Однажды мои друзья устроили вегетарианский ужин, на который все пришли со своими детьми. И вышло так, что дети весь вечер провисели на мне: сначала мы читали, потом рисовали, играли в игры, которые я придумывала на ходу. Получилось здорово, и буквально на следующий день одна из мам, бывших на ужине, предложила мне стать в ее семье няней. Я согласилась. Затем уехала с ними в Амстердам — они перебрались туда на ПМЖ. Все, что делается в Голландии для детей, привело меня в полный восторг, и именно там детская тема захватила меня окончательно. По возвращении были детские вечера в «Квартире», летняя творческая мастерская в ТЦ «Европа», детская площадка на фестивале современного искусства «Форма» в Москве. Большинство моих проектов сейчас — это удаленная работа, которая заключается в том, чтобы писать педагогические программы, призванные простым языком объяснить детям сложные вещи. Например, для Центра современного искусства во Владивостоке я составила план из 20 уроков, на которых дети знакомились с направлениями искусства 20 века. Нужно было
По контрасту с Голландией ситуация с детским досугом в Калининграде выглядит печально. Из хорошего на ум приходят только семейные программы в ГЦСИ и Музее Мирового океана, дендропарк экоцентра, «Корабль» у парка «Юность». Но это, пожалуй, и все. Нет никаких инициатив, которые исходили бы от города. Тот же «Корабль» — это благотворительный проект. А я смотрю, например, на Ботанический сад, и думаю, что там можно было бы развернуться на широкую ногу. В Ботсаду случаются, конечно, сезонные попытки организовать детские мероприятия, но на уровне «отчитались, забыли». Это же университетский объект, и, в принципе, им все равно, будут там дети или нет. Городские парки тоже почти ничего, кроме аттракционов, ребенку не предлагают.
Место или событие, которое можно посетить с ребенком, должно быть интересно и взрослому тоже — тогда это успех. А сюсюканье раздражает — дети же не идиоты. Мне очень не по душе так называемая анимация и взрослые, наряженные в костюмы мультяшных персонажей. Дети сразу понимают, что это не пират, и не Красная шапочка. Это тетя, которая
Детям нужна история и игра. Поэтому если у нас пиратская тема, я не наряжаюсь пиратом, я говорю, что мой дедушка был пират. И начинаю рассказывать. И вот в это дети верят. Грань между реальностью и выдумкой становится не очевидной, создается атмосфера, дети не чувствуют себя одураченными. Все дело в том, что когда ребенок просит тебя с ним поиграть, можно сделать вид, что играешь. А можно поиграть
То же и с детскими оздоровительными лагерями. Прошлым летом я была вожатой в лагере на нашем побережье — со времен моего детства там ничего не изменилось — та же бездарная примитивная культпрограмма и призывы участвовать в самодеятельности, которые делаются в форме «ты должен» и вызывают у детей только отторжение. А главное — вся эта развеселая активность производится абсолютно без внимания к тому, чего хотят сами ребята, и без любви. Взрослые, с которыми я там работала, не
Другое дело — летний лагерь при подмосковном
У меня все сжимается внутри, когда я слышу от взрослых фразы типа: «Ой, ну откуда у тебя
Текст — Анна Кунерт, фото — Виталий Невар, Екатерина Ставицкая