Александр Рольбинов: «И мост, и дорогу мы строили долго и, наконец, построили»

Александр Рольбинов.
Все новости по теме: Строительство
Министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов в интервью корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» подвел итоги прошлого года и рассказал о планах по ремонту и строительству дорог региона на 2012-й год, льготной программе авиаперевозок для калининградцев и перспективе продажи имущества аэропорта «Храброво».

— Александр Семенович, в 2011 году в области открыли движение по Второй эстакаде и еще одной очереди Приморского кольца, масштабный капитальный ремонт дорог прошел в Калининграде. Можно ли сказать, что 2012 год по ремонту и строительству дорог будет менее масштабным, чем 2011?

— 2011-й год действительно был масштабным и насыщенным в плане строительства дорог и запомнился потому, что в этот год совпали два вектора строительства — открыто техническое движение по Второй эстакаде и по Приморскому кольцу. И мост, и дорогу мы строили долго и, наконец, построили. В 2012-м таких масштабных объектов не будет. Продолжится строительство Приморского кольца: нам предстоит завершение работ почти на 2 млрд рублей — это работы, связанные с обустройством, которые можно делать только в теплое время года, сейчас на дороге лежат нижние слои асфальта, как только позволят погодные условия, будут укладываться верхние слои.

Но, тем не менее, программа тоже достаточно напряженная, обширная, это касается и ремонта, и реконструкции дорог. А также продолжения строительства — обход Советска. В этом году будут проходить работы, связанные с реконструкцией федеральной трассы 8–25 километр — сейчас там две полосы движения, а должны быть четыре. Кроме этого, мы продолжаем строить Берлинский мост. Ещё один крупный объект — это дорога вместе с путепроводом через Сельму. Также в этом году начинаем строить следующую очередь Приморского кольца, и предстоит большой объём ремонта дорог в муниципалитетах.

— В области из транспортного налога и акцизов на топливо создан дорожный фонд на 2,6 млрд рублей. Как будут расходоваться эти средства? На ремонт дорог?

— Часть этих средств будет расходоваться на содержание дорог, также на текущий ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию автомобильных дорог. Представители Росавтодора неоднократно заявляли, что средства дорожного фонда должны идти на текущее содержание и ремонты дорог. Если же говорить о новом строительстве, рекомендовали изыскивать дополнительные средства из бюджетов разных уровней.

Вы только что назвали цифру в 2,6 млрд рублей. Из них где-то 600 млн нужно затратить на содержание дорог — у нас 4,5 тыс километров дорог. Хотя, на самом деле, мы еще далеки от рекомендованного федерального нормативного объема содержания, который должен составлять на трассе второй категории — примерно 400 тыс в год на один километр. Чтобы было понятно, трасса второй категории — это, например, дорога, которая ведет в Светлогорск, Светлый, Мамоново и т. д.

На оставшиеся 2 млрд у нас запланированы следующие программы: безопасность дорожного движения; ремонт дорог в муниципалитетах, условием предоставления областного финансирования является наличие проектной документации и выделение части необходимых средств муниципалитетом; кроме того, мы запустили программу «Центральные дороги городов». Вообще, сейчас идет акцент, в большей степени, на ремонт дорог в муниципалитетах.

Кроме этого, на нынешний год у нас запланирована программа по ремонту дорог в садовых обществах, поскольку мы понимаем, что многие люди фактически там живут. У нас формируется программа по ремонту дорог на подъездах к садовым обществам. Она разработана, но пока не принята — необходимо еще внести дополнительные корректировки.

— Есть ли планы строительства дорог в сторону новых районов Калининграда, где возводится жилье?

— Да, конечно. Вот, например, Чкаловск — населенный пункт, который близок к Калининграду, он сейчас растет и будет развиваться.

Есть проблема: в «час пик», в выходные дни, в теплое время года из Чкаловска выехать в Калининград практически невозможно. Левый поворот сделать очень трудно и очень опасно. Необходимо связать центр города с Чкаловском, и один из этапов — это дорога на Гайдара, с путепроводом через Сельму. Она должна дальше выйти на Окружную дорогу, пройти через Окружную дорогу и с тыльной стороны выйти в Чкаловск. Сейчас мы займемся одним из этапов, после чего у жителей Чкаловска появится возможность попасть в центр города с этой стороны.

Кроме этого, конечно, много вопросов и много работы связано с существующей ныне инфраструктурой, которая тоже требует дополнительных реконструкций. Даже уже запущенная Вторая эстакада в полной мере не сможет обеспечить ту пропускную способность, на которую она рассчитана. В первую очередь необходимо «пробиться» через улицу 9 апреля на улицу Невского, после чего часть транзитного транспорта можно пустить, минуя площадь Победы. Предстоит, опять же, выполнить реконструкцию путепровода на Аллее Смелых.

— Когда открывалось техническое движение по Второй эстакаде, и городские, и региональные власти заявляли, что необходима дальнейшая реконструкция развязок на подъездах к мосту с улиц 9 апреля и Дзержинского. Известна ли цена вопроса на сегодняшний день?

— Известна. Документация на отрезке от 9 апреля для того, чтобы «выйти» на Невского — 325 млн рублей. Это, конечно, большие деньги, но в масштабах того, что уже сделано — это не так уж много.

— Есть ли возможность изыскать их в региональном бюджете? Обсуждался ли такой вопрос?

— Этот вопрос обсуждался, но, к сожалению, мы пока не видим от города ни инициативы, ни предложений.

— Вы не в первый раз упоминаете, говоря о развязках, 9 апреля в первую очередь. Я так понимаю, на ваш взгляд, нужно начинать реконструкцию со стороны Невского? А со стороны улицы Дзержинского этот вопрос пока не ставится?

— Это тоже надо делать после реконструкции моста на Аллее Смелых, что тоже довольно затратное мероприятие. Но, в первую очередь, необходимо выходить на Невского с 9 апреля. Это, на мой взгляд, наиболее узкое место в полноценной работе Второй эстакады.

estak_9.jpg— В нынешнем году предстоит укладка верхних слоев асфальта на Второй эстакаде, как и на Приморском кольце, где похожие технологии. Какие-то ограничения движения транспорта именно на время укладки асфальта будут?

— Мне сейчас трудно на этот счет говорить, поскольку все эти вещи будут понятны после того, как будет разработан план-график организации работ, соответственно, этот график будет согласовываться с ГАИ и с городскими властями. Но могу сказать, что по возможности будем работать в такое время, чтобы приносить меньше неудобств водителям. Это и ночное время — например, когда мы готовили к техническому открытию Вторую эстакаду — львиную долю работ выполняли в ночное время. Тем более технология такова, что останавливаться нежелательно — метод должен быть беспрерывный, чтобы не было ни щелей, ни стыков, ни зазоров. Метод таков, что сразу по всей ширине проезжей части идет два асфальтоукладчика, два перегружателя и огромное количество катков.

— Каким, по параметрам, будет путепровод на Сельме, строительство которого должно начаться с наступлением тепла?

— Длина самого путепровода — около 60 метров, на нем будет четыре полосы движения, как, собственно говоря, на всей дороге. Из 1,9 млрд рублей проекта сам мост составляет 300–400 млн. Основные же работы будут связаны с реконструкцией и строительством дороги.

При этом сейчас понятно, что объект очень трудный — это связано с прохождением огромного количества коммуникаций, которые надо выносить из пятна застройки. Это трудная работа. К сожалению, многие коммуникации становятся понятны и известны только после того, как начинают копать и рвать какие-то кабеля, потому что часть из них — еще довоенной постройки, и не нанесены ни на одну из карт. Из-за этого работы в центре города всегда связаны с подобными сюрпризами.

— То есть параллельно со строительством моста вы планируете открыть движение транспорта по обходу Советска в 2012-м году?

— Мост и дорога — это два разных объекта, хотя находятся в одном проектном решении, мост нужен для работы пункта пропуска, для того, чтобы мы могли пользоваться этой дорогой, нам необходимо завершить ее обустройство, уложить асфальт и сделать одноуровневую развязку на примыкание к дороге на Неман. После этого дорога сразу заработает. Поэтому мы готовимся к тому, чтобы до конца года можно было открыть дорогу и запустить движение в обход города Советска.

— Деньги на строительство новой очереди Приморского кольца пришли? Она начнет строиться в этом году?

— Мы завершили разработку проекта и получили заключение экспертизы на проект. Определена процедура передачи Российской Федерации Приморского кольца для строительства.

— Эта очередь дойдет до Янтарного или до Балтийска?

— У нас спроектировано в общей сложности 38 километров. Строительство состоит из трех этапов — дорога пройдет дальше Янтарного, немножко не дойдет до Балтийска, и далее дойдет до Круглово.

— По срокам уже что-то понятно?

— Пока говорить об этом сложно, но по опыту предыдущего строительства и тех темпов, которые мы смогли обеспечить раньше, нужно, примерно, два года. Но все будет зависеть от федерального финансирования.

— Еще один крупный объект — это Берлинский мост через Преголю, который запланировано расширить в течение 3,5 лет. В этом году запланированы работы, которые предусматривают перекрытие движения транспорта?

— В этом году нет, на сегодняшний день на этом мосту выполнена установка 22 опор, при этом для 15 опор уже забиты сваи, а семь опор прошли бетонирование. Это две береговые и пять внутренних опор, на пяти из них залиты ростверки, чтобы укладывать балки перекрытия, и построен низководный мост на русле реки Старая Преголя. На островной части обустроена площадка, куда может подходить тяжеловесная техника для выполнения работ.

dorogi_21.jpg— Неоднократно звучали заявления, в том числе и от министра транспорта Игоря Левитина, что необходимо реконструировать отрезок на «берлинке» перед погранпереходом Мамоново-2-Гжехотки. Есть в нынешнем году возможность его реконструкции?

— У нас есть часть дороги, которая осталась в бетоне, и отрезок дороги — в асфальте. Мы с польской стороной подали документы по программе приграничного сотрудничества ЕС, и надеемся, что сможем получить средства Евросоюза для того, чтобы сделать этот отрезок полностью в асфальте. Проект есть. В прошлом году мы приступили к этой работе, и надеюсь, что в этом году мы получим грант.

Кроме этого, мы проектируем и весной получим документацию на реконструкцию дороги Гусев-Голдап, с обходом города Гусева, после этого будет принято решение о начале работ.

— Сколько будет стоить обход Гусева и дорога Гусев-Голдап? На нее тоже планируете средства Евросоюза привлечь?

— Пока сказать трудно. В мае будет готов проект и определена стоимость. Средства предполагается выделить из регионального бюджета.

— Какие объекты можно было бы, на ваш взгляд, еще выделить по результатам прошлого года?

— В прошлом году мы в рамках программы ликвидации мест концентрации ДТП обустроили дороги, которые проходят через населенные пункты по направлению к государственной границе — в сторону Мамоново и Багратионовска. Обустроили тротуары и сделали освещение, потому что в тёмное время суток были случаи наездов на пешеходов. В нынешнем году мы собираемся обустроить тротуары на светловской дороге, в Волочаевке.

Кроме этого, мы буквально недавно завершили работы на участке дороги перед Приморским кольцом. Если вы водите машину, наверное, сталкивались с неприятным ощущением, когда въезжаете со стороны Зеленоградска на улицу Невского. Там был такой «аппендикс», стояли ограждения, и, соответственно, дорога из двух полос сужалась в одну, а дальше вы попадали в темное-темное пятно. Теперь мы там «выпрямили» дорогу, убрали «аппендикс» с правой стороны, установили освещение до самой улицы Невского, и нет уже того неприятного эффекта, как раньше.

— Вы говорили о реконструкции участка 8–25 километра федеральной трассы, которая идет в сторону Черняховска и что там будет четыре полосы. Эти работы завершатся в нынешнем году?

— Нет, за один год этот объект выполнить не получится. Это большие работы — по сути, надо построить новую дорогу длиной 17 км и лимитом финансирования около 5 млрд рублей. По времени это займёт около 3–4 лет.

— Александр Семенович, хотелось бы поговорить на тему железднодорожного сообщения. После того, как Россия получила право на проведение ЧМ-2018, неоднократно со стороны РЖД звучали заявления, что компания намерена развивать скоростное или ускоренное железнодорожное сообщение между Москвой и Калининградом. Когда можно ожидать конкретных решений?

— Если говорить о пассажирском железнодорожном направлении Калининград-Москва, то во время визита Жукова (вице-спикера Госдумы Александра Жукова - прим. «Нового Калининграда.Ru») обсуждалась тема сокращения времени движения поездов. Была создана рабочая группа, которая сейчас занимается этим вопросом. Один из путей — это сокращение таможенных и пограничных процедур на российско-белорусской и российско-литовской границах. Для начала стоит задача сократить время движения на 3–4 часа.

Что касается строительства и обустройства скоростного движения, то пока официально еще ни один из субъектов не признан принимающим игры Чемпионата мира, поэтому пока официально нигде сообщений нет. Но РЖД прорабатывала такие возможности. Как только будет принято решение о принимающих чемпионат регионах, то это найдет отражение в конечных решениях, и мы этот вопрос обсуждали на совещании с Жуковым.

— Больной вопрос — субсидирование региональных пассажирских перевозок на железной дороге. Региональные ж/д перевозчики, которые априори являются убыточными, неоднократно заявляли, что порядок их убытков сильно отличается от уровня финансирования, которое может предоставить региональное правительство. В Калининградской области им требуется, по разным оценкам до 350 млн рублей. Был ли достигнут какой-то компромисс, и как решается эта проблема?

— Суммы, которые просит компания, очень большие. Это больной вопрос для всех регионов. После того, как произошло реформирование пригородных перевозок, все эти обязательства хотят переложить на плечи субъектов. Но понятно, что, когда мы принимали бюджет, мы не планировали нести подобные расходы. Мы, все же, — дотационный регион, и, честно говоря, чтобы такие деньги платить, нам необходимо секвестировать какие-то социальные программы. Поэтому все, что мы могли, мы выделили на 2012 год — это 50 млн рублей.

Мы надеемся, что железная дорога тоже со своей стороны примет определенные обязательства и какие-то расходы. Я не говорю о калининградской компании, а имею в виду РАО «РЖД» и правительство Российской Федерации. Я надеюсь, что все-таки будут приняты решения о помощи из федерального бюджета.

Надо сказать, что железная дорога — это всегда была компания крайне закрытая, и, естественно, как формируются отдельные тарифы, понять и выяснить трудно. Но при этом я считаю, что у нас в области проделана большая работа с «Калининградской пригородной пассажирской компанией» и с «Калининградской железной дорогой», в частности, — по вопросу оптимизации железнодорожной пригородной сети.

Для примера: были направления, где электричка идет в составе шести вагонов, а в ней едет 20–30 человек. То есть электричка везет воздух. Понятно, что такое направление не нужно. Часть таких направлений была закрыта. Было пересмотрено расписание, для того чтобы максимально увеличить пассажиропоток — часть расписания сократили, где-то поменяли время.

rolbinov_karta.jpg— В регионе объявили масштабную кампанию по борьбе с несанкционированным или так называемым «диким извозом»…

— Эта тема носит социальный характер. Я сейчас не говорю о компаниях, что они не платят налогов, я не говорю, что они подрывают выстроенную государством маршрутную сеть, хотя это тоже очень важно. Я говорю, в первую очередь, о безопасности пассажиров. Люди зачастую, садясь в такой автобус, не задумываются о том, сколько трагических или опасных случаев происходит по стране, когда выходит этот «дикий» или несанкционированный перевозчик.

Он может находиться в состоянии наркотического опьянения, может быть, он вчера выпивал или плохо себя чувствует. У официальных перевозчиков водители утром и вечером проходят медицинское освидетельствование. Кроме того, мы не знаем, какой стаж у несанкционированного перевозчика, может, он только вчера получил права, мы не понимаем, проходил ли автобус инструментальный контроль, в каком состоянии у него рулевая система или ходовая часть. Официальные перевозчики проводят инструментальный контроль автобусов утром и вечером. Все жестко и четко фиксируется.

— Какими мерами вы планируете бороться с нелегальными перевозчиками? В формате рейдов?

— С учетом того, что внесены изменения в административный кодекс, там, где водители раньше скрывались за заказными автобусами, теперь появилась статья и возможность по составлению административных протоколов — уже составлено около 150. Поскольку штраф должен быть уплачен в установленное время, происходит административное производство… Но я думаю, что уже сейчас, когда придётся платить штрафы, ситуация начнёт меняться.

С другой стороны, создана постоянно действующая мобильная группа, куда включены представители и ГАИ, и УГАДН, и представители УБЭП, налоговой инспекции, миграционной службы — все контролирующие органы, которые ежедневно работают с целью искоренить это явление. Они работают «в полях». На оперативном совещании мы обсуждали этот вопрос и главам муниципальных образований дано указание создать на местах такие же мобильные группы, чтобы отслеживать их там, где происходит формирование пассажиропотока. Руководителям полиции также дано поручение создать такие рабочие группы на местах. Я думаю, что только совместными усилиями с муниципалитетами мы сможем искоренить это явление.

Пока основной формат — это рейды и составление административных протоколов. Вот буквально недавно задержали водителя, который неоднократно нарушал, уже набирается на конфискацию транспортного средства с возбуждением уголовного дела. Я думаю, как только будет несколько случаев возбуждения уголовных дел, то сразу охотников заниматься такой незаконной предпринимательской деятельностью поубавится.

— По поводу полетов жителей Калининградской области. Шла речь об отдельной программе по льготным билетам для калининградцев. Программа заработает в этом году?

— Есть постановление правительства от 21 ноября 2011 года, название которого звучит так: «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 18 декабря 2010 года» и там как раз определено, что с 15 мая по 15 сентября будут дотированы пассажирские перевозки для всех жителей Калининградской области по направлению Калининград-Москва, Москва-Калининград и Калининград-Санкт-Петербург, Санкт-Петербург-Калининград. На уровне эконом-класса в Москву цена билета должна держаться в 3600 рублей, на маршруте в Санкт-Петербург — 3300 рублей.

hrabrovo_3.jpg— Это уже конечная цена? То есть человек с паспортом жителя Калининградской области, с пропиской приходит в авиакассу и покупает билет по фиксированной цене?

— Да, человек должен подтвердить свою калининградскую прописку. Единственное, есть две поправки. Первое, что человек может получить билет не позднее, чем за 4 дня до отправления самолета. То есть, это надо делать заранее. И второе: в зависимости от борта и пассажирских мест устанавливаются квоты для жителей — от 30 до 40 процентов от общего количества мест.

— К сожалению, около 3,5 тыс рублей — это дороже стоимости билетов у лоу-костеров, которые раньше совершали рейсы в Калининградскую область.

— Но такая цена билета на самолет — это примерно одна цена билета в купейный вагон.

— Постановление о льготных перевозках для Калининграда действует только на 2012-й год?

— Пока только на 2012-й. В прошлом году действовала льготная программа для пенсионеров и для студентов. Она себя в полной мере не оправдала, из-за того, что основная мобильная и подвижная часть людей находится в ином возрастном интервале. Поэтому правительство РФ приняло решение те средства, которые в программу были заложены — 740 миллионов — изъять. При этом по просьбе правительства области сделали льготу для всех жителей региона и ввели ее в тот период времени, когда высокий сезон и цены на билеты самые высокие. На эти цели из федерального бюджета заложено 440 млн рублей.

Текст — Наталья Калугина, фото — «Новый Калининград.Ru»

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.