В Калининграде территорию бывшей государственной автошколы в конце ул. А. Невского предлагают застроить среднеэтажными жилыми домами. Концепцию комплексного развития территории, разработанную НИИ «Земля и город», презентовали в среду, 26 апреля, на областном градостроительном совете. При этом в администрации Калининграда считают, что из-за отсутствия рядом социальной инфраструктуры и перспектив её строительства на этом участке лучше построить торговый центр с транспортно-пересадочным узлом.
Участок площадью 2,2 гектара расположен на выезде из города за мостом на ул. А. Невского. Сейчас на нём расположены здания и хозпостройки бывшей автошколы, все они подлежат сносу, сообщил автор концепции Роман Иванов. Земля принадлежит госкорпорации «Дом.РФ», которая и заказала разработку концепции.
По Генплану участок относится к зоне специализированной общественной застройки, по Правилам землепользования и застройки — к зоне объектов социального назначения. Иванов подчеркнул, что Градостроительный кодекс позволяет при комплексной застройке вносить изменения в документы территориального планирования.
Основная проблема для жилой застройки на этой территории — это отсутствие социальной инфраструктуры в пешей доступности. В радиусе 800 метров от участка нет ни школ, ни детских садов, ни объектов здравоохранения, и Генпланом они не предусмотрены. Ещё один недостаток — соседство с распределительным логистическим центром, санитарно-защитная зона которого частично перекрывает участок.
Концепция предполагает строительство двух идентичных четырёхэтажных жилых комплексов с отдельными секциями высотой 6-8 этажей. Между ними должен появиться пешеходный бульвар. «Четырехэтажная застройка по фронту приближена у нас к окружающей индивидуальной жилой застройке, для того чтобы сгладить, создать некий плавный переход от масштабов ИЖС к масштабам многоквартирной застройки», — пояснил Иванов.
Первые этажи планируют отдать под магазины и офисы, также в одном из домов предлагается разместить детский сад на 30 мест. На части территории, попадающей в санитарно-защитную зону распределительного центра, авторы концепции предложили построить газовую котельную и общественное здание — например, торговый комплекс с многоуровневым паркингом. Всего предполагается строительство 187 квартир общей площадью 10,5 тыс. кв. метров, также предусмотрено оборудование 162 парковочных мест.
Иванов подчеркнул, что представленные архитектурные решения — это только наброски возможного облика жилого комплекса. «Это в первую очередь градостроительная концепция, которая необходима для принятия решения в целом по развитию застроенной территории и для того, чтобы впоследствии эти решения согласовать с органами исполнительной власти Калининградской области», — отметил он.
По словам автора концепции, после принятия решения о конкурсном развитии территории должен состояться аукцион, и уже его победитель будет разрабатывать проектно-сметную документацию с конкретными архитектурными решениями.
Против строительства жилья на территории бывшей автошколы выступает городская администрация. Причиной тому — отсутствие социальной инфраструктуры и транспортная загруженность этой части города.
«У нас здесь Генпланом до 2035 года запланирован транспортно-пересадочный узел, который так или иначе будет решать какие-то вопросы, но в настоящий момент чёткого графика или понимания, когда мы придём к этому или к реконструкции дороги, у нас нет. То есть на сегодняшний день перспектив развития улично-дорожной сети, чем-то подтверждённых, у нас нет», — сообщил главный архитектор Калининграда Андрей Анисимов.
По его словам, концепция уже обсуждалась в администрации города и чиновники решили, что с учётом дорожной ситуации и отсутствия планов по строительству школ, поликлиник и детских садов в этом микрорайоне «размещение жилой застройки нецелесообразно».
«Взамен мы предлагаем на перспективу рассмотреть альтернативный вариант развития территории земельного участка в виде размещения многоуровневого торгового центра, торгово-развлекательного комплекса с ТПУ вкупе, который запланирован Генпланом на обозримую перспективу», — добавил Анисимов, предложив ещё раз обсудить вопрос на совещании в администрации.
За концепцию заступился советник губернатор Вячеслав Генне, заметивший, что проблемы с инфраструктурой — это не вина проектировщиков.
«У меня какая-то в душе несправедливость, когда я еду по Артиллерийской, Орудийной, бываю в том квартале и вижу, что за эти 5-10 лет транспортного безвременья построен миллион квадратных метров, и мы эти материалы вообще на градосоветах не рассматривали. Здесь люди с довольно небольшим, скромным участком выходят на градосовет, и мы их ставим перед вопросом: „А что с городским КСОДДом?“. Наверное, вопрос не к проектировщикам и не к градосовету, а, скорее, к администрации. Вопрос стоит так: готова ли администрация города, в частности, транспортная инфраструктура, улично-дорожная сеть, принять этот новый объём, ну, или когда она сможет его принять», — высказался он.
Также архитектор вспомнил о строящемся через дорогу микрорайоне из трёх десятков многоэтажных домов на ул. Арсенальной. Этот проект депутата-застройщика Валерия Макарова был неоднократно раскритикован на градостроительном совете, в том числе из-за повышенной нагрузки на транспортную и социальную инфраструктуру, тем не менее исправно получает разрешения на строительство.
«Продали участок, а потом город естественно по объективным причинам не был его готов принять в улично-дорожную сеть, осмыслить. Это судьба всех территорий в той части, не только этой. Особенно остро стоит вопрос на Невского, Артиллерийской, Орудийной», — сказал Генне.
Он добавил, что представленный проект ему симпатичен и его стоит поддержать. Отдельно советник губернатора отметил «гуманный подход» авторов, предположив, что если бы участок сразу попал к застройщику, тот бы выжал из него максимум по квадратным метрам и этажности.
«На очень неудобном участке с ужаснейшей конфигурацией посажены гармоничные формы. Очень хорошие, внятные гармоничные формы, в которых хочется жить. <...> Очень хороший самодостаточный комплекс. Он может жить в городской среде, может даже быть островом, который себя в общем-то обеспечивает», — похвалил проект архитектор Олег Васютин и попросил в дальнейшей работе не отказываться от предварительных решений по архитектуре.
Архитектор Сергей Гулевский назвал концепцию образцовой и предложил «всячески поприветствовать данную работу». Председатель местного отделения Союза архитекторов Игорь Ли предположил, что вопросы о транспорте и детских садах надо задавать не проектировщику, а городу, и все эти вопросы должна решать градостроительная документация, чтобы на градостроительном совете «рассматривать проект, а не то, есть там рядом детский сад или его нет».
Архитектор Олег Копылов поддержал проект, отдельно отметив комфортный масштаб и этажность застройки, однако его смутила близость эстакады и оживлённой дороги. «И экология, и шум и всё остальное делает этот участок под жилье... ставит большой знак вопроса в этом смысле», — сказал он.
В итоге концепцию одобрили к дальнейшей реализации с условием сохранения объёмно-пространственных решения и принципов формирования среднеэтажной застройки.
Текст: Татьяна Зиберова, изображения: презентация, представленная на градосовете