Шуты и клоуны, минус в карму и конец эпохи сити-менеджера
06 июля 2012, 19:55
Не ругает в нашем городе общественный транспорт только ленивый. Ну или тот, кто им никогда не пользуется, потому что постоянные пассажиры автобусов, троллейбусов, трамваев и «маршруток» периодически шлют на головы властей и директоров автотранспортных предприятий проклятья. Подпортили себе карму калининградские чиновники и в связи с трамваем №1, потому что как только начался ремонт улиц Пролетарской и Тельмана, люди буквально остались без возможности нормально добраться до центра города.
В конце этой недели городская администрация отчиталась о запуске вместо трамвая «единицы» автобусного маршрута №1Т. «Закрытие трамвайного движения связано с реконструкцией дорожного покрытия улицы Генерал-лейтенанта Озерова на участке от ул. Верхнеозерной до ул. Пролетарской», - сообщалось в пресс-релизе. Правда, насколько мы помним, движение трамваев там закрыто уже порядка двух месяцев, а вот автобус пустили только сейчас. И никто не ведь не может внятно ответить – кто виноват, что жители этого района неделями имели в своем распоряжении только маленькие и не всегда доступные «маршрутки».
Руководитель предприятия «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор в пятницу рассказал, что просил заменить трамвайный маршрут нормальным автобусом, кои есть в наличии у предприятия, еще в самом начале реконструкции. Но, видимо, его заявку по бюрократической традиции рассматривали слишком долго. В итоге, решение о запуске автобуса было принято только спустя два месяца. «Не знаю, почему произошла такая задержка по времени, это вопрос к транспортному отделу, — отвечал Мухомор. — Мне известно, что были многочисленные просьбы жителей открыть там движение».
От городской администрации пока никаких комментариев. Ну и какие могут быть комментарии, когда похожая ситуация у нас во всей системе общественного транспорта. Лично у меня, как у пользователя, накопилось уже столько претензий, что ни Анатолию Мухомор, ни тому же Сергею Донских, который руководит «БалтАвтоЛайном», не удастся с ними разобраться и за неделю. И сколько у нас таких недовольных? Тысячи, десятки тысяч. Например, людям не нравится, что, начиная с 21:30 по будням (про выходные никто уже и не говорит), транспорт перестает ходить по своим маршрутам и обычно направляется «в депо», «до площади» или «до вокзала». Но судя по тому, что уже который год об этой проблема талдычат со всех сторон, но все это время не меняется ровным счетом ничего, на мнение простого электората всем глубоко наплевать. Кажется, власть не в состоянии повлиять на перевозчиков, которые сами зачатую, этой властью и являются.
Когда в отставку был отправлен начальник транспортного управления городской администрации Андрей Носонов, у людей появилась небольшая надежда на светлое транспортное будущее. Раз решение о его увольнении принял глава Калининграда Александр Ярошук, значит, он, наверное, видит проблему и хочет ее решать, думали многие. Но мы-то знаем, что никто Носонова не увольнял. Его просто сократили, потому что отдельное транспортное управление в структуре администрации в скором времени перестанет существовать.
Мы сейчас утыкаемся лбом в ситуацию, когда все наши крики и недовольство превращаются в пустой звук. И история с трамваем №1, когда люди два месяца жаловались, и два месяца их жалобы просто игнорировали, еще раз показывает безразличие наших властей. Наладить систему общественного транспорта – это не разовая медийная вылазка в свет. Над этим надо работать, и вероятнее, эта работа не принесет огромной популярности. Мало того, решая проблемы с автобусами и трамваями, можно разрушить отношения с такими нужными людьми, возглавляющими транспортные компании. А кому нужны ссоры, когда ворчание населения уже превратилось в незаметный интершум, а карма и так уже испорчена настолько, что еще одно проклятье жителя улицы Тельмана затеряется среди ему подобных.
Мария БОЧКО, корреспондент
В пятницу стало известно о весьма знаковом событии, которое прошло как-то незаметно для широкой общественности. Глава городского поселения «Поселок Приморье» Александр Ковальский сложил с себя полномочия и отправился в длительный отпуск, по возвращению из которого он намерен «плотнее» заняться своим ресторанным бизнесом, ведь в группу его компаний входят сеть кафе «Фест», «Фест-кекс», рестораны «Sushi&More», клуб Б-39 (бывшее «Метро»), ресторан «Разгуляй» на ул. Батальной, ресторан «Галера» в Янтарном.
Как выяснилось, полномочия он сложил с себя еще на прошлой неделе, просто в четверг местный Совет депутатов утвердил в должности нового главу, который будет работать до сентября 2013 года.
Сразу бросающееся в глаза наименование муниципалитета — «городское поселение поселок Приморье» — наследство муниципальной реформы, проведенной во времена экс-губернатора Георгия Бооса. Вместе с подобными дивными статусами-оксюморонами многочисленные муниципальные районы и поселения заполонили так называемые сити-менеджеры — главы администраций, которые не избираются на выборах, а нанимаются по контракту местными депутатами.
Правда, каждый конкретный муниципалитет решал самостоятельно, какую схему ему выбрать, в итоге до сих пор не то что жители, а даже журналисты путаются, где глава района, а где глава администрации или председатель совета.
Помнится, 4 года назад говорилось, что подобные реформы только во благо — ведь сити-менеджера, в отличие от избранного главы, можно уволить за плохую работу. Областная власть, которая имела серьезные рычаги давления на местные власти, подыскивала свои кандидатуры на пост управленцев. В итоге получалось так, что реальную власть получали люди, не имевшие поддержки населения, доказанной выборами, но имевшие мандат доверия от губернатора и правительства. Люди из бизнеса, которые, по мнению экс-губернатора, являлись грамотными управленцами. Эдакая «муниципальная реформа сверху».
В частности, в Калининграде в 2008 году сити-менеджером был назначен экс-министр экономики Феликс Лапин, получивший реальную власть в свои руки и отодвинувший на задний план всенародно избранного главу. Чем в итоге закончилась история, мы все прекрасно помним — ушел Георгий Боос, а с ним и давление на муниципалитеты. У руля Калининграда вновь встал Ярошук, а должность, которую ныне занимает Светлана Мухомор, теперь везде именуется «глава администрации». По всей видимости, неприятное для руководства города звание «сити-менеджер» давно уже ушло из обихода. Возможно, для того, чтобы не нервировать психику главы Калининграда. На этой неделе депутаты внесли поправки в устав, которые и вовсе эту должность ликвидируют.
Тихий уход с поста сити-менеджера Приморья Александра Ковальского, наверное, был вполне предсказуем. Напомню, что ресторатор Ковальский был избран в окружной Совет Калининграда в 2006 году, в Окрсовете возглавлял пост главы комиссии по стратегическому развитию и привлечению инвестиций и занимался разработкой стратегии Калининграда.
В декабре 2008 года он сложил полномочия, возглавив Приморье. Тогда Ковальский откровенно говорил, что должность ему предложил экс-губернатор Георгий Боос.
«Губернатор Георгий Боос предложил мне занять эту должность. Я не смог отказаться и принял участие в конкурсе, — заявил Ковальский. — Сейчас надо провести комплексное обследование хозяйства поселка. Есть большие проблемы с коммуникациями, на людей долгое время никто не обращал внимание».
То есть, Ковальский тогда вполне ясно дал понять, что мнение тех людей, которые должны были согласовывать кандидатуру сити-менеджера, никакого значения не имеет. В принципе было понятно и то, почему Боос решил поставить его именно в Приморье — небольшой поселок, про который мало кто знал. Ведь именно в этом месте разместился палаточный лагерь «Балтийский Артек», предполагалось построить в Филинской бухте стационарный лагерь — настоящий город с школой и развлекательным комплексом. Причем Боос хотел привлечь на строительство деньги из федерального бюджета. Очевидно, что здесь нужен был свой человек. Кстати, в местном Совете депутатов после выборов оказалось и несколько помощников Ковальского по Окрсовету.
Отметим, что параллельно был назначен сити-менеджером Светлогорска еще один бывший депутат Калининграда — Владимир Михайлин.
Но не в этом суть, а в том, что в итоге ничего не получилось. Конечно, по заверению местных депутатов, в Приморье отремонтировали дорогу, привели в порядок детские площадки, еще много чего сделали великого для маленького населенного пункта. Но размаха-то не было, и перспектив тоже, особенно после ухода Бооса, который буквально обездолил «пригретых» им сити-менеджеров.
Что будет дальше? Политика действующего главы региона понятна — Николай Цуканова предложил районам самим определяться по поводу дальнейшей муниципальной реформой, практически предоставив полную свободу и пустив все на самотек. Правда, предложенная им «муниципальная реформа наоборот», ликвидация первого уровня, пока тормозит.
Но кому теперь нужны сити-менеджеры без Бооса? Вероятно, стоит и дальше ожидать их тихих отставок и возвращения этих «грамотных управленцев» в бизнес.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент