СПЕЦПРОЕКТ «НОВОГО КАЛИНИНГРАДА.RU»
Дети «Всероса»
самые умные дети Калининградской области о своем главном (пока) академическом испытании
Панибратское «Всерос» ко Всероссийской олимпиаде школьников приклеили сами дети. Они называют ее так и в Калининграде, и в Сыктывкаре, и во Владивостоке. «Всерос» — не просто соревнование, олимпиада успела до некоторой степени обрасти чертами субкультуры. Со всеми вытекающими вроде сленга и принтов на футболках.

У Калининградской области хвастаться своими олимпиадными успехами особого повода, в общем, нет — от Питера или Москвы мы отстаем на пару световых лет. Но тем немногим нашим школьникам, которым «Всерос» дал автоматический пропуск в самые престижные вузы страны, мы в этом удовольствии отказать не смогли. Детям слово.
Анна Гречюс

Призер Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
Славская средняя школа, 9 класс.


На олимпиаду по технологии ты приезжаешь со своим проектом, изделием. Этот проект тебе нужно защищать, и это один из этапов. Есть еще тесты с очень сложными вопросами, 3D-моделирование и практика (высокомолекулярная кулинария, мы уже совсем ушли от традиционной).

На олимпиаде всем интересны ноу-хау. Что-то новое, чего ни у кого еще нет. В этом году выиграла девочка из Калуги — она сделала шахматы. Они выглядят как шоколадные, хочется лизнуть. Смотришь — вроде бы кожа на вид. Но на самом деле она придумала новую технологию обработки текстиля. Мы так и не поняли, что это такое, она не выдала свою тайну.

У меня это была коллекция платьев и аксессуаров к ним. Коллекция по легендам Янтарного края. У нас была и легенда о птице Гауе, хранительнице янтарного ожерелья из латышской легенды, и наша про Алатырь-камень. Все было выполнено в технике «джутовая филигрань».

Джутовая филигрань — ювелирная техника, которая не применяется в одежде. Она новая и достаточно сложна в исполнении — очень тонкая, изделия получаются хрупкими. Это конкурсный вариант, носить такое платье, конечно, нельзя. Сначала мы делали все в плоскости, но потом поняли, что можно создать объем, а значит, можно создать и платье. Этого никто не делал до нас, так что за счет этого проекта мы сразу на 11 позиций вверх взлетели.

Везли наш проект в двух огромных коробках из-под телевизора.
Сама олимпиада проходила в Армавире, в Краснодарском крае. Так нас в поезд с этими коробками пускать не хотели, таможня нас «трясла». Затем уже на месте мы из отдельных деталей на манекенах собирали готовые изделия.

Мне очень нравится делать одежду, неописуемое чувство. А олимпиада была очень интересным опытом. Очень хотелось понять что это, как это все происходит. Зато теперь я уже точно могу поступить в два университета, один из них Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Анастасия Хряпченко

Призер Всероссийской олимпиады школьников по истории.
Школа №2, Калининград, 11 класс.


Первый тур был письменным — это эссе и проект. И самая волнительная часть — проект, потому что нельзя предугадать, что в нем будет. На самом деле это исследовательская работа. Вам предлагается некий исторический источник, это может быть просто статистическая справка. Анекдотом стал случай, когда это была статистика хлопководства в Туркестане — хорошо, не мне попалась. Дают этот замечательный проект — эпоха может быть любая — и несколько опорных вопросов, по которым нужно писать. Нам досталась «Повесть временных лет», давалось 3,5 часа. Это много, но этого мало, у меня работа заняла 30 страниц.

Были такие задания, что хотелось просто открыть, посмотреть, закрыть и уйти. Очень сложные. Например, давалось несколько икон, карта и описания иконописных школ. Нужно сопоставить иконописную школу с иконой и отметить на карте города-центры этих школ. И если Москву, Тверь и Вологду вы легко найдете, то с Сольвычегодском могут быть проблемы. Были две диаграммы, которые выражали отношение этнического состава рабов, продававшихся в Золотой Орде. И нужно было понять, на какой диаграмме середина 14 века, а на какой — начало 15-го. И не просто понять, а привести три аргумента.

Разбор итогов запомнился особенно. Стоишь часа 1,5 в очереди из олимпиадников, они уже замышляют революцию, кто-то кричит «Слава товарищу Сталину», настоящие историки. Дело едва не до драки доходит. А потом подходит твоя очередь, ты заходишь в кабинет, и 10 минут тебя унижают — преподаватель подробно рассказывает, что ты делал не так.

Затем был устный тур — это вам приносят стопку заданий, Лев Толстой бы позавидовал объему. Там порядка 30-40 исторических документов. Нужно выбрать один и проанализировать, чтобы потом рассказывать о нем. Я выбрала наказ знаменитого мемуариста Андрея Болотова человеку, который управлял его имением. Там он рассказывал, как нужно соотносить количество земель и крестьянский ресурс, чтобы доходность имений не падала и все было замечательно. На подготовку 5 минут, 5 минут на ответ.

На оглашении результатов мы не знали, станем ли призерами. Я помню счастье, когда я услышала свое имя. Но дальше ничего не помню. Но как-то очутилась на сцене с заветным дипломом. Этот диплом дает право сдать только русский и математику для аттестата — и все, поступать в вуз по профилю. А история — это профиль для многих профессий: начиная с истории и юриспруденции, заканчивая международными отношениями. И теперь мне можно выбрать МГИМО, юрфак СПБГУ.


Анна Дидык

Призер Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Школа № 38, Калининград, 10 класс.



Мне кажется, что на Всероссийскую олимпиаду надо приезжать два или три раза. В первый раз ты очень удивляешься происходящему. Это как американские горки в эмоциональном плане. Ты не можешь есть, задания длятся 5 часов, потом ты просто падаешь на кровать и спишь. Первый тур — аналитический. Ты приходишь, тебе дают два текста. Автора ты обычно видишь первый и последний раз в жизни. Это для олимпиады нормально. Хотя у меня был Фазиль Искандер. Потом за 5 часов ты исписываешь 8 листов черновика и 8 листов чистовика.

У нас был «слив» заданий обнаружен, это был шок для всех. Вы представьте — мы написали первый, самый сложный тур, 5 часов. И ты всю душу выложил на этот листочек. А тебе говорят — ну, задания «слили». И зря ты 5 часов писал. Был вариант, что мы будем переписывать этот тур, что все закрывается и мы домой едем. Если мы были в шоке — страшно представить, что было с членами жюри. Мы начали писать второй тур, и у них, кажется, не было запасных заданий. И они их ночью на ходу придумывали. Я не знаю, как они это делали. Но они дали нам задания. Это был творческий тур. Нам включили запись, на которой Евгений Водолазкин читает свои произведения. Это был эксклюзив, и это было здорово. Но тоже 5 часов.

Третий тур был устным. Там дается подборка тем, и тему ты должен раскрыть за 3 минуты. Готовиться ты можешь час. В итоге из-за этого слива задания поменяли. Нам дали поэтический текст и попросили сказать, кто это, какая эпоха, круг возможных авторов. Текст был, конечно, совершенно незнакомым. Но важно было не угадать, а хорошо свое мнение аргументировать. Я искренне убеждала членов жюри, что текст Апухтина принадлежит Твардовскому. И получилось так хорошо, что мне за это задание поставили максимальный балл. Те, кто понимает, насколько это далекий разброс, только смеются.

Олимпиада проходила в Ярославле. И там было что-то такое в домах, в архитектуре, что было скрыто в русской литературе, но я этого не понимала, пока не увидела. Что-то на подсознательном уровне изменилось. Я прожила всю жизнь в Калининграде и привыкла к немецкой архитектуре. И я впервые увидела избы с резными ставнями. И это было удивительно и здорово.

После олимпиады мои розовые очки разбились стеклами вовнутрь. Я ожидала большего, если честно, хоть и стала призером. Но завышенные амбиции мне все и подпортили. Мой пыл поубавился, когда я увидела, где на самом деле «провисаю», поняла. Но это был хороший опыт получить объективную оценку.

Анастасия Шуптар

Призер Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Школа №41, Калининград, 11 класс.



Мне кажется, я закричала на весь зал. Еще когда мы услышали имя Анечки Дидык, не мое. Мы дали ей флаг, и это было огромное счастье — выходить на сцену с флагом нашей области. Мы правда очень гордились регионом и тем, что мы его представляем. И с гордостью стояли на сцене с этим флагом. И даже главный организатор кричал нам: «Девчонки, молодцы, берите флаг!». И я тоже бежала на эту сцену с флагом.

Мне запомнились прежде всего эмоции. Да, задания были интересные. Я не думала о том, какое место я займу — я говорила себе, что я просто сделаю то, что я люблю и умею делать. Я просто была счастлива там находиться. У нас была потрясающая команда, 5 человек из Калининградской области. И мы безумно поддерживали друг друга. У нас были вечерние посиделки в комнате постоянно. Мы рефлексировали каждый вечер, успокаивались как могли ромашковым чаем. Эмоции зашкаливали, я плакала не раз то от счастья, то от радости, то от волнения, то от усталости.

На устном задании я растерялась. Мне попалось стихотворение Андрея Белого, и, честно говоря, узнать его было не так уж сложно. Но я растерялась и с устным туром справилась не так хорошо, как хотела бы. Я просто понадеялась на то, что они меня пожалеют. Но в целом ответила. Жюри действительно очень помогали, они видели, что ты взволнован, что ты напуган, они понимают, что времени на подготовку очень мало. Они задавали наводящие вопросы, и ты уже более-менее приходишь в себя, разговоришься.

Я не думала, что я дойду до олимпиады. Для меня все в 6 классе началось, когда я решила, что мое призвание быть учителем русского языка и литературы. Я просто полюбила книги, мне понравилось читать, и я была уверена, что литература — самый душевный предмет. На олимпиаде я в этом еще раз убедилась даже с незнакомыми людьми, ты встречаешь человека впервые, он стучится в дверь, ты его обнимаешь сразу, а потом вы сидите часами и говорите о литературе, читаете стихи. Это очень здорово.


Александра Сорокина

Призер Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.
ШИЛИ, Калининград, 11 класс.


Было здорово, что в этом году олимпиада проходила в Калининграде. Мы в прошлом году уже ездили на «Всерос», но особых достижений у нас тогда не было. Но тогда мы все перезнакомились, подружились, весь год общались. И в этом году сюда приехали мои друзья, было очень приятно показывать им город. А еще нам можно было домой уйти, отдохнуть, не участвовать в программе, больше свободы. Психологически это комфортнее. А еще нам подарили янтарь в пакетиках.

Были и элементарные задания. Чтение в этом году было очень легким. Элементарные были задания, э-ле-мен-тар-ные. У нас у всех максимум. У меня максимум за чтение, 20 из 20-ти. То есть я рада своим баллам, но постойте, это же Всероссийская олимпиада, давайте хотя бы притворимся, что это сложно? В прошлом году была сложная статья про беженцев. И вопросы, где надо вчитываться. Тут был текст из серии: «Мы вылетели в столицу в 9 утра». Вопросы: «Мы не вылетели в столицу в 9 утра. Правильно или нет?».

В олимпиаде участвовало очень много немцев. Ребят, у которых родной язык немецкий, и билингвы. Ребята из школ при посольстве Германии в Москве были. Участвовал мальчик, который приехал к нам по обмену на год, по-русски он почти не говорит. И среди победителей примерно половина — ребята с фамилиями Майер, Хоффер, Шмидт, гражданство — ФРГ. Фамилии Романова — Сорокина, конечно, фигурируют, но на общем фоне теряются. Но с другой стороны, когда ты выходишь на награждение, а Майер или Шмидт набрали 85 баллов, а ты выходишь со своими 95 и фамилией Сорокина, думаешь — вот вам!

Мне до победы не хватило одного балла. У меня было 95 баллов, а у победителя — 96. Я подавала апелляцию, но у них была установка — никому ничего не добавлять. Я очень расстроилась. И даже не за себя — за школу, за город. Я просидела весь день дома. Но потом я подумала — в прошлом году у меня был 61 балл. В этом году — 95. Это нормальный такой рывок, и я все равно собой довольна. А льготы все равно одни и те же, просто на дипломе написано «призер» или «победитель. Но все одно и то же.

Полина Романова

Призер Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.
ШИЛИ, Калининград, 11 класс.


По немецкому языку у Калининградской области очень сильная команда. У нас 10 человек. А от Москвы — 38 всего. Так что в пропорции это нормально. Причем из этих 10 человек 7 — из нашей школы, и трое из нашего класса.

Каверзные вопросы были по страноведению. Я даже не знаю, есть ли это задание на олимпиаде по английскому. Там либо знаешь, либо нет. У нас это были 10 вопросов о братьях Гумбольдт, Александре и Вильгельме, и 10 вопросов по теме «Немцы в России, русские в Германии». Вот, например, Достоевский был в Германии, провел месяц в каком-то захудалом городишке. И вот надо сказать, что он там делал. Ну, мы-то как раз знали — проиграл все деньги в казино в Баден-Бадене.

Письмо в немецком проходит интересно. Дается начало истории и конец истории. То есть, к примеру, начинается с того, что стул стоял, на него кто-то сел, и дается конец истории: «Никогда я не думал, что увижу своего друга вновь». И надо придумать середину на 300 слов. За час. И там все стараются что-то необычное напихать. Бывают очень странные истории.

Оказалось, мне неправильно баллы посчитали, и я вышла в призеры благодаря апелляции. Все это длилось очень долго. Мы прождали 5 часов, я пропустила 17-летие своей лучшей подружки. Мы начали шутить, и нам вызвали психолога. Подходит ко мне мужчина, который мне объяснял мою работу, и начинает на меня наезжать: «Это неуважение к судьям, я вам показал все, почему вы не удовлетворены?». Я стою перед кабинетом, мне стало плохо, у меня слезы текут. Я уже собралась уходить, и мне говорят: «Тебя просят зайти на 2 секунды». Меня спросили, почему я плачу, и я с перепугу ответила, что моей подруге исполнилось 80 лет. И мне сказали, что все нормально, мне просто неправильно баллы посчитали.

Сейчас, когда все готовятся к ЕГЭ, быть призером олимпиады особенно здорово. Вот у нас в три заканчиваются уроки, и все наши одноклассники: «У меня сегодня 27 репетиторов, я сплю один час, пью кофе галлонами». А ты пришел, почитал книжку, лег спать… Я могу сейчас прийти в любой вуз, дать свой диплом и свой аттестат — и все, я зачислена. Конечно, готовиться к Олимпиаде было сложно, сама олимпиада была сильным стрессом. Но все окупилось.

© 2017, «Новый Калининград.Ru»
Текст — Алла Сумарокова
Фото — Виталий Невар