2023, 16:00

«Доходы упали в 10 раз»: калининградские автоперевозчики просят помощи у администрации президента
Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Калининградские автопредприятия, занимающиеся грузоперевозками, заявляют о резком падении объема перевозок и снижении доходов в 7-10 раз из-за ограничений, введенных странами ЕС. Представители отрасли обратились за помощью в администрацию президента, попросив принять ряд мер. Письмо отправлено от имени Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), сообщается на сайте организации.

В ассоциации указывают, что отрасль серьезно пострадала в результате санкций Евросоюза, в частности — введенного в апреле 2022 года запрета на перевозки в страны ЕС для российских компаний и ограничений транзита через Литву, которые были объявлены в июне. «Возрастающее санкционное давление недружественных государств на Российскую Федерацию привело к крайне негативным последствиям для предприятий автотранспорта Калининградской области, многие из которых были вынуждены фактически остановить свою деятельность», — говорится в письме на имя помощника президента России, бывшего министра транспорта Игоря Левитина.

В обращении сообщается, что сложившуюся ситуацию обсудили на региональном собрании ассоциации 1 марта 2023 года, в котором приняли участие около 200 руководителей автотранспортных компаний. До введения санкций основным направлением работы калининградских перевозчиков были страны Евросоюза, в том числе — Литва, Польша, Германия и Латвия, указывают в АСМАП. В письме говорится, что в результате ограничений и невозможности переориентации на другие направления доходы калининградских автопредприятий упали в среднем в 7-10 раз, а часть компаний прекратила работу.

«С учетом поэтапного расширения перечня товаров, запрещенных для транзита автотранспортом через Литву, объем перевозок в направлении с Калининградской областью к настоящему времени сократился на 85-90% по сравнению с периодом до принятия санкций», — сообщили в ассоциации.

Очереди на паромы

Единственный вариант доставки товаров в регион для автотранспортых компаний сейчас — перевозки с использованием морских паромных линий. Но их провозные возможности представители отрасли называют «явно недостаточными» и жалуются на «огромные очереди». «Средний срок ожидания перевозки автотранспортных средств на пароме составляет до трех месяцев, что является абсолютно неприемлемым для работы предприятий автотранспорта», — подчеркивают авторы письма.

Как сообщали в группе компаний «Оборонлогистика», в феврале грузопоток на линии «Усть-Луга — Балтийск» резко снизился. По данным организации, всего за последний месяц зимы было перевезено 44 700 тонн грузов, тогда как в январе — 72 700 тонн.

Перевозчики утверждают, что мест на паромы нет на все ближайшие рейсы в период с марта по 1 июля 2023 года. Бронирование на паромную линию прекращено. Представители отрасли также указывают на злоупотребления со стороны операторов паромных линий и экспедиторских компаний. «Продажа очереди на паром составляет до 100 тысяч рублей», — говорится в письме.

Автотранспортные компании просят предоставить еще как минимум два парома для перевозки автопоездов и предусмотреть квоты на каждом судне для большегрузов. В ассоциации также предлагают разработать «открытый, понятный и прозрачный» порядок предоставления мест на пароме, чтобы они были одинаково доступны для всех перевозчиков.

Региональные власти о проблемах автоперевозчиков знают. «Принимаем все возможные на уровне правительства Калининградской области меры. Причем начали это делать еще в конце прошлого года», — сообщил корреспонденту «Нового Калининграда» начальник пресс-службы правительства Калининградской области Дмитрий Лысков. По его словам, сейчас накатную технику на морских линиях перевозят пять судов: три железнодорожных парома и универсальные сухогрузы «Спарта» и «Спарта II». При этом в январе и феврале были организованы рейсы ж/д паромов только для накатной техники, отметили в областном правительстве.


Проблемы из-за «растаможки» транспорта на область

Еще одна проблема, о которой перевозчики решили сообщить Левитину, — запрет на использование грузового транспорта, «растаможенного» на область, для перевозки товаров на остальной части России, если маршрут не затрагивает Калининградскую область. Смену таможенной процедуры перевозчики называют экономически невыгодной, так как с учетом пошлин, налогов и утилизационного сбора она выйдет дороже, чем сами транспортные средства.

В ассоциации просят разрешить калининградским предприятиям с машинами, «растаможенными» на область, использовать свой транспорт для перевозки грузов на всей территории России и между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на то время, пока действуют санкции ЕС. Федеральным властям также предлагается ввести льготные условия для изменения «растаможки» на область на процедуру выпуска для внутреннего потребления. В частности, в АСМАП считают целесообразным установить для таких случаев минимальный размер таможенной пошлины, налогов и утилизационного сбора и ввести общую фиксированную сумму.

По словам начальника пресс-службы областного правительства, власти региона взаимодействуют по этой проблеме с федеральным центром. Как сообщил «Новому Калининграду» Дмитрий Лысков, губернатор Антон Алиханов направил письмо в адрес премьер-министра РФ Михаила Мишустина с просьбой рассмотреть возможность использования «областных» транспортных средств для перевозок грузов между пунктами на основной территории России. «Для этого необходимо ввести мораторий на применение статьи „Несоблюдение таможенной процедуры“ Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении калининградских перевозчиков до 1 июня 2024 года», — пояснили в региональном правительстве.

Областные власти также напомнили, что автоперевозчикам компенсируют затраты на транспортный налог. По итогам конкурсного отбора субсидию получили 82 предприятия, общая сумма выплат составила 8,5 млн рублей. В ближайшее время планируется провести еще один конкурс (всего на эти цели предусмотрено 166,8 млн рублей, их должны распределить до конца 2023 года). Однако субсидии действуют только для машин с «растаможкой» на область. В АСМАП предлагают распространить их и на другие грузовые автомобили, которые были у предприятий по состоянию 1 марта 2022 года. Помимо этого, организация требует не привлекать компании к административной ответственности на таможне за весовые расхождения при перевозке товаров ЕАЭС, не облагаемых таможенными пошлинами и налогами.

«Негативная ситуация, в которой оказались автотранспортные компании Калининградской области, вызвана исключительно геополитическими событиями», — заявили в ассоциации, подчеркнув, что участники отрасли не могли спрогнозировать случившееся.

_NEV0249.jpg

В Минтрансе РФ «нет вопросов» по Калининграду

Тем временем в Правительстве РФ утверждают, что сейчас проблем с поставками товаров в Калининградскую область нет. «По Калининграду у нас ежедневный штаб по логистике, у нас нет вопросов, что в Калининграде чего-то не хватает. Мы Алиханова пока „закрыли“ полностью», — заверил в середине марта министр транспорта Виталий Савельев, выступая на заседании комитета в Госдуме.

Губернатор Антон Алиханов, комментируя накануне ситуацию с очередями на паромы, сообщал, что большое количество мест на линии занимают грузы, которые могут быть перевезены в регион наземным путем. «Мы видим, что очень большое количество грузов, которое есть в квотах по наземной перевозке, занимает места на паромах. И сейчас ведем работу с тем, чтобы переместить эти грузы всё-таки на железную дорогу и освободить тем самым провозные мощности на судах. Речь о цементе, нефтепродуктах и целом ряде других объемных грузов, которые можно переориентировать на железнодорожное сообщение», — пояснил глава региона.

Получить комментарий регионального отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков об актуальной ситуации в отрасли корреспонденту «Нового Калининграда» не удалось. По данным областного правительства, 21 марта запланирована встреча автоперевозчиков с министром развития инфраструктуры Калининградской области Евгенией Кукушкиной.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте