Делать иначе


«Мы другие. Принципы для нас важнее прибыли», — говорится на сайте крупнейшего кооператива Великобритании Coop. Его оборот в 2016 году составил почти 10 миллиардов фунтов, а членами являлись 4 миллиона жителей страны. В кооператив входят 2,5 тыс. магазинов и более тысячи ритуальных агентств. Кроме того, Coop является одной из ключевых страховых организаций в Великобритании и дает работу 70 тыс. граждан.

Мировое кооперативное движение началось именно в Англии. В 1844 году несколько ткачей Рочдейла создали практику, изменившую подход к предпринимательству: объединились и открыли магазин, где можно было покупать товары, которые они поодиночке себе позволить не могли. Идея состояла в том, чтобы бизнес зарабатывал на своих же владельцах, принося при этом им пользу. Кроме того, человек, владеющий пусть небольшой долей в бизнесе, работает усерднее наемного работника и является сверхлояльным покупателем. Кооперативы начали печь печенье, шить обувь и производить муку, но сильнее всего преуспели в торговле. Люди охотно покупали продукты в кооперативной сети, получая дивиденды в качестве владельцев от своих же покупок.

Нахождение в кооперативе стало нормой для многих европейцев, граждан США и Канады. Фактически это форма участия в бизнесе, доступная почти каждому, при сравнительно невысоких рисках и быстро ощутимой отдаче.

Набрав силу, кооперативы начали принимать решения, которые шли вразрез с увеличением прибыли, но согласно принципам их членов. Они первые в Великобритании внедрили в торговлю разлагаемые пластиковые пакеты, отказались от закупок овощей и фруктов, выращиваемых с помощью 20 популярных пестицидов, и слабоалкогольных коктейлей, а также перестали закупать продукцию у компаний, проводящих тесты на животных.

Coop активно внедрял практику Fair Trade, когда сообщество покупает продукты по «честным ценам», позволяющим фермерам из развивающихся стран поддерживать достойные стандарты жизни и устойчивое производство, не разрушающее окружающую среду. Fair Trade является более эффективным инструментом помощи развивающимся странам, чем традиционная благотворительности и международная помощь, уверены в кооперативе. Сегодня Coop продает под брендом Fair Trade бананы, шоколад, кофе, чай, сахар другие продукты.

Кооперация популярна и в остальных странах Европы и США. Во Франции в первую очередь сильны не потребительские, а сельскохозяйственные кооперативы. В 2000-х наиболее стремительно развивалось кооперативное движение в Италии. Во многом это обуславливалось национальной налоговой политикой: если социальные расходы и выплаты вознаграждений в кооперативе составляли 60% всех расходов кооператива, то они полностью освобождались от уплаты подоходного налога.

В Дании кооперативы контролируют подавляющую долю переработки молочной продукции и производства свинины, опять же благодаря специальными налоговым условиям.


По состоянию на 2012 год, согласно данным Worldwatch Institute, членами кооперативов являлись порядка миллиарда человек в 96 странах, а выручка трехсот крупнейших кооперативов в мире составляла 2,2 триллиона долларов.

Популярность кооперативов объясняется их устойчивостью. Только 4 из десяти частных предприятий в Великобритании доживают до своего пятилетия. При этом 8 из 10 кооперативов преодолевают данную временную отметку.

Россия пришла к кооперации во второй половине XIX века, и, как и все остальные страны, не от хорошей жизни. Российская деревня находилась в плачевном экономическом состоянии: затоваривание приводило к сезонному обрушению цен на сельхозпродукцию, что ставило деревню на грань разорения. Прежде чем попасть к конечному потребителю, деревенские товары проходили через 5–10 перекупщиков. Кооперация позволила отсечь их и вернуть доходы в деревню.

В итоге по числу кооперативов и их членов Россия в начале XX века стала лидирующей страной: 14 миллионов жителей страны состояли в 50 тыс. кооперативов. С приходом к власти большевиков история успеха кооперации в России закончилась, а им на смену пришли печально известные колхозы.

1990-е годы стали тяжелым временем для потребкооперации в связи с отмиранием российского сельского хозяйства. Его постепенное восстановление в 2000-х вместе с ростом благосостояния россиян привело к возрождению разных форм кооперации. Огосударствление банковской системы и снижение доступности кредита в 2010-х создало огромные возможности для кредитной кооперации, которая в последние годы набирает все большую силу и становится заменителем неповоротливых банков для малого бизнеса.

Кооперация — это форма участия в бизнесе, которую еще предстоит распробовать многим россиянам. Предельная атомизация российского общества накануне и после развала Советского Союза постепенно заменяется ростом взаимного доверия. И на данный момент нет оснований полагать, что данное доверие окажется обманутым. По данным межстрановых исследований, в рейтинге стран по уровню порядочности жителей (измерялся по возврату «утерянных» в рамках эксперимента вещей) Россия находится выше середины списка. Эти данные подтверждают и замеры Высшей школы экономики. В этом смысле русские не хуже англичан и могут эффективно объединяться, чтобы делать иначе: выгодно привлекать средства членов сообщества и зарабатывать.

* Кредитный потребительский кооператив "Морской фонд"

Справка

Морской фонд кредитно-потребительский кооператив

г. Калининград, пл Победы, 10, оф. 519, ТЦ «Кловер Сити-центр»
3392
На правах рекламы
Источник: КПК «Морской фонд»

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.