Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом

Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом Гулять по воде: что урбанисты хотят сделать с Литовским валом
Все новости по теме: Город

На минувшей неделе в Калининграде собрались специалисты из Норвегии, Швеции, Латвии и других стран и городов, чтобы вместе с калининградцами обсудить перерождение Зелёного пояса Кёнигсберга (в первую очередь — его северной части). «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» прогулялась с участниками семинара «Вал, Водное кольцо Кёнигсберга» и послушала идеи благоустройства в городе нового прогулочного маршрута.

Проект «Вал» задуман как часть большой программы «Балтийские измерения», реализуемой центром современного искусства «Fargfabriken» в Стокгольме. В рамках этой программы специалисты исследуют пространства в Балтийских странах, создавая культурные связи между разными точками Прибалтики. В Калининграде экспертов заинтересовала территория «Зелёного пояса Шнайдера» — сеть зелёных и водных пространств, образованных в своё время на месте Второго вального кольца. Начать было решено с северного участка — от зоопарка до Верхнего озера (по руслу Паркового ручья) и от ул. А. Невского вдоль Литовского вала до Преголи.

«С помощью этого проекта мы хотим привнести понимание кольца как единого целого и как ценного невозобновляемого природного, культурного и исторического ресурса. Мы уверены, что существующие характеристики кольца позволят культурным институциям взять на себя роль лидеров в процессе становления этого понимания. Мы считаем, что культурное сообщество может принять кольцо в свою концептуальную собственность и распространить интерес к нему на всех остальных жителей города. Именно культурное сообщество на такой ранней стадии, пока внешний вид не всегда привлекает, и достоинства еще не очевидны всем, может оценить великолепие этого маршрута».

Описание проекта на официальном сайте

Одним из организаторов проекта выступило московское архитектурное бюро «Green Design Society», ранее участвовавшее в Калининграде в двух архитектурных конкурсах. В «Сердце города» московско-ирландская команда призовое место не заняла, тем не менее, представила довольно любопытный проект ревитализации центра, основанный на обустройстве линейного парка на эстакадном мосту с сужением проезжей части до двух полос. В центр города архитекторы предложили для начала привлечь людей с помощью различных мероприятий, а уже потом приступать к реорганизации. Кроме того, в своем проекте авторы сосредоточились на развитии ландшафтной архитектуры и взаимосвязей с рекой. Схожую цель преследует и проект «Вал» — не создание крупномасштабного градостроительного проекта, а включение пространства в общественную и культурную жизнь города с помощью самих калининградцев, их идей, пожеланий и замыслов. В архитектурном конкурсе на концепцию развития территории Паркового ручья — от Советского проспекта до зоопарка — «Green Design Society» заняло третье место. Их проект был отмечен жюри за фундаментальный подход к вопросу. Главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне охарактеризовал работу как «практически целый научный градостроительный труд». Архитекторы вышли далеко за рамки предложенного участка и дошли по воде до Литовского вала. Пожалуй, именно с этого и начался проект «Вал, Водное кольцо Кёнигсберга»


val-15.jpg


«Мы сконцентрировали своё внимание в основном не на том участке, который был предложен, а на всей водной структуре города, стали подробно изучать и тогда обнаружили эту невероятную историю, что весь город огибается помимо фортификационного рва Парковым ручьем, и что все вместе это образует кольцо вокруг Старого и Нового города. Мы стали это изучать, приезжали сюда, обсуждали, что бы такого сделать, чтобы как-то помочь тому, чтобы это пространство включилось в город, поскольку оно уже обладает всем, что нужно, оно уже безумно красивое, оно уже наполнено исторически и культурно, особенно потому, что вдоль него располагаются все эти музеи и культурные институции — Музей янтаря, ГЦСИ, Королевские ворота, Закхаймские ворота», — рассказала куратор проекта Соня Гимон. Основной проблемой организаторам видится именно «выключенность» пространства из города. Это же отметили и сами калининградцы в ходе прогулки вдоль ручья параллельно Литовскому валу. Многие, как выяснилось, оказались здесь впервые. А кто-то просто не заглядывал около 10 лет, помня о запущенном состоянии лесопарковой зоны.

На первом этапе проекта в Калининграде были предусмотрены двухдневный семинар, несколько публичных лекций и дискуссий о городских пространствах. Во время семинара экологи, студенты, архитекторы, представители общественных и культурных организаций и прочие заинтересованные лица прогулялись вдоль ручья, обсудили его нынешнее состояние и возможное будущее. Сложнее всего, если говорить о северной части кольца, дело обстоит именно с участком Паркового ручья от Верхнего озера до зоопарка — там он частично труднодоступен, а кое-где и вовсе упрятан под землю. Прогулка второго дня оказалась намного приятнее — изнанку Литовского вала содержат в чистоте, вдоль ручья здесь приятно и легко идти, впечатление портит только запах от ручья и масштабная стройка фактически на старом кладбище.

«В 20-е годы XX века усилиями обер-бургомистра Кёнигсберга Ганса Ломейера и приглашенного из Познани ландшафтного архитектора Эрнста Шнайдера на территории укреплений была создана парковая зона, получившая название „Зелёный пояс Шнайдера“. Она протянулась от реки Преголя (Гвардейский проспект) до Северного вокзала, отсюда мимо Росгартенских, Королевских и Закхаймских ворот до Преголи. На юге это кольцо продолжили обсаженные каштанами валы вдоль современного проспекта Калинина и территория Южного парка (Парк 40-летия ВЛКСМ). Под сенью деревьев были проложены аллеи, установлены скамейки. К валам примыкали променады, проложенные между валами и рвами с водой. Таким образом создавалась иллюзия отдыха на берегу водоема. В некоторых местах на водоемах создавались перекаты, либо водоемы уходили в подземные коммуникации. В таких местах оборудовались наблюдательные площадки, украшенные скульптурами. „Зеленое кольцо“ также было дополнено аллеями».

Информация с сайта администрации Калининграда

Само собой, от всей этой благодати сегодня мало что осталось — разрозненные остатки былой красоты. С другой стороны, водный путь никуда не делся, как и часть ландшафта, только люди перестали его замечать. За счет изменившейся структуры города вода оказалась выключена из общественного пространства, что не раз уже было замечено архитекторами и урбанистами в последние годы. Но если обычно речь идёт о Преголе, которую сложно не заметить, как ни старайся, то небольшие ручьи как-то постепенно ушли на периферию общественного сознания, при этом физически оставаясь в центре Калининграда. Есть множество способов благоустройства подобных территорий, однако их выбор зависит от инициативы и, собственно, инициаторов. Самый известный — дорогостоящий проект, бюджетные деньги, мрамор, бетон — и Верхнее озеро в итоге. А в сторону Литвала мэрские мысли обращены уже не первый год. В 2013 году и вовсе прозвучала идея уничтожить вал в пользу создания рекреационного пространства. Впрочем, ничего внятного по поводу перспектив этой территории власти пока не выдали.


val-6.jpg


В случае «Вала» организаторы проекта больше заинтересованы в создании платформы для диалога, в обсуждении возможностей без поспешной реализации. Для начала был создан сайт, на котором планируется вести обсуждение и выкладывать тематические материалы, затем, после первого семинара, планируется издание книги, включающей в себя все существующие наработки. А что будет потом — зависит не столько от организаторов и кураторов проекта, сколько от его участников, от их интереса и желания. Прозвучали идеи разного масштаба — от философского переосмысления, до работы с градостроительными документами, от минимального благоустройства с освещением и урнами до проведения фестивалей и разработки полномасштабного плана благоустройства.

«Как только к территории привлекается внимание, сразу появляется некая активность вокруг нее, и, естественно, нам бы хотелось, чтобы в будущем это привело к тому, чтобы появились и физические преобразования. Но поскольку мы знаем, что когда физические преобразования появляются на самом деле, до самой идеи и до понимания ценности, они часто ведут к разрушительным результатам. Мы этого очень не хотим и поэтому мы целенаправленно все делаем достаточно медленно и не торопим события», — отметила Соня Гимон. — Мы хотим, чтобы это был постепенный процесс с осознанием, зачем это нужно, что из этого ценно для Калининграда и что из этого жители и профессиональное сообщество уже считают своим, и так далее».

Пока что самая большая ценность этого кольца (полукольца в нашем случае) заключается в наличии фактически готового пешеходного маршрута. Ну, возможно, с некоторыми препятствиями. Но даже без благоустройства, без бесплатного интернета и дорожек имеет смысл прогуляться вдоль Паркового ручья, за Литовским валом и до Закхаймских ворот, возле которых, кстати, силами «Ворот» и неравнодушных калининградцев уже разбит небольшой уютный сквер. Ну, а как только сами калининградцы смогут заново открыть для себя этот своеобразный водно-ландшафтный маршрут и начнут бережно к нему относиться, уже намного проще будет включить его в жизнь города и нанести на туристические карты.

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»

Тема в развитии


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]