Репетиция поступления в вуз: что ждет выпускников девятых классов в 2024 году

Все новости по теме: Образование

Калининградских девятиклассников, решивших после получения аттестатов продолжить учебу в 10-х классах, предстоящим летом ждет непростая пора. Фактически им придется столкнуться с репетицией вступительной кампании в вузы, которая продлится вплоть до начала августа. Подробности — в публикации «Нового Калининграда».

В этом году вступительная кампания в 10-е классы продлится практически все лето. В июне выпускников девятых классов ждут экзамены (ОГЭ), в конце июня они получат аттестаты, в июле им нужно будет отнести в выбранные школы пакет документов, а с 21 по 31 июля пройти так называемый «анализ знаний»: экзамены или другие вступительные испытания. До 5 августа учебные заведения должны издать приказы о зачислении.

В ситуации со вступительными испытаниями речь идет в первую очередь о профильных классах с углубленным изучением предметов. В 2024 году таких профилей будет четыре: технологический, гуманитарный, социально-экономический и естественнонаучный. Сохраняются также универсальные классы, однако они будут не везде — большинство лицеев и гимназий ведут в старшей школе исключительно профильное обучение.

Более того, поступить на тот или иной профиль можно, лишь представив профильные ОГЭ. К примеру, для технологического профиля это должны быть физика, информатика и математика. Поэтому, если ребенок принял решение сдавать ОГЭ по обществознанию, претендовать на поступление в технологический класс он уже не сможет.

Единые сроки вступительной кампании в 10-е классы были утверждены министерством образования области в прошлом году, их должны соблюсти все школы — эту информацию «Новому Калининграду» подтвердили в администрации Калининграда и правительстве региона. Таким образом, ребенок сможет подать документы в несколько разных учебных заведений и принимать решение о поступлении в то или иное учебное заведение в конце июля.

При этом каждая школа имеет право устанавливать собственные правила отбора — кто-то, к примеру, может учитывать только победы в муниципальных и выше этапах Всероссийской олимпиады школьников, а другим школам будет достаточно грамоты за первое место в танцевальном конкурсе или спортивном турнире. «Вес» достижения каждое учреждение также устанавливает самостоятельно. К примеру, диплом за победу в конкурсе могут оценить и в один балл, и тогда он может стать решающим, поскольку школа оценивает ОГЭ и аттестат по пятибалльной системе. Либо вес такого диплома может быть всего 0,1 балла, и он не будет иметь серьезного значения.

Подробные правила каждая школа установит сама и должна будет опубликовать на своем сайте не позже чем за 30 дней до проведения «анализа уровня знаний», то есть примерно в конце июня. Поэтому пока что девятиклассникам можно лишь запасаться всевозможными дипломами и грамотами, а уж как их будут взвешивать при поступлении — станет известно непосредственно перед ним.

ОГЭ-2.jpeg

Нервное время

Новую систему и сроки приема в 10-е классы впервые опробовали на себе выпускники девятых классов прошлого года. Причем для многих она оказалась неожиданной — новый приказ регионального министерства образования, утверждающий сроки и правила вступительной кампании, был издан в марте буквально за пару месяцев до государственной итоговой аттестации.

«Нас собрали на родительское собрание в середине апреля 2023 года и рассказали, что правила приема в 10-е классы изменились на днях, — рассказал один из родителей выпускника прошлого года одной из самых престижных школ региона — ШИЛИ (Школы-интерната Лицея-интерната). — Выяснилось, что аттестаты детям по итогам девятых классов выдадут только 30 июня  — после выпускного, который был в середине июня! После чего в июле нужно подать заявление в школу и предоставить портфолио с достижениями (а это уровни региональных и всероссийских турниров). В течение всего июля на сайте предлагалось отслеживать рейтинг ребенка, в конце месяца пройти вступительные экзамены. И только в начале августа состоялось зачисление».

По словам собеседника «Нового Калининграда», это известие вызвало смятение у многих родителей, на собрании было шумно: «Во-первых, многие уже определились с летним отдыхом, забронировали путевки в детские лагеря, которые в начале апреля расхватывали за один день. Во-вторых, и это самое основное, — мы не поняли, будет ли у ребенка шанс поступить в другую школу, если в августе окажется, что он не поступит в ШИЛИ по итогам экзаменов. Но сам принцип отбора детей лично мне показался вполне обоснованным — фактически это репетиция поступления в вуз со всеми этими рейтингами, баллами и сумасшедшими нервами — и мы, и дети осознали, что нас ждет после 11-го класса».

Ребенок собеседника «Нового Калининграда» в итоге остался учиться в ШИЛИ — прошел конкурс портфолио и экзамены. «Результаты ОГЭ и средний балл аттестата у нас были не самые блестящие. Конечно, это било по нервам, когда мы каждый день наблюдали обновление рейтинга на сайте, и наша позиция съезжала все ниже, поскольку кто-то набирал много баллов за счет дипломов и наград. Но экзамены дочь сдала хорошо. Наверное, это лишний раз подтверждает, что в ШИЛИ серьезное отношение к оценкам, и наши „четверки“ в аттестате — это „пятерки“ в других школах, — рассказал собеседник „Нового Калининграда“. — Дети, кстати, рассказывали историю, как ученики из ШИЛИ среди учебного года уходили в другие, менее сильные школы, чтобы получить в итоге „красный“ аттестат и поступить в колледж на бесплатное обучение — „на бюджет“».

Тем не менее значительная часть выпускников всё же после прошлогодней приемной кампании ШИЛИ покинули — как отмечается в ответе правительства на информационный запрос «Нового Калининграда», в 10-й класс поступило 54% школьников, обучавшихся в лицее в девятом классе.

«Дочь подала документы в несколько других престижных лицеев города и одну гимназию, — рассказала мама еще одного ребенка-выпускника ШИЛИ. — В лицеях № 18 и № 49 предложили принести пакет документов — аттестат, результаты ОГЭ и дипломы. Там был просто конкурс по баллам, без экзаменов. Нужно было отслеживать рейтинги на сайтах школ». В итоге школьница «прошла» по баллам в оба лицея и выбрала тот, который показался ей дружелюбнее.

«Теперь понятно, почему так нервничают родители при поступлении детей в вуз из-за рейтингов, которые сдвигаются, потому что кто-то перекидывает документы со специальности на специальность. Если у ребенка нет максимальных баллов и кучи достижений, нет никаких гарантий поступления. А платное обучение в вузе — это 200 тысяч в год, — отмечает мама школьницы. — Ясно, почему многие принимают решение идти в колледж после девятого класса — туда гораздо проще поступить на бюджет, и нет таких нервов. Но колледж — это совсем другой уровень образования, окружения. Это ведь отказ от блестящего будущего, по сути».

Счастливое детство и светлое будущее

Стоит ли в принципе пытаться попасть в престижные лицеи или гимназии, насколько они могут гарантировать хорошее образование — этот вопрос задают многие родители. «В лицеях и гимназиях, куда детей в 10-е классы специально отбирают, совершенно другой контингент учеников, другой интеллектуальный уровень», — считает собеседница «Нового Калининграда».

Студенты вузов, опрошенные «Новым Калининградом», также полагают, что обучение в лицеях и гимназиях пошло им на пользу.

«В десятом-одиннадцатом классах я училась в классе с упором на русский язык, на литературу и на иностранные языки. Преподаватели нас готовили к ЕГЭ по этим профилям. Давали нам бланки разные по ЕГЭ. Мы решали это как на уроках, так и дома, — рассказала выпускница лицея № 49 Маргарита. — Ещё были дополнительные занятия. Я, конечно, ходила к репетиторам дополнительно, но именно сдать русский и литературу мне помог 49-й лицей, потому что нас очень хорошо готовили».

Выпускник гимназии № 40 Марк Терехов также считает, что обучение в гимназии имеет ряд преимуществ по сравнению с обучением в обычной школе. «Во-первых, с начальных классов ученику предлагают целый спектр внеурочных, дополнительных занятий. Есть как и привычные всем спортивные дисциплины, так и современные занятия: робототехника, программирование, анимация и так далее. На примере выбранной мной музыкальной студии можно отметить, что по дисциплинам проводят соревнования, в которых ты защищаешь не только честь гимназии, но растёшь как профессионал своего дела. За победу в таких соревнованиях дают как денежные призы, так и грамоты, помогающие при поступлении в вуз, — рассказал студент. — Во-вторых, несмотря на загруженность и переполненность моей школы, внимание уделяли каждому ученику, с каждым работали персонально, помогали раскрыться. Учителя — мастера своего дела, у всех за спиной огромный стаж работы, а если приходят новенькие, то самые амбициозные. У меня таким преподавателем был учитель краеведения, который сдал три предмета ЕГЭ на 300 баллов и окончил вуз с красным дипломом».

Что касается подготовки к ЕГЭ в гимназии, по словам Марка, к ним готовили каждого. «Результат налицо: в моей параллели было больше 20 медалистов. А в целом человек 60 отличились своими успехами в олимпиадах, общественной деятельности и других мероприятиях, — рассказал студент. — Гимназия предоставила мне все возможности реализовать себя как личность, она подарила мне счастливое детство и светлое будущее».

При этом психолог Ирина Бардышева обращает внимание на то, что в гимназиях и лицеях детей ждет высокая конкурентная борьба. «Вопрос, готов ли ребенок погрузиться в эту конкурентную борьбу в гимназиях и лицеях? Для некоторых детей это может быть настоящей психотравмой», — отмечает она. По словам Ирины Бардышевой, родителям важно поддерживать, принимать и понимать своих детей: «Задача родителей быть устойчивыми, понятными, быть опорой и давать в этом смысле большую поддержку и любовь ребенку — он должен знать, что если он не справится, то он все равно будет любим и прекрасен в глазах своих родителей».

10-й класс или колледж?

По данным министерства образования региона, ежегодно девятые классы в Калининградской области заканчивают более 10 тысяч человек, более четырех тысяч из них продолжают учебу в школах, поступая в 10-е классы. Остальные (это более пяти тысяч человек) поступают в колледжи и техникумы на программы среднего специального образования.

Средний балл аттестата при поступлении на обучение на бюджетные места в колледжи по итогам 2023 года был довольно демократичным — 3,9.

В целом же в 2023 году в региональные профессиональные образовательные организации на бюджетной основе поступили 3,4 тысячи выпускников. Остальные две с небольшим тысячи учатся на платной основе.

По данным минобра, в регионе действуют 17 профессиональных образовательных организаций (из них четыре — негосударственные). В 2023-2024 учебном году в них обучается 16 тыс. человек, из них 9,9 тыс. на бюджетной основе и 6,1 тыс. чел. на контрактной. В 2023 году с низким средним баллом аттестата можно было поступить на несколько специальностей:

«Мастер сельскохозяйственного производства» — 3,23 (в Калининградской области по этой программе обучают в колледже строительства и профессиональных технологий в Полесске — прим. «Нового Калининграда»)

«Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ» — 3,36

«Мастер отделочных, строительных и декоративных работ» — 3,39

«Сварщик (ручной и частичной механизированной сварки (наплавки)» — 3,39

«Природоохранное обустройство территории» — 3,43

«Агромелиорация» — 3,43.

ОГЭ-3.jpg

Отказ от стереотипов

Психологи и эксперты рынка труда отмечают, что стереотип о том, что в колледжи и техникумы идут только те, кто не в состоянии потом учиться в вузах, не имеет под собой никаких оснований. «Я бы не стала говорить о какой-то социальной разнице между студентами колледжей и теми, кто идет учиться в 10-е классы, тем более о каком-то гарантированном блестящем будущем, связанном с тем или иным образованием», — указывает психолог, гештальт-терапевт, ведущий подростковых групп Алина Герасева.

По ее словам, установка, что «профессиональное среднее образование — это что-то второсортное», действительно существовала в прежние времена, но они давно закончились. «Прекрасно помню, как у нас в школе висел плакат „В ПТУ твоя дорога“, и учитель говорил, что если мы не будем хорошо учиться, то нам только туда, — рассказала она. — Сейчас дети относятся друг к другу иначе, они не делают разницу между сверстниками, учащимися в десятом классе, и теми, кто пошел в колледж. К тому же сейчас такие времена, что можно зарабатывать неплохие деньги, не имея вообще никакого образования (часто этот аргумент с доказательствами приводят подростки)».

По словам Алины Герасевой, чаще всего решение о том, идти ребенку в 10-й класс либо выбрать колледж, принимают семья и родители, а не он сам. И если у родителей есть установка, что колледж — это что-то второсортное, то тогда ребенок вынужден идти в 10-й класс.

Что касается самих детей, то тут могут быть разные причины, чтобы уйти из школы. Многие не хотят идти в 10-е классы из-за ЕГЭ. «Они очень боятся этих экзаменов, и из-за этого часто у школьников возникают панические атаки, тревожные, депрессивные состояния. Они готовы идти „лишь бы куда“, чтобы не сдавать экзамены. И решают, что подумают о высшем образовании потом, — говорит психолог. — Сейчас высшее образование можно получить в любом возрасте — и заочно, и дистанционно. Получить тогда, когда человек определился, что ему интересно и как он видит свое будущее».

Также причиной уйти из школы в колледж могут стать проблемы с одноклассниками, отсутствие друзей, нелюбовь к школе. Остаться в 10-м классе дети решают также по разным причинам. Не только потому, что уже определились с профессией и знают, что пойдут на «вышку», но также они могут просто еще не знать, кем стать в будущем.

«Важно, как родители относятся к тому или иному выбору, как в семье вообще ребенку живется, что в школе у него происходило за девять лет и как он себя чувствует к концу девятого класса, — считает Алина Герасева. — Главное, чтобы родители с вниманием относились к своему ребёнку, к его эмоциональному состоянию, с пониманием, что ему непросто, и побольше поддерживали».

Руководитель калининградского рекрутингового агентства «Персонал-Янтарь», карьерный консультант Наталья Воронцова также отмечает, что не стоит зацикливаться на одной специальности. По ее мнению, нужно дать детям возможность выбирать свое будущее и менять траектории.

«Тренд последних лет состоит в том, что человек может менять свои профессиональные траектории. К примеру, учился сначала на бухгалтера, работал по специальности. Потом получил дополнительное юридическое образование и перешел в юриспруденцию», — рассказывает карьерный консультант.

При этом она считает, что родителям необходимо прислушиваться к ребенку и идти ему навстречу, поскольку самое важное — чтобы человек нашел себя, занимался любимым делом. «Допустим, ребенок хотел бы быть военным, но родители для него избрали юридическую профессию. Он рано или поздно все равно придет к тому, чтобы стать военным. Или наоборот: родители отдали ребенка в военное училище, но жизнь его постепенно вывела к тому, что он стал руководителем на производстве», — говорит Наталья Воронцова.

По ее словам, родителям не стоит пренебрегать консультациями профориентологов, которые помогут определить сильные стороны у ребенка. «И основное здесь — заниматься тем, к чему есть склонность и стремление, — говорит она. — Рынок труда меняется, и есть вариант найти свои траектории на этом пути. Один из самых главных трендов, чтобы быть востребованным на рынке труда, — нужно постоянно учиться. И быть междисциплинарным. Допустим, девушка хорошо пишет, а вечером она красиво вышивает. У нее есть такое хобби, на котором она может зарабатывать. Но для этого нужно подучиться».

Калининградским девятиклассникам предстоит определиться с набором ОГЭ (основных государственных экзаменов) до 1 марта этого года. Перед экзаменационной кампаний заменить ОГЭ уже не получится — каждый такой вопрос рассматривается строго индивидуально и требует серьезных аргументов. При этом от набора ОГЭ будет зависеть все дальнейшее образование ребенка, если он решит поступить в 10-й класс: профиль обучения, набор ЕГЭ и соответственно образовательная программа вуза, куда можно попасть с таким набором ЕГЭ. Таким образом, нынешним выпускникам девятых классов и их родителям уже сейчас стоит серьезно задуматься над дальнейшей образовательной траекторией.

Текст: Оксана Майтакова, фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Тема в развитии


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]