«И работать никто не будет»: эксперты о градостроительной реформе

19 октября 2016, 16:49

Во вторник на заседании правительства Калининградской области врио губернатора Антон Алиханов и врио вице-премьера Гарри Гольдман заявили о подготовке крупной градостроительной реформы. Проще говоря, региональные власти решили забрать у муниципалитетов почти все градостроительные полномочия и сосредоточить контроль за строительством в области в одних руках. Чьи конкретно это руки будут, пока неизвестно — рассматривается, в том числе, вариант возложить ответственность на главного архитектора региона, должность которого решено вернуть. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» узнала, что думают об этой идее близкие к проблеме люди.

_NVV0713.jpg

По мнению экс-главы агентства по архитектуре и градостроению Александра Башина, решение передать строительные полномочия в область — правильное, и так стоило сделать уже давно. «Может, только оставить полномочия для маленьких объектов — социальное жилье, ИЖД. А всё, что касается центра Калининграда, всё, что касается побережья — давно надо было забрать. Может, оставить Гвардейск и другие города, где нет активной застройки. А там, где конфликты, а их у нас много, и они не проходят, там забрать — побережье, Калининград», — сказал он корреспонденту «Нового Калининграда.Ru». Возвращение должности главного архитектора Башин поддерживает. «Слава Богу, — отреагировал он на новость. — Будет главный архитектор, будет человек, который несёт персональную ответственность перед областью и горожанами».

MIL_2867.jpg

Исполняющий обязанности главы администрации Багратионовского района Дмитрий Чемакин считает, что для какой-либо оценки необходимо увидеть фактуру и документы, потому что пока что прозвучала только общая концепция. По мнению Чемакина, нецелесообразно передавать на областной уровень выдачу разрешений на индивидуальное строительство. «Это абсолютно частные вопросы, которые, на мой взгляд, не имеет смысла централизовать, потому что они не носят никакой характер — ни коррупционный, ни ставящий под сомнение решения муниципальной власти. И они носят совершенно локальный характер, и нельзя отдалять от потребителя эту услугу», — подчеркнул он.

С другой стороны, уверен чиновник, схемы территориального планирования и правила землепользования и застройки — это те документы, которые правительство должно видеть на всей территории области и курировать либо через муниципалитеты, либо на своём уровне. «Вот вокруг схем территориального планирования и правил землепользования и застройки, на мой взгляд, обсуждение передачи полномочий может иметь место. Но, повторюсь, простая передача — это самый простой способ. Надо находить взаимодействие с органами местного самоуправления, потому что именно в районах и осуществляются функции, в частности, по переводу земель, по выдаче разрешений на строительство. Направление, на мой взгляд, в целом правильное, но его реализация должна быть более тщательная, чем прозвучало на заседании правительства. Но это же только было объявление. Сейчас увидим документы и будем работать», — подытожил он.

MIL_0221-(5).jpg

Не менее осторожно относится к инициативе глава администрации Советского городского округа и председатель Ассоциации муниципальных образований Николай Воищев, во вторник на заседании правительства заявивший, что в Ассоциации законопроекта в глаза не видели. «В ближайшие два дня пройдут консультации с главами муниципалитетов, с главами администраций, а потом только можно будет уже говорить что-то. Мы этот вопрос еще не обсуждали, мы его не изучали. В администрации Советского городского округа я объявил, что полномочия передаются», — сообщил он. По словам Воищева, с точки зрения простого чиновника инициатива хорошая — «мы сложим ручки, и работать никто не будет». Но если смотреть на вопрос шире, то становится понятно, что в итоге затянется процедура оформления всех документов, уверен глава Советска. «У нас была история с порубочными билетами, когда мы возили порубочные билеты в правительство Калининградской области. И один руководитель у нас ставил свое факсимиле. То есть по три, по четыре месяца. У нас специальная машина возила документы, — вспомнил чиновник. — Поэтому вот это пока только первое впечатление. А как дальше — есть решение, мы его будем выполнять в любом случае».

IMG_1158.jpg

Глава администрации Гвардейского района Александр Торба комментировать пока эту инициативу не готов. «Обсудим на Ассоциации муниципальных образований Калининградской области. Осторожно отношусь к этому, но комментировать я не готов. Сейчас мы взвешиваем доводы „за“ и „против“, с точки зрения как бы ситуацию не ухудшить, не удлинить сроки, и так далее», — отметил он.

0NVV4255.jpg

Глава администрации Светлогорского района Александр Ковальский и вовсе оказался в отпуске и оттуда вникать в ситуацию не пожелал. «Вернусь — прокомментирую», — кратко сообщил он.

_NVV7669.jpg

Депутат калининградского горсовета, глава комиссии по градорегулированию и земельным ресурсам Валерий Макаров честно сказал, что пока не представляет, как в итоге будет работать новая система. «С одной стороны, есть 131-й закон (о местном самоуправлении), Градостроительный кодекс, с другой — масса регионов уже так сделали. Но всё-таки регион с населением в 10 млн человек и регион с населением в 1 млн человек — это разные вещи», — отметил он. В любом случае, уверен Макаров, важно не кто управляет процессом, а как составлены нормативные акты, регулирующие этот процесс. «Важна эффективность и управляемость процессом. Допустим, если говорить о каких-то федеральных программах вроде развития курортов — может, и неправильно, когда маленький муниципалитет занимается серьезными инвестициями. Но Калининград, на мой взгляд, достаточно профессионален в этих вопросах», — подчеркнул депутат. Макаров считает, что надо не передавать полномочия из-за проблем с чиновниками на местах, а сделать так, чтобы у этих чиновников не было возможности для двусмысленного трактования документов — того же Генплана или Правил землепользования и застройки. «Смысл — это качественные нормативные акты, а если они будут плохо сделаны в муниципалитете, правительстве или еще где-то, то что мы будем пожинать? Если будут двусмысленные трактовки, то и будет возрастать роль чиновника», — заявил он.

_NVV2128.jpg

В свою очередь категорически против выступает депутат облдумы Павел Федоров. «Я считаю, что это совершенно неправильно. Не может архитектор области определять, давать разрешение на строительство в муниципалитете или не давать. Мы всё хотим вывести на самый верхний уровень, то есть зацентрализовать так, что человек никогда это разрешение не получит. Это должно работать на уровне муниципалитетов — есть глава муниципалитета, есть надзор, есть архитектор муниципалитета», — отрезал он. В качестве примера Фёдоров приводит главу Калининграда Александра Ярошука, возложившего ответственность за точечную застройку на своего заместителя Артура Крупина. «Без главы муниципалитета вообще ничего не делается на территории — окончательное решение принимает только он, вот и спрашивайте с него, а не говорите о том, что нужно сосредоточить всё в одних руках! Я думаю, что такой закон даже антиконституционный, это совершенно неправильно. На каждом уровне должны быть свои права и ответственности», — подвёл итог депутат.

Текст — Татьяна Зиберова, Алла Сумарокова, фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте