Пробник транспортной доступности: как готовятся к открытию мостов на Остров

14 ноября 2017, 16:42

Пробник транспортной доступности: как готовятся к открытию мостов на Остров

15 ноября, в день рождения главы Калининграда Александра Ярошука, жителей Острова наконец обещали выпустить из многомесячной транспортной изоляции — на Деревянном и Высоком мостах работы идут уже почти круглосуточно, рабочие кладут асфальт, невзирая на суровые погодные условия. В понедельник вечером на Высоком мосту прошли обязательные испытания на прочность, во вторник утром через оба моста пробежались главы региона и города. За тем, как мосты на Острове готовятся к открытию, наблюдала «Недвижимость Нового Калининграда».

Занудный дождь стучит по каскам и курткам, над свежеуложенным асфальтом стоит пар, напоминая о старых фильмах ужасов, в полутьме разлетаются искры сварки, асфальтовый каток сосредоточенно разравнивает новый слой покрытия. Проезжую часть нового Высокого моста, соединяющего Остров с южной частью города, должны открыть 15 ноября, поэтому работы здесь идут практически круглые сутки.

Высокий мост горожанам обещали вернуть еще к лету, однако из-за внесения в проект изменений, связанных со строительством пешеходного тоннеля, сдача моста переносилась несколько раз. В итоге в качестве последнего срока было определено 15 ноября, день рождения главы Калининграда Александра Ярошука, в который уже традиционно сдаются многие городские объекты. В этот же день должны открыть второй мост на Остров — Деревянный. Его, правда, в отличие от Высокого не строили заново, а только ремонтировали (на полную реконструкцию не хватило денег).

DSC_8806.JPG DSC_8844.JPG _NEV8520.jpg _NEV8522.jpg _NEV8542.jpg

Полностью Высокий мост для горожан должны открыть только к Новому году, до этого калининградцам будет доступна лишь проезжая часть, и то только для личного автотранспорта весом до 5 тонн. Общественный транспорт по новым мостам сможет ходить только после официального ввода в эксплуатацию — то есть в декабре.

На испытаниях на мост загоняют два самосвала по 40 тонн каждый. Задача — создать наиболее неблагоприятное сочетание нагрузок для конструкции, потому самосвалы ставят на одной полосе на первом пролёте. По другой части моста в это время деловито ползает каток, от горячего асфальта валит пар.

Руководит испытаниями Андрей Яшнов, завкафедрой «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения. Серьёзный мужчина в оранжевой куртке по рации дирижирует двумя огромными грузовиками. По его команде они въезжают на мост, затем останавливаются на несколько минут. Этого должно быть достаточно, чтобы провести замеры. Минут через 5 самосвалы съезжают. «Ещё раз», — командует Яшнов, и грузовики снова заезжают на пролёт. Это статические испытания — замеряют напряжение в металлических конструкциях и прогиб балок. Затем должны пройти динамические испытания — сначала грузовики просто медленно проедут через мост, потом будут проезжать через препятствие, чтобы увеличить нагрузку.

«Нагрузка составляет 80 тонн, будет измеряться нагрузка на каждом пролетном строении. После первого этапа испытания, это статические испытания, замеры показали, что прогибы балок находятся в допустимых значениях и напряжение в металлических конструкциях также соответствует расчетным. Я уверен, что 15 ноября мы сможем открыть рабочее движение по Высокому мосту», — рассказывает председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда Артур Крупин.

В том, что мост пройдёт все испытания, Крупин уверен. По его словам, расчетные проектные нагрузки на Высоком мосту взяты с запасом, и первые замеры фиксируют совсем небольшой прогиб.

_NEV8527.jpg _NEV8529.jpg _NEV8537.jpg _NEV8545.jpg 
«Испытания проходят так, как они должны проходить, как это делается обычно. Мост загружается нагрузкой, имитирующей проектную в определенном соотношении. При нагружении контролируются параметры моста — это напряжение в критических точках, это перемещение, то есть то, как мост реагирует на нагрузку. Эти перемещения сравниваются с расчетными, и делается вывод. Соответствует проекту или нет. По первому пролету все нормально, штатно, работает так, как ожидалось. Таким же образом мы пройдем по второму и третьему пролету, потом нагрузку в движении проверим. Сейчас мы устанавливаем грузовики в наихудшее положение, чтобы получить максимально возможную нагрузку. А потом будем смотреть уже отклик мостового сооружения на движущуюся нагрузку, то есть имитация того, как он будет себя чувствовать, когда поток транспорта будет идти в обычном штатном режиме», — поясняет Андрей Яшнов.

Само испытание занимает 4–6 часов, предварительное заключение выдаётся оперативно, а вот на детальный отчёт нужно около двух недель. «По ключевым точкам сделаем заключение, а нюансы различные потребуют большого времени. Мы снимаем не только самое критическое, мы стараемся максимальную информацию получить, чтобы все нюансы учесть в работе конструкции. Чтобы все эти моменты учесть, нам понадобится время», — говорит Яшнов. Получается, что к моменту получения полного заключения, мост уже две недели как будет открыт.

Впрочем, Артур Крупин уверяет, что новый мост прослужит не менее 100 лет. «Все металлоконструкции защищены специальными цинковыми составами, это такая многослойная антикоррозийная система защиты, долго будет работать, защищать конструкцию от любых воздействий. Что касается защиты несущих конструкций, здесь применены очень надежные современные решения, то же касается защиты пролетных строений и гидроизоляции, — утверждает он. — Здесь литой асфальт, он всепогодный, он вообще практически не впитывает влагу, обеспечивает долговечность и надежность эксплуатации».

Движение на Высоком мосту будет закрываться с 22:00 до 6:00 для проведения дальнейших работ — необходимо ещё достроить пешеходные проходы, уложить рельсы, завершить благоустройство. Тротуары, декоративные элементы, общественный транспорт и обещанный тоннель появятся уже ближе к Новому году. Причём на пешеходных зонах планируется уложить асфальт терракотового цвета, чем отдельно гордится Крупин. «Это не какой-то пигмент, это не какая-то краска, которая будет только сверху, он в самом теле асфальтобетона, это одна сплошная масса. Соответственно, это обеспечивает поддержание этого цвета много лет. Это дороже, потому что, чтобы сделать цветной асфальтобетон, надо применять бесцветный битум, а бесцветный битум намного дороже обычного», — говорит он. Сегодня это первая удачная попытка создания цветного асфальта в Калининграде, и вице-мэр не уверен, что это станет распространённой практикой — дорого, сложно, плитка удобнее и дешевле.

_NEV8563.jpg _NEV8569.jpg _NEV8591.jpg _NEV8613.jpg _NEV8576.jpg

Утром во вторник Высокий мост внезапно решает посетить вернувшийся из Минска губернатор Антон Алиханов. Бодрым шагом в сопровождении главы Калининграда Александра Ярошука Алиханов пересекает новый мост. По пути губернатор задаёт дежурные вопросы о ходе работ, кивает, услышав ответы. Пробежав мост меньше чем за минуту, он намеревается совершить марш-бросок к Деревянному. «Мы дойдём, а вы едьте», — говорит он журналистам и подчинённым. Те отрицательно машут головами и устремляются вслед за руководителями города и области пешком на другой конец Острова. Редкие прохожие с недоумением смотрят на всю околоправительственную делегацию, но интереса не проявляют — у всех свои дела, надо ещё с Острова выбраться.

На Деревянном мосту глава региона тоже надолго не задерживается — пробегает по проезжей части, уточняет сроки ввода, напоминает, что раз обещали 15-го, то 15-го мост должен открыться, и уже собирается ретироваться, но оказывается в журналистском оцеплении. Повторяет, что движение по мостам будет открыто в среду, отрицательно отвечает на вопрос, можно ли будет как-то обеспечить пешеходный проход через Высокий мост до завершения работ. «Нет, вопрос с безопасностью — наверное, вопрос самый главный, и если кто-то будет нарушать, то это вопрос личной ответственности. Еще раз — пешеходного движения там пока нет, оно есть только в части автомобильного транспорта, пешеходам там пока ходить нельзя. Мы не можем людям запретить нарушать закон — если они его хотят нарушать, пусть нарушают. Риск для здоровья — это самостоятельное решение каждого», — твёрдо говорит он, а затем покидает мост так же стремительно, как и прибыл на него до этого, став, возможно, одним из первых людей, пересекших мост после ремонта на автомобиле.

Испытания Деревянного моста назначены на утро среды, после этого движение по нему будет открыто для автотранспорта и частично для пешеходов. Официально Деревянный должны ввести в декабре, так же как и Высокий. До этого светлого дня калининградцам, увы, будет доступна только пробная версия мостов.

Текст — Татьяна Зиберова, фото — Виталий Невар, пресс-служба администрации Калининграда

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте